содержание Особенности европейских перемещений.
Надо сказать, навигационными средствами мы заправились по это самое. PC Navigator 2010, iGo, TomTom, Nokia Maps, Navitel, Google Maps - а если вдруг катастрофа, то бумажные карта и атлас автодорог Европы. Плюс на гуглокартах, в календарях и на распечатках были отмечены географические координаты реперных точек (что в ряде случаев очень помогло). И на крайний случай, мы были готовы брать языков, предъявляя распечатки с картами проезда к отелям и фотографиями их фасадов.
Знать внешний вид отеля особенно ценно, когда ты плутаешь уже в темноте, под вечер, номера домов куда-то подевались, а тебе хочется уже не рулить, а в постельку.
Что я могу сказать про навигаторы в целом. Поляки, итальянцы и хорваты строят новые автобаны и развязки быстрее, чем мапмейкеры успевают их обновлять. Даже купивший кусочек Моторолы Гугл не знал про фрагмент быстрой автострады, которую тянут от Радома к Кракову. И, если верить навигаторам, какую-то часть пути мы проделали вне дорог, по полю, аки птицы. Похожая ситуация была в Хорватии, на пути от Дубровника, и в Чехии на границе с Польшей. Выводы - если указатель говорит: «сюда», а навигатор: «туда», ехать по указателям. Они умнее.
По точности навигации, могу отметить PC Navigator. Его прогнозы о времени в пути почти всегда сбывались. К сожалению, по Италии и Хорватии он был не в курсе скоростных режимов, и даже для автострад на всякий случай показывал ограничение «50 км/ч». Для остальных стран он вёл себя приличнее, даже бодро оповещал о радарах. Особенно в Польше. Но голоса у него отвратные, как и интерфейс.
Лучшие голоса были у Nokia Maps. Интерфейс был явно продуман и тщательно выстроен. Это было совершенно очевидно любому, кто запустил программу. К сожалению, занимались интерфейсом не земляне, поэтому приходилось привыкать к нетривиальным ходам и решениям. Навигация по той же Хорватии оказалась неплохой. Разумеется, без радаров и скоростей - зато с заправками и без необходимости подключения к Интернету.
Маршруты, проложенные Michelin (viamichelin.com), оказались неоправданно медленными - в среднем процентов на 20-30. Почему я про них вспомнил: первоначальный расчёт дистанций и времени прохождения я делал как раз Мишелином (с перекрёстной проверкой на Гугле и ТомТоме и выбором из них самого пессимистичного варианта). Сходу обнаружилось, что «Fastest Route» в Мишелине бывает сильно медленнее «Shortest», а «Shortest» в свою очередь длиннее «Fastest», и прочие странности. Но нам пессимизм Michelin оказался на руку, выигрыш по времени всё равно съедался с булочкой и кофейком на заправках, на остановках «давайте сделаем паузу, пописать-пофотографировать» и на манёврах вида «чёрт, у меня на навигаторе здесь нет никакой кольцевой развязки, давайте поедем налево, там хороший вид!»
Интернет, как зеркало русской навигации. Мы обзавелись международными эстонскими SIM-карточками GoodLine. По Европе тариф GPRS - $1/1Mb. А по Белоруссии и Хорватии - $25-27/1Mb, охре… В среднем у меня уходило $7-12 в день на «пошариться по вики, почитать про достопримечательности». А вот Гуглокарты в день могли ненапряжённо съесть и 3, и 5, и 10 мегабайт трафика. Поэтому для пешей навигации по Риму и другим провинциальным городам я пользовался Nokia Maps, или разок запускал ГуглМапс, прокладывал маршрут, и уходил в оффлайн не выключая карт. По счастью, мои POI гугл кешировал и необходимости доступа к Интернету при их просмотре почти не было.
Парковки. Перед поездкой я по e-mail терзал отельный персонал на тему парковки, а они дивились моему волнению. Но на многие точки мы прибывали к полуночи, и последнее что нам хотелось, это ещё и искать место где поставить машину. Однако привыкшим к московскому хоррору водителям в европах будет в чём-то полегче. Гаражей и парковок там тьмы и тьмы. Разумеется, платных. Ближе к центру, дороже. Дальше от центра, дешевле. По странам и городам:
- Венеция. Есть два гаража многоэтажных гаражных комплекса - на острове Трончетто (€23 в сутки) и на Площади Рима (€25 в сутки). Имхо экономия двух евро не стоит пятнадцатиминутного пешего пути по унылым задворкам. Правда от Трончетто тоже ходят водные трамваи в центр, так что выбор не столь принципиален. Мы выбрали второй вариант - первый отель был в 700 метрах от этого гаража, а во-второй раз двинули туда просто по привычке. Оплата постфактум - при въезде получаете билетик, при выходе в кассе его оплачиваете и у вас есть пара десятков минут, чтобы покинуть судно.
- Рим. Куча гаражей, но мы парковались прямо на улице. Взять билетик в ближайшем паркомате (насовать туда монеток пропорционально количеству часов), положить под стекло, счастливой птицей полететь к метро. Цена вопроса - евро с чем-то в час, с 8 до 23 (остальное время бесплатно, так что нужно взять талон только на это время). На билете проставляется, до какого времени он действует.
- Вена. О, Вена и парковки… В отеле на ресепшн вам за €4.60 в сутки выдадут два документа для подкладывания под стекло - это право на парковку в городе (по будням - выходные бесплатно). Но не обольщайтесь - право не означает возможность. Почти везде висят знаки «парковка запрещена», «остановка запрещена», и все с хитровывернутыми модификаторами. Здесь можно с 13 до 17 часов по будням. А здесь с часа ночи до 6 утра по средам и пятницам. А здесь можно только машинам какой-то непонятной организации. Всё по немецки. Знаки часто образуют зоны (начало: «Anfang», конец: «Ende»). Причём внутри зоны может быть ещё подзона, на две-три машины, с особыми условиями. Я понимаю, что всё это описано и в наших правилах, но досель я не сталкивался с такой тщательной педантичной паранойяльно-скурпулёзной реализацией оных. Результатом того, что мы не обратили внимание на какой-то вспомогательный знак, был звонок в 6 утра в номер - парнишка с ресепшн встревоженно оповестил нас, что ему позвонили откуда-то из госорганов и сказали, что у нашей машины есть 10 минут чтобы переместиться с запрещённого места. Иначе её эвакуируют. Продирая глаза мы понеслись перепарковываться. Ибо штраф в несколько сотен евро и путешествие на окраину на штрафстоянку совсем не входили в наши планы. В итоге в последний день мы, чтобы не мучаться, сунули машину в ближайший гараж за €3/час (хех, охраняемая парковка за 120 рублей в час в самом центре города. Привет, Собянин!).
- Чехия. Паркомат кушает монетки и выдаёт билетик пропорционально съеденному. Талон нужно положить под стекло.
- Польша. Не знаю, мы или парковались бесплатно, или бесплатно, или бесплатно перед отелем.
- Хорватия. В Дубровнике в табачных киосках продавались парковочные билетики по 10 кун за час. Их нужно заполнить и положить под стекло. В заполнении очень помогут друзья из числа местных прохожих и служащих, которыми вы тут же обзаведётесь. В других городах мы находили бесплатные места, но подозреваю, методы оплаты те же.
Общественный транспорт. Я вам не скажу за всю Ивропу. Скажу только за Вену, Венецию и Рим.
• Вена средне богата общественным транспортом - есть метро, трамваи и автобусы. Поэтому можно взять проездной на сутки за €5.7 (действует 24 часа с момента пробития в коробоче перед входом в метро или в автобусе). Есть продвинутые варианты с попутной скидкой в музеях, есть даже Венская Карта - тоже со скидками. Но когда я попросил парня на ресепшн посчитать, какая у меня будет экономия, получилось в районе 10%. Понятно, что эта карта выгодна только при оптовом посещении достопримечательностей, от десятка. Реально, большая часть интересного в Вене находится в пределах часа пешего хода - если вы, как мы, живёте в центре. Карту POI (
как для Барселоны) выложу. Гуглокарты общественный транспорт не умеют, пешеходов умеют. В Вене можно арендовать велосипеды. В отличие от наших морально ущербных столичных метроуправленцев, австрияки пускают в метро с великами:
Впрочем,
не только австрияки. И ничего, колготки у гламурных дам не рвутся, никто не пачкается. Но будет о грустном, вернёмся к городам.
• Венеция. Есть девять способов перемещаться по Венеции. Первый - в Тардисе, как в Doctor Who. Второй - под водой в акваланге. Третий - по воздуху на воздушном шаре (как в фильме про Казанову). Четвёртый - по крышам (Казанова и «Турист»). Пятый - пешком, шестой - на водных трамваях по имени «вапоретто» (€5.3 за час плаванья, можно взять билет на 12 часов, на 18, 23 и т. п., а есть «Венецианская Карта» с правом проезда в течение 3..7 дней и скидками). Седьмой способ - паромы «трагетто», перевозящие пару десятков стоящих пасажиров с одного берега канала на другой (кажись за €1). Восьмой - такси (дорого). Девятый - гондолы (~€90 с шестерых за минут сорок не очень интересного плаванья). Я голосую за вапоретто и пеший ход. Гуглокарты умеют считать пешеходов, что для хитроизвилистых улочек Венеции очень полезно. Общественный транспорт вроде умеют, но не считают.
• Рим. В пределах центра можно и нужно бродить пешком. Метро есть, но имхо как-то нелепо проложенное. Много неохваченых территорий. Гуглокарты ОТ умеют, но почему-то игнорируют метро (€4 на день) и ведут какими-то дикими окольными путями. Такси мирное, разумное по ценам, всё по счётчику (шесть километров встанет где-то в €13). У таксистов есть стоянки, но как показывает опыт, они останавливаются и на поднятую руку, аналогично Стамбулу.
Дороги. Вся Европа очень прилична в этом плане. За отдельными значимыми исключениями, о которых ниже. Европейцы зело любят кольцевые развязки (преимущество у тех, кто на кольце), платные автострады без населённых пунктов (130-140 км/ч), длиннющие разгонно-тормозные полосы (те, кто ездят по Третьему Транспортному в Москве, уже наверное и забыли, что это такое), 50 км/ч в городах. Любят они и радары, о которых заботливо и загодя предупреждают. Много радаров, которые стреляют в попу. Если идут дорожные работы, знаки об этом появляются весьма загодя, чтобы водитель успел перестроиться. Нам контраст был особено заметен, после того как мы, возвращаясь, чуть не въехали в ремонтную машину на Трёшке. В общем и в целом, дорогоуправителей там больше интересует результат, чем пиар и распил.
• Россия. Много о России и Белоруссии писать не буду, и так кто ездит, знает. Трасса до Бреста весьма неплохая, хотя в области обильно кормятся гаишники. На неосвещённых участках ночью они не замечены, поэтому наблюдается такой парадокс - чем темнее и, следовательно, опаснее дорога, тем быстрее едут машины :)
• Белоруссия. Трасса через Минск на Брест тоже хорошая. Хотя Миша, который в армейские годы изъездил там всё, говорит, что раньше (при СССР) она была лучше. Её построили к Олимпиаде-80, и наверное строили не наши. В 90-е она развалилась, позже Батька её подлатал и теперь она вполне цивильная. Много мультивалютных едален, заправок (меньше рядом с границей с Россией), стоянок. А вот бензин уже такой же дорогой, как в России (у нас было 27.26 за литр 95-го, притом на российских NoName цена была от 26.8). Не знаю, может если отъехать от трассы, будет дешевле.
• Польша. Странный микс хайвеев, шервудских лесов, сельских дорог, бедности и чистоты. Есть пара автострад, где ограничение скорости 140 км/ч, от Варшавы и от Кракова. Но большая часть Польши - непонятные дороги (90 км/ч), идущие через населённые пункты (официально 50 км/ч днём, 60 км/ч ночью). Качество асфальта разное. Например,
Но мы, русские (белоруссы, украинцы и другие дети «семьи народов») к этому привычные и на нашу скорость это сильно не влияет :) Тем более, что в массе своей, дороги там всё-таки съедобные. Кстати, обратите внимание на отсутствие обочины. Такое в западных краях - норма. Если хочешь встать, ищи стоянку. Впрочем, мы наблюдали поляка, который ничтоже сумняшеся прямо по траве заехал в лес и там устроил привал. Ещё одна особенность: местное сельское население любит по этим дорогам гулять, как по пешеходной и велосипедной зоне. Особенно в выходные. Спасает только то, что местного населения в этой стране относительно мало.
• Чехия. Приличные автострады. И хорошие обычные дороги. Я это отметил ещё в прошлый раз, когда мы сняли машинку и делали радиалки от Праги.
• Австрия. Неплохие автострады. Как ни странно, несколько хуже, чем в Чехии и в Италии, особенно туннели. Как проезжаешь австрийско-итальянскую границу, очень хорошо видно - разметка на итальянской стороне сияет, туннели красивые и цветастые, асфальт тише.
• Италия. Очень хорошие и быстрые автострады. Много длинных прямых участков, где можно разогнаться.
• Неаполь. Вынес его в отдельный топик, потому что это здец.
Такое впечатление, что ты выехал из Италии и вообще Евросоюза, и въехал в Суверенный Задрищенск, где маленькое, но бесзвезды гордое правительство бережно хранит свою целкость за народный счёт, и на это уходят все деньги государства. О манере вождения напишу ниже, она вполне соответствует.
• Хорватия. Есть как хорошие хайвеи (многие сейчас как раз строятся на горе навигационному софту), так и горные серпантины - тоже вполне приличные.
Платные дороги. Явление, частое в Европе (кроме Польши - там всего пара автострад с оплатой). Варианты оплаты: виньетка на неделю/10 дней/месяц (Чехия, Австрия, Словения) - покупается на ближайшей заправке за десяток-другой евро и клеится на лобовое стекло изнутри; предоплата на терминале перед шлагбаумом (Белоруссия, 21 р четыре раза за трассу); постоплата на выезде с платного участка (Италия, Хорватия, Польша) - при въезде выдаётся билетик, при выходе засовываете билетик в автомат, а он считает и просит деньги. Налом, до полутора десятков евро. Если захотите оплатить кредиткой - следите, чтобы встать в ряд, где берут кредитки. Затраты на дороги в странах с виньетками по факту получаются меньше. Круче всего было в Словении, где чтобы пересечь за 15 минут страну и попасть в Италию, нам пришлось купить недельную виньетку за €15.
В Италии и Хорватии с нас не брали денег за ремонтируемые участки.
Манера езды. В Европе ездят спокойно, не членомерятся, даже в Риме. Контраст всё виднее, по мере того как от белорусской границы приближаешься к «сердцу Родины» - начинают хамить, подрезать, шнуровать. После западных дорог приходится привыкать. Неаполь же и тут выделился. Движение там, как в Риме 15 лет назад. Броуновское. Через 10 минут после въезда в город на одном из перекрёстков к нам в зад въехала скорая. Водитель выскочил и экспрессивно стал доказывать, что всё в порядке. Окружающие высыпали из машин и бодро включились в обсуждение. Мне кажется, за эти секунды они даже успели образовать несколько враждующих друг с дружкой партий. По счастью, царапина была пустяковая, и мы поехали дальше. Отличие от наших водителей однако имеется - в Неаполе они просто такие расторможенные. Без злобы. Но планируя туда путь на машине, запаситесь чугунными сковородками. Чтобы обвязать свой кар со всех сторон.
Скоростной режим. На автострадах гоняют и под двести, причём как местные, так и приезжие. Благо, о радарах загодя предупреждает навигатор и щиты на дороге. Гоняют впрочем там, где для этого есть возможность, на прямых участках с хорошей видимостью. Только в Хорватии за нами всё взрёвывал какой-то порш, его водителю и хотелось порезвиться, и было сцыкотно. В итоге он решился и обогнал на узенькой дорожке, понёсся вперёд. Но это единичные случаи. И даже этот порш дождался разрыва в разметке, через сплошную обгонять не стал.
Паром. Судя по очередям и забитости трюма, бронировать место для машины на пароме стоит загодя. Цена вопроса для Адриатики в районе ста евро за небольшую легковушку, плюс места в каюте - в высокий сезон с носа могут содрать ещё евро по сто за место в трёшке. Можно и сидячие места, но не хочется. Приезжать рекомендуют за три часа, но имхо можно и за час, ничего страшного не произойдёт. По приезде вас распределяют в правильную очередь, и вы идёте к стойке компании, где бронировали билет - обменять бронь на посадочные талоны (на машину и на каждого пассажира). Потребуются документы на вас и на машину, гринкарта.
Граница России с Белоруссией. Проезжайте.
Граница Польши с Белоруссией. Мы ехали через Домачево, и не прогадали. В Польшу прошли за сорок минут, а обратно вообще шоколадно - за 18 минут от столба до столба. Могли бы и быстрее, но изнывающие от скуки поляки развлеклись, сверяя WIN и распрашивая про особенности машины. Добродушно, без негатива. Я в свою очередь выяснил у молодого польского погранца, как здесь с очередями. Ответ был ожидаемым: очередей нет, только в уикенды. Утром в субботу, вечером в воскресенье. Вы только никому не рассказывайте, а то все ломанутся и лафа кончится. Мы как раз и планировали проехать вечером в субботу и утром в воскресенье, чтобы попасть в противофазу.
Граница Европы с Хорватией. На пароме при посадке в Италии вообще ничего не проверяли и сказали, что всё это по прибытии. В Дубровниках, в Хорватии вяло глянули и поставили штампик в паспорт. На выходе из Хорватии махнули рукой - мол, проезжайте. Мы: «а штампик?» - «окей, тогда давайте паспорта». Никогда раньше не думал, что штамп на границе - дело добровольное.
Граница Хорватии с Боснией и Герцеговиной. Не выходя из машины: беглый взгляд, штампик, «следующий». Кстати, не все навигаторы в курсе, что можно проехать из Дубровника напрямую в континентальную часть, без парома. Но вы знайте - не просто можно, а рекомендуется. Потому что бензин в Боснии и Герцеговине дешевле, и путь много быстрее.
Границы в Европе. Отсутствуют. Есть формальные знаки, есть пустующие будочки, перед границей может быть стоянка с магазинчиком, купить поесть и виньетку для платных дорог. И всё.
Алкоголь. Мы за рулём не пили. В принципе, в этих странах промилле ненулевые, где-то доходит до 0.5. И нас ни разу не остановили для проверки, хотя предупреждающие плакатики были. Но природу не обманешь, алкоголь всё равно притупляет реакцию. А на длинном маршруте, когда скорости большие и все устали, любая капля может стать последней.
содержание