В лекции Михаила Соколова «Культурный капитал» описываются потребности «принадлежность» и «право на идентичность». Принадлежность к социальной группе, которая успешна и/или позволяет проявлять желаемую идентичность.
Это то, о чём я говорил, размышляя о двух факторах моды (а также искусства и литературы): о биологическом и социальном. В первом случае подчёркиваются и развиваются какие-то витальные признаки, так или иначе способствующие выживанию, либо соседствующие с оным. Красные губы, крепкое тело, учащая разумному-доброму-вечному книга (как вариант, детектив, рассказывающий, как совершать преступления и не попадаться). Во втором случае речь идёт уже о признаках, подчёркивающих принадлежности к группе. Они могут совпадать с первыми, а могут им противоречить. В былые времена в модеу дам была анемичная бледная кожа (
Альфонс Алле использовал прекрасное слово “chlorotiques”, «хлоротичные»). Биологически это не очень хорошо. Но тогда это означало, что женщина не должна впахивать на полях, то есть она социально успешнее каких-то пейзанок. После в моде стал загар: признак того, что у человека есть деньги на путешествия. Сейчас бледность снова в моде: успешные люди озабочены здоровьем и боятся рака кожи.
В моих примерах социальные группы, к которым стремятся принадлежать, успешны. Но, как справедливо продемонстрировал Соколов в своей мини-лекции, сама по себе потребность в выражении идентичности может быть очень важна, независимо от выгод или невыгод ей сопутствующих.
Мне указали на кажущееся противоречие: «идентичность в группе - уже не идентичность».
Противоречие здесь в основном номиналистическое, от наших пониманий и определений терминов «группа» и «идентичность». Человек вполне может считать, что его соратники просто совпадают с ним по ценностям, ну так вышло (кто подумал “iPhone”, тсс).
Однако здесь поднимается одна очень важная социальная проблема. Дело в том, что дифференциация идентичности, её допустимая диверсификация внутри групп «неформалов» как правило куда ниже, чем среди любых случайно взятых «одинаковых» людей. Этот вопрос исследовался, особенно на примере разных «неформальных» групп в 90-е в СССР. Рокеры, металлисты, панки… Внутри такой группы шаг влево, шаг вправо - попытка к бегству. Попробуй послушать другую музыку или одеться иначе! Попробуй пойти дружиться в другую группу! В лучшем случае, выгонят.
Поэтому если смотреть глубже, то рисуется такая картина.
1. Человек хочет права на проявление своих ценностей, расходящихся с ценностями условного «большинства» (и активно ими отвергаемых - иначе ради чего бороться).
2. Он понимает, что в одиночку против света не выстоять, и ищет сторонников.
3. Поскольку он отставивает нераспространённую и не вполне сформированную идентичность, ему нужно чётко понять, что есть она, а что - нет. Для этого он, часто искусственно, изобретает признаки и ритуалы, катафатически и апофатически задающие границы этой идентичности. Например, подобным образом древние иудеи жестко отстраивались от соседних племён и от греков («не варить козлёнка в молоке матери его» -
ответ на ритуал одного из соседних племён). А хиппи отращивали длинные волосы и «за мир во всём мире».
4. Вследствие реального риска размытия и потери идентичности повышается агрессивность в отстаивании оной, усиливается ригоризм и нелюбовь к «отступникам».
5. В итоге человек с одной стороны получает «площадку» для выражения своей идентичности и защиты её от посягательств других, но с другой - «тюрьму», стены которой гораздо сильнее, чем неприятие «безликого большинства» ограничивают свободу развития его личности.
Часто в таких группах наверх поднимаются те, кто совмещает нежелание изменений с жаждой власти. А ищущие свободы и просто несогласные бегут. И начинается новый цикл.
А мы можем лишь надеяться, что доживём до таких времён, когда люди и общества будут настолько уверены в себе, что спокойно позволят отличаться тем, кому этого хочется - ведь на самом деле это не какое-то меньшинство - каждый из нас в чём-то отличен от любой выбранной группы. Просто сейчас частенько приходится это скрывать. Порой даже от себя. Вот и принуждает к «следованию норм» не безликое гомогенное большинство, а множество разных, не желающих признать и принять эти различия.
содержание •
вся фототематика •
только фотографии •
мысли •
новости •
обзоры •
интересное •
alex-krylov.ru queer • группа • групповая психология • идентичность • свобода • социальная психология