Да понятно, что приложением тысяч человекочасов рабского труда можно сделать практически что угодно. Интереснее другое - почему вдруг в один момент все эти точные кладки заканчиваются, и начинается очень грубая примитивная работа, в том числе и поверх старой кладки? Ну и еще много-много всяких "мелких" вопросов и нестыковок. То здесь, то там попадаются поверхности с явной машинной обработкой, которой быть не могло. Всяческие непонятные ниши и детали явно чисто технического характера, кропотливо и очень аккуратно выбитые в камне, часто без следов ручного инструмента.
Рисунки Наска - вообще отдельная тема. Нарисовать не проблема - камушки выложить. Хотя тоже вопросы, особенно насчет прямых линий, идущих почти на десяток км через горы и реки с точностью, превышающей современную инструментальную геодезию. Но главное - там скорее непонятен мотив. Если это искусство, то для кого? их же видно только с самолета. Возможно, "общение" с богами. Еще заставляет задуматься уникальность Наски. При множестве схожих культур и местностей, мы больше нигде в мире не наблюдаем таких огромных геоглифов.
Интересно, что в случае с пирамидами поработали скорее всего не рабы. Народ подгребали за освобождение от армии и от налогов. Это и сейчас бы сработало имхо.
Прям так глубоко вопрос не исследовал, но думаю, бритва Оккама и с нестыковками сработает. Почему становилось хуже? Ну напрмер, государство приходило в упадок. Вон, как Рим строил. А потом в Тёмные века какой просад по всей территории империи. Самарканд опять же был великолепен, а потом регион развалился. И все строили как могли - разумеется, поверх старой кладки. Место то удобное, зачем менять. В Риме многие христианские церкви - переделанные языческие храмы, и даже сохранившие ту кладку.
Не встречал ни одного убедительного свидетельства про машинную обработку. В статье есть ссылка на возможные методы обработки. Подобное вообще обрабатывают подобным - гранит гранитом, алмаз алмазной крошкой. Конечно сегодня всё удобнее делать фрезами, но можно и без них. Пример со второй минуты со стамесками из кремня.
Геоглифы Наски очень мистифицированы. Вероятно это всё-таки «храмы-2D» - подобные встречаются в самых разных культурах. Даже в исламе, в некоторых африканских племенах в пустыне позволяется «нарисовать» вокруг себя мечеть и там помолиться. Тут же явные шаманские обращения к богам - рисунки сплошь изображают местных животных, характерных для ЮА.
Большую часть из них на самом деле было видно с окрестных холмов, просто сейчас они заросли. И они конечно не единственные. Геоглифов много. 110-метровая английская «Белая лошадь» бронзового века, мой фаворит:
Её наверное ещё сложнее было делать: на холме, а не на плоскости. Всегда находились люди с хорошим пространственным воображением.
Кстати, кажется на ТРИЗе мы разбирали задачку - как сделать поверхность пирамиды/чего-то-там-не помню идеально плоской и горизонтальной. Без уровней и лазерных дальномеров. Оказалось, голь на выдумку хитра. Площадку обносили по периметру бортиком, герметизировали щели и заливали водой. Всё, что выступало над поверхностью, стачивали. Стравливали воду. Повторяли. В результате получалось лучше, чем у многих наших строителей-ремонтников.
касаемо почему вдруг в один момент все эти точные кладки заканчиваются, и начинается очень грубая примитивная работа, в том числе и поверх старой кладки?
читал где-то, что тут ответ получается приблизительно такой: грубая, примитивная, но более технологичная. потому что из кирпичей из обожжённой глины можно строить быстрее, проще, меньшим количеством человекочасов, но, правда, и стоять это будет не так долго.
Похоже на то. В какой-то статье писалось, что полигональная кладка - не круто, а наоборот признак неразвитых технологий обработки камня/глины. Аборигенам приходится довольствоваться теми булыганами, что валяются окрест - блоки единых формы и размера они массово вырубать не умели.
Интереснее другое - почему вдруг в один момент все эти точные кладки заканчиваются, и начинается очень грубая примитивная работа, в том числе и поверх старой кладки?
Ну и еще много-много всяких "мелких" вопросов и нестыковок.
То здесь, то там попадаются поверхности с явной машинной обработкой, которой быть не могло. Всяческие непонятные ниши и детали явно чисто технического характера, кропотливо и очень аккуратно выбитые в камне, часто без следов ручного инструмента.
Рисунки Наска - вообще отдельная тема. Нарисовать не проблема - камушки выложить. Хотя тоже вопросы, особенно насчет прямых линий, идущих почти на десяток км через горы и реки с точностью, превышающей современную инструментальную геодезию. Но главное - там скорее непонятен мотив. Если это искусство, то для кого? их же видно только с самолета. Возможно, "общение" с богами.
Еще заставляет задуматься уникальность Наски. При множестве схожих культур и местностей, мы больше нигде в мире не наблюдаем таких огромных геоглифов.
Reply
Прям так глубоко вопрос не исследовал, но думаю, бритва Оккама и с нестыковками сработает.
Почему становилось хуже? Ну напрмер, государство приходило в упадок. Вон, как Рим строил. А потом в Тёмные века какой просад по всей территории империи. Самарканд опять же был великолепен, а потом регион развалился. И все строили как могли - разумеется, поверх старой кладки. Место то удобное, зачем менять. В Риме многие христианские церкви - переделанные языческие храмы, и даже сохранившие ту кладку.
Не встречал ни одного убедительного свидетельства про машинную обработку. В статье есть ссылка на возможные методы обработки. Подобное вообще обрабатывают подобным - гранит гранитом, алмаз алмазной крошкой. Конечно сегодня всё удобнее делать фрезами, но можно и без них. Пример со второй минуты со стамесками из кремня.
Геоглифы Наски очень мистифицированы. Вероятно это всё-таки «храмы-2D» - подобные встречаются в самых разных культурах. Даже в исламе, в некоторых африканских племенах в пустыне позволяется «нарисовать» вокруг себя мечеть и там помолиться. Тут же явные шаманские обращения к богам - рисунки сплошь изображают местных животных, характерных для ЮА.
Большую часть из них на самом деле было видно с окрестных холмов, просто сейчас они заросли. И они конечно не единственные. Геоглифов много.
110-метровая английская «Белая лошадь» бронзового века, мой фаворит:
«Aerial view from Paramotor of Uffington White Horse - geograph.org.uk - 305467» участника Dave Price - From geograph.org.uk. Под лицензией CC BY-SA 2.0 с сайта Викисклада.
Её наверное ещё сложнее было делать: на холме, а не на плоскости. Всегда находились люди с хорошим пространственным воображением.
Кстати, кажется на ТРИЗе мы разбирали задачку - как сделать поверхность пирамиды/чего-то-там-не помню идеально плоской и горизонтальной. Без уровней и лазерных дальномеров. Оказалось, голь на выдумку хитра. Площадку обносили по периметру бортиком, герметизировали щели и заливали водой. Всё, что выступало над поверхностью, стачивали. Стравливали воду. Повторяли. В результате получалось лучше, чем у многих наших строителей-ремонтников.
Reply
почему вдруг в один момент все эти точные кладки заканчиваются, и начинается очень грубая примитивная работа, в том числе и поверх старой кладки?
читал где-то, что тут ответ получается приблизительно такой: грубая, примитивная, но более технологичная. потому что из кирпичей из обожжённой глины можно строить быстрее, проще, меньшим количеством человекочасов, но, правда, и стоять это будет не так долго.
Reply
Reply
Leave a comment