v2 от 08/10/2014
На AdMe появилась статья
«Я не понимаю современное искусство» (на 12.02.20 статьи уже нет, вот
копия на pikabu).
А я понимаю.
Современное искусство очень разное. Тот его аспект, о котором говорится в статье, наверное, самый зримый - и точно самый раздражающий. По большей части под современным искусством недовольными им понимается
(
Read more... )
Начал отвечать на тот комментарий, а он по пути исчез…
Мышление - та же мышца, оно тренируемо. Было бы желание. А ресурсов полно. Lesswrong.ru, например.
Возможно я нечётко написал про коммерциализацию. Конечно заказчики были всегда. Но в старые времена это была реально Церковь, а потом богатые купцы, которые всё равно оставались в рамках библейского дискурса. Как я писал по этому поводу тут, если в Библии сказано «на Тайной Вечере было двенадцать апостолов», то картина с тридцатью апостолами и тремя Христами просто не будет оплачена.
Хорошо это было или плохо, вопрос нам неважный. Видимо, раз в этой системе появились такие работы, как Сикстинская капелла и «Тайная вечеря», какие-то возможности и стимулы рисовать в то время были. Как бы то ни было, люди (и художники, и заказчики, и простые пейзане) разделяли понимание и тематики, и - что для нас важнее, стандарты качества. Не в позитивном смысле, а как шаблон для сравнения - скорее всего они бы с равным негодованием отвергли бы как работы Уорхола и Кулика, так и Сезанна с Моне.
XIX же и, особенно, XX век стали временем утраты Единого Заказчика и потерей ориентиров. В связи с чем место тут же было занято дельцами. Масштаб из глобального стал локальным. Единых стандартов нет, надо их формировать, а можно просто объявить. Кто-то просто делал манифесты (как Малевич, например) - кто-то сообразил, что так можно больше продать. Если раньше не было реально вторичного рынка картин, то сейчас он появился. Сикстинскую капеллу вряд ли так легко можно было перепродать иранскому шахиншаху, как и портрет Медичи кому-нибудь из Альбицци. Сейчас же запросто, это и есть основной рынок, на котором делает деньги тьма народу. И поэтому невероятно заинтересованна в раздувании цен. Это очень хорошо показано в документальном фильме «Бельтракки: искусство подделки».
Вот это я имею в виду, говоря «коммерциализировалось».
***
Из вышесказанного следует, что ценность понять можно не всегда - особенно художественную. И вряд ли что-то устаканится, в этом мало кто заинтересован. Вы читали «Раскрашенное слово» Вольфа?
С концепцией тоже сложно, её может банально не быть. Или она может быть надуманной, высосанной из пальца и никак для нас не проявляющейся в произведении.
Reply
Leave a comment