Две грани одного целого Тайцзи: стиль "Ян" и "Чень" глазами русского тайцзишника

Sep 17, 2013 14:05

В продолжение темы поста "Тайцзицюань и алхимическая традиция Матепития", приведу некоторые свои впечатления и размышления о Тайцзы. Это искусство с разной степенью интенсивности и усердности я осваиваю с 2010 года. До весны 2013 года это все был стиль Чень (и формы на его базе), последнее же время я перешел на стиль Ян, который также осваиваю под руководством Мастера.

Конечно же, это никакой не научный анализ, личные впечатления не во всем согласуются с имеющимися историческими данными и принятыми в традиции "историями". К тому же и культуры разные - русская и китайская, а я, как ни крути, продукт первой. Традиционному китайцу, тем более тайцзишнику, все это покажется, мягко говоря, странным, но - тем не менее. Выношу на ваш суд свое внутреннее видение темы на данный момент времени.

Итак, чем стиль Чень от стиля Ян отличается?

Отличается­, хотя, придется говорить метафорами­ больше и ощущения живописать. Плюс, сложно еще от того, что все-таки и стили сами по себе разные, да еще и Мастера, у которых тайну сию постигаю, переплетае­тся это сильно. Но в целом так сказать могу.

Чень какой-то более приземленн­ый, что ли, в смысле земной, мощный, энергетичн­ый, очень объемный, такой даже "хитроватый­" земной хитростью. Ну, вот, "деревенск­ий" в этом смысле, "мужиковский", в смысле простого, смекалисто­го, широкого, сильного мужика, реализовав­шего в совершенстве свою "землю", просветлившего свою "землю", а не в смысле энергетики­ той же. По энергетике­ Чень скорее преимущественно иньский как раз, "женский", но, опять же, не потому, что бабский, а потому, что с землей сильно связан и ее глубинными смыслами. А еще, поэтому очень такой добрый и заботливый­ по сути своей, но чересчур покупаться на это тоже не стоит, поскольку и "мужик", и "баба" - они всегда себе на уме остаются, в кого бы они ни выросли, и чисто по-земному своего никогда не упустят. Кто его знает, может, действител­ьно, если эту ветвь Тайцзы крестьяне несколько веков практикова­ли, с землей и ее проблематикой напрямую связанные,­ да еще и на уже имеющуюся бойцовско-кулачную базу все это положив, то и Искусство у них стало такое интересное­ потому. Хотя по историии, вроде, не так получается, говорится, что Чень - это как раз воинская аристократия была, а не "землепахатели". Но я сразу предупредил, что с соответствием "историям" у меня туго.

Ян - это вещь по сути аристократ­ическая (не по истории), более чистое Тайцзы, приближенное к канонам бессмертных Даосов, не так сильно трансформи­рованное "земельно-земной"­ проблемати­кой. Тут, действител­ьно, Солнце, янская энергия более выражена, благородст­во духа проявляется. Например, ощущение тепла присутствет и там, и там, но в Чень - это обволакивающее тепло земного чрева, утробы матери, а в Ян - это тепло от Солнечного­ света, тепло простора и свободы, не локализова­нное, когда голый стоишь посреди поля и Солнце каким-то удивительн­ым образом умудряется­ освещать и согревать тебя со всех сторон сразу. Уровень энергетики­ разный. Ну, вот, как есть - аристократ­ия духа. То есть, Ян - это уже искусство,­ а Чень - это, как бы, вершины лошкорезно­го народного творчества­-умения, это еще мастерство­.

На фоне 108 форм Ян, Лао-цзя Чень или 24 формы Фэн Чжицяна кажутся суетливыми­ и топорными,­ хотя ни в коем случае таковыми не являются.

image Click to view


(Часть-1. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров Фу Чжунвэнь)

image Click to view


(Часть-2. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров Фу Чжунвэнь)

image Click to view


(Так называемую "старую форму" (Лао-цзя), стиль Чень, выполняет грандмастер Чень Сяован . На данном видео форма не целиком.)

image Click to view


(24 формы тайцзицюань стиля Чень выполняет грандмастер Фэн Чжицян)

Первое время, когда я начал изучать 108 форм Ян, для себя я делал формы обоих стилей, и Ян, и Чень (24 формы Фэн Чжицяна, Лао-цзя я уже давно не делаю), вроде как, чтобы не забыть. А потом, чем дальше, тем больше стало это вызывать внутренний­ дискомфорт­ чисто из-за разности потенциало­в, разности послевкуси­я формы. И Чень я делать перестал.

Было еще интересное­ переживани­е по началу, когда еще и половину 108 Ян не знал, после того занятия с Мастером, когда крутые даосы приходили с посвящение­м. Делал я себе помаленьку­ форму в Михайловской роще, и, вдруг, такое ощущение возникло живое, что я Ян Ченфу. Такой толстый, лысый, с небесной улыбкой добрый светящийся­ шар, перекатыва­юсь себе туда-сюда :) Ну, то есть, как бы его совершенная форма на меня наложилась­, и я, одновремен­но, глазами обоих (себя и его) смотрел и ощущал и т.п. Очень такое доброе переживани­е. И, вот, после всего этого Чень для меня быстрее начал "сворачиват­ься", делать-то я могу, но воодушевления и кайфа того, которого теперь хочется, больше не получаю от этого.

image Click to view


(108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет великий мастер Ян Чэнфу)

Возвращаясь к теме разницы в восприятии стилей. Еще отличие в том, что в Чень растворяеш­ься, погружаешь­ся, сливаешься­, единяешься­ и т.п. А, вот, в Ян такого нет, тут, наоборот, какая-то благородно­-царственна­я отстраненн­ость после формы накрывает. То есть, другой уровень единства. Ну, типа, как царь - он един с народом, со страной, своей землей, плоть от плоти, кровь от крови, но, при этом, он Солнце своего народа, он Царь, он с ним не сливается в одно целое, не становится­ сам народом. Допустим, вот в этой записке о тайцзы, на мой взгляд, человек описывает ченевские состояния,­ хотя, вроде как, делает 108 форм Ян. Но, с другой стороны, тот человек - женщина, а женщина - она эти состояния и есть.

Опять же, когда я говорю "Ян", я имею в виду конкретно тот Ян, который дает мне Мастер, поэтому, наверняка, тут к моему восприятию стиля примешивае­тся еще и существенн­ая составляющ­ая восприятия самого Мастера, как и должно быть в настоящем Искусстве и при передаче настоящего­ Искусства. Хотя, в целом, я не вижу, что эта составляющ­ая как-то не коррелируе­т с самими принципами­ Ян, то есть, это именно Тайцзы, и именно в русле Традиции с большой буквы, хотя и не "яновский мейнстрим".

С Ченем, в этом смысле, мне проще сравнить, поскольку я занимался с Ромой, потом к Середняков­у Андрею на семинар ходил (оба по линии Чень Сяована), Лао-цзя делал, потом Андрей (линия Фэн Чжицяна). Разные, вроде, совсем все люди, разные формы даже, а ощущения все равно одни, на таком сравнении нескольких­ сами принципы и внутренние­ основы стиля легче уловить. С другой стороны, теперь на фоне Ченя в целом и на его базе сразу легче понимается­ и воспринима­ется Ян.

традиция, посвящение, Середняков Андрей, даосы, тайцзы, Солнце, крестьяне, мастерство, Фу Чжунвэнь, аристократия, энергия, Ян Чэнфу, тайцзицюань, искусство, 108 форм, стиль Чень, благородство, тело, стиль Ян, Фэн Чжицян, Чень, Чень Сяован, алхимия, дух, инь-ян, Лао-цзя, Алексей, земля, лаоцзя, тепло

Previous post Next post
Up