В начале лета я отказался от крупного консалтингового проекта: я не чувствовал этих клиентов «своими». Вселенная тут же показала, что я так поступил не зря: сейчас у меня в работе восемь очень вкусных тем, которыми бы я никогда не занялся, если бы подхватил тот проект. Среди них: разработка системы планирования, создание hr-стратегии, миссия и сквозное простроение целей, KPI, регламентирование работы с клиентами, работа с дебиторкой… И новые темы не только у меня, но и у тех, кто тогда отказался от проекта вместе со мной.
Это иллюстрация двух важных в бизнесе вещей.
Во-первых, очень редко «последний шанс» бывает действительно последним. Кто-то когда-то сказал: никогда не следует гнаться за уходящими модой, троллейбусом и девушкой - за ними всегда придут другие. Оставим в стороне скользкую тему с отношениями: на рынке же это правило вполне применимо. «Уникальная возможность раз в жизни» часто используется продавцами, чтобы втюхать товар, который ты на следующий день обнаружишь во всех магазинах. Но ещё чаще мы втюхиваем что-то сами себе, как злейшие враги. Иногда это способ мотивации. Чаще - страх, неуверенность в своих силах, и от этого цепляние за соломинку. Но лучшее лекарство от страха в том, чтобы осознанно и методично прокачивать скилы, а не ввязываться во всё подряд, зажмурившись. Последнее наоборот только приведёт к большому числу проигрышей и подорвёт самооценку. Две крайности вредны: хвататься за всё подряд, и держаться за одно, бояться нового.
Во-вторых, мне кажется, в любом бизнесе крайне важно понять, ради чего, для кого и с кем ты работаешь. Ещё раз с удовольствием сошлюсь на статью
«Кто такие хорошие клиенты?» Конечно у меня свой список, и в нём свои приоритеты. И у каждого наверное будет свой. Важна идея: если тебе комфортно работать с этими людьми, вы достигнете многого. А нет, значит нет, сколько усилий ни прикладывай.
содержание •
вся фототематика •
только фотографии •
мысли •
новости •
обзоры •
интересное •
alex-krylov.ru клиенты • стратегия