Демпинг в фотосъёмке

Jun 08, 2011 19:12


- Раскольников, ты зачем старушку убил? У неё же всего 20 копеек было…
- Так ведь пять старушек, это уже рубль!



Когда мы говорим о расценках на фотографирование, надо понимать, что речь идёт о трёх не всегда соприкасающихся мирах. * Не о жанрах, их гораздо больше. Можно попробовать отсортировать их по уровню творчества.

Во-первых, это «протокольная фотография»™. Фото на документы, фото на доску почёта, фото трупа для судмедэкспертизы и т. п. Главные требования к результату - различимость деталей, соответствие шаблону. Например, «13 см до глаз сверху, голубой фон». Или «все детки из группы сняты в лёгкий полуоборот, голова занимает 60% кадра». Такая съёмка важна, нужна, но творчества в ней не так много.

Во-вторых, «стандартная жанровая фотография»™. Жанров, как я уже писал, много. И они очень разные. Но здесь ключевое слово «стандартная». Хоть съёмка портфолио, свадебная или предметная съёмка безусловно оставляют простор для креатива, но как показывает просмотр вещдоков сайтов, на этот простор многие боятся поставить ногу. Поэтому требования к результату схожи - соответствие канонам. Более сложным, не всем известным, но всё же канонам.

В-третьих, «креативная фотография»™. В любом жанре. Ограничений нет сверху, но нет их и снизу. Отличить крутой креатив от каля-маля не могут даже профессионалы, чего уж говорить о любителях. Поэтому в среде арт-критиков и художников давно было придумано правило: «Творческой является работа, названная нами (арт-критиками и художниками) творческой». Обывателю остаётся только верить им на слово и украдкой  размышлять, чем так крут «чёрный квадрат», если он сам может не напрягаясь рисовать такое с выходом сто штук в день.



С ценообразованием в последнем случае проще всего: как бог на душу положит. А в самом высоком ценовом сегменте - как большие дяди решат. Да, это большой бизнес, похожий на политику и терроризм. Бизнес с активным манипулированием общественным мнением через СМИ, с созданием ценности из ничего, со своими крутыми игроками.

С протокольной фотографией тоже просто. Расценки достаточно устойчивы и на грани себестоимости для фотографа. Любой, кто попытается их значимо снизить, получит в лоб законами экономики.

А вот в «стандартной жанровой фотографии» ситуация хитрая. С одной стороны, она чем-то похожа на креатив, навыков тут требуется побольше, и есть желание запросить за них адекватную стоимость. С другой, на этом рынке, помахивая зеркалками, бродят толпы голодных вьюношей и девиц. С экономикой они не дружат, камера им досталась дёшево, амбиций много. А качество работ порой бывает вполне приличным, оно вообще напрямую со стоимостью и возрастом не связано. Поэтому рождается гениальное решение: снимать как для жанровой фотографии, а брать как за протокольную. С мыслью «вот раскручусь, подниму цену».

Именно от такой политики я и хочу предостеречь начинающего коммерческого фотографа.

«Дешёвый фотограф» - ярлык, который легко налепить, но очень тяжело отклеить. Посмотрите фильм «Джек Восьмёркин - "американец"», эпизод с промоакцией сигар. Селяне искренне не могли понять, почему если вначале товар раздавался за так, потом за него нужно платить деньги. Если вы работаете с постоянными клиентами (а это лучший вариант), будьте готовы к тому, что если вы что-то делали бесплатно, то и будете делать дальше. А для «ответственных дорогих проектов» они найдут другого фотографа.

Низкая стоимость товара часто ассоциируется с соответствующим качеством. Тема хорошо описана у Хилла в «60 трендов за 60 минут» и в книге Долана «Power Pricing». Фотка за сто рублей - это что? Это фотка на паспорт. Или штампованная открытка тиражом в миллион экземпляров. Практически без вариантов. А фотка за 1000 € - это что? Это арт-объект. Ну наверное. Должно же там что-то быть за такую цену. * речь идёт именно о стереотипах, а не о реальной художественной ценности.

Можно продавать оптом задёшево открытки, можно продавать поштучно и дорого картины. Но не стоит продавать поштучно и дорого дешёвые открытки, и нельзя продавать оптом задёшево картины. Вы ведь не стали бы продавать Lamborghini по цене «копейки»?

Есть бесплатная работа, и есть платная работа. А вот «слегка платной работы» нет. Если вам платят хоть рубль, клиент всё равно помещает этот проект в категорию «платных», и спрашивает по полной. Так же, как он спросил бы, если бы платил тысячу или десять тысяч рублей. Может быть он в глубине души понимает, что платит мало, но скорее всего нет. Т.е. вам всё равно придётся выкладываться. А отмазки «да кто за такие деньги будет это делать» не катят, это первый признак непрофессионализма. Взялся, делай. Не устраивает сумма, зачем подписался? Вряд ли фотограф заключал с клиентом договор типа: «вы мне платите копейки, а я вам отвратно снимаю».

У меня в молодости был эпизод, когда мы по неопытности взялись за большой проект, назначив смешные деньги и не оценив реалистично объём работ. В результате работали месяц по 47.5 часов в сутки, но всё сделали. Такие эпизоды - урок на будущее, чтобы адекватно планировать.  Разумеется, нередки эпизоды, когда клиент хочет без мыла в рай расширить задание, не расширяя бюджет. Я сам бывал в роли такого заказчика по другим проектам, и могу сказать - клиенту совсем неочевидно, что для подрядчика плёвое дело, а что он никак не может сделать без дополнительных денег. Я думаю, все мы можем отличить такие ситуации от собственного факапа, и вежливо и доброжелательно объяснить, что дополнительные работы = дополнительные затраты.

Хорошая работа требует хорошей техники. А хорошая техника требует хороших денег. Конечно умелец-хирург наверное может и столовым ножом аппендикс удалить, а фотограф может вместо вспышек использовать магазинные лампы-прищепки. Но лучше всё-таки использовать нормальное оборудование. Меньше трудозатрат, выше качество.

Уменьшайте цену пропорционально уменьшению объёму работ. А не подёргиванию века клиента на переговорах. Не «10,000,000 рублей! Ой, нет, 10,000 рублей! 1,000!», а «За 100,000 рублей вы получите то-то и то-то. Можно вписаться в 50,000 рублей, если не снимать вот это и вон то. Можно вписаться в 20,000 рублей, если вместо трёх эпизодов сделать один и отказаться от запуска спутника на орбиту». Уважайте клиентов и давайте им реальные вводные, чтобы они могли принять адекватное решение.

Добавлю, что есть клиенты, прекрасно знающие всё вышеописанное, но прекрасно и с удовольствием пользующиеся комплексом неполноценности других, чтобы сэкономить. Причём это происходит отнюдь не только в фотографии. В конце концов, зачем платить больше, если человек готов на меньшее? Но, например, адекватного финансового директора за $100 в месяц вы не найдёте, а фоторынок, увы, готов подобное предложить. В результате «демпингографы» через несколько лет или уходят с рынка, или вынуждены мучительно пересматривать ценовую политику.

++ Вы заметили, я не приводил гуманистiчных аргументов типа «имейте совесть, не топите коллег по цеху». Рынок - штука жестокая, здесь каждый за себя. Вот о себе и подумайте, и поставьте реальные цены.

++ Вы заметили, что я ничего не писал об анализе себестоимости и ценообразовании в фотосъёмке. Потому что это тема отдельной статьи.

++ Вы заметили, что я писал об адекватной нижней планке цены, но не о верхней. Из моего опыта, демпинг - гораздо более серьёзная, всем вредная и распространённая проблема, чем завышение цен.


Поделиться, оценить:



   

фотография, phtg, экономика, ценообразования, фоторынок, фотосъемка, расценки, демпинг, Заметки на обрывках плёнки, рынок

Previous post Next post
Up