Написать эти воспоминания о "юности в советских сапогах" меня натолкнул диалог к предыдущей публикации на канале между двумя моими Читателями: Михаилом Матросовым и давним читателем, автором многих интересных комментариев в обсуждениях, ветерана - интернационалиста и большого друга моего канала "Тропой самурая" Владиславом.
диалог моих читателей Михаила и Владислава
О службе в советской армии я рассказывал неоднократно и на самые разные темы. Но, кажется, это было давно, а новые читатели канала не часто листают ранее опубликованное. Вчерашняя подборка воспоминаний читателей "Хлеб, конфеты, колбаса. Советские воспоминания" вызвали активное обсуждение и даже предположение некоторых читателей, что сам автор канала не жил во времена СССР. По этой причине я и решил на данный текст. Я объединю тему своей службы в советской армии и рассказ о том, как выглядело питание военнослужащих в нашей в/ч, одной из радио-технической бригады на Дальнем Востоке.
из личного альбома автора канала
Служба службой, а кушать хочется всегда
Моя срочная служба прошла на Дальнем Востоке. Это были два года, как тогда говорили "вычеркнутые из жизни". Да, в процессе двух лет службы в радио-технической бригаде, я был согласен с подобным утверждением. Но вернувшись на дембель я никогда не придерживался такого мнения. Осознание того, что это было очень сложное и тяжёлое для меня время, отразившееся и на моём характере, и на последующей трансформации в отношении людей в вопросе кому можно доверять, а кому нет, привело к пониманию ... но это было время (или бремя) формирования меня как человека и это часть моей жизни которую я не хочу стирать из памяти.
Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что в годы моей службы 1984-1986 гг (я говорю о своём военном подразделении) не просто голодали, а временами были поставлены на грань выживания. Основная "заслуга" в этом офицерского состава отвечавших за продовольственное снабжение военнослужащих.
Повальное воровство в Советском союзе не миновало и армию. Приведу несколько примеров.
Учебка
В самом начале военной службы нас привезли в учебку которая находилась недалеко от города Комсомольск-на-Амуре. Из нас готовили радио-телеграфистов (радистов) для дальнейшей отправки в бригаду и на "точки" расположенные на островах и материковой части ДВ.
Вопрос неуставных отношений которые шли "по-беспределу" и которых было выше крыши я сегодня не затрагиваю.
В то время, от одного из высокопоставленных офицеров корпуса приезжавшего к нам с очередной проверкой, я услышал следующую фразу: "Прежде чем с солдата спросить, солдату надо дать!"
Это очень правильные слова, но как же было на самом деле? В жизни всё обстояло с точностью наоборот. Наш рацион в основном состоял из сухих картофельных опилок со вкусом пластика. Они шли в больших фанерных ящиках. Внешне они выглядели как полуфабрикат для картофеля фри. В этом виде есть их было невозможно. Совсем. Их замачивали водой и позже варили. Гадость неимоверная.Но иного практически ничего не было. Если не считать перловку, овёс (плохо очищенные зёрна) и пшено. Есть изо дня в день одно и тоже, без жиров и белков и необходимого для роста молодого организма и тяжёлой нагрузки на организм было одним из видов пытки. Если честно. Была даже такая присказка: "За два года службы в армии я съел столько овса, что мне стыдно смотреть в глаза лошади".
К кашам положены были рыбные консервы или что-то мясное. На алюминиевую тарелку вываливали консервированное содержимое. как правило, это была камбала в томате. Часто, в банке попадалась огромная позвоночная кость, жалкие волокна напоминающие рыбное мясо и томатная подлива "чистейшей воды". По-сути это был томатный сок которым и поливали кашу слипшуюся в кирпич.
из личного альбома автора канала
Гораздо реже была другая рыба, название которой я не помню. Но хорошо запомнил, что была она в растительном масле и это действительно можно было есть или макать куском хлеба получая жиры хотя бы в таком виде.
Мяса никто не видел от слова совсем. Если не считать "мясо белого медведя". Так называли варёное сало. Плавающие куски которого, в бачках на 10 человек, могли называться супом или идти как "мясо к каше".
Свиней выращивали здесь же, около солдатской столовой. Сами же их кормили, чистили, но на стол получали только куски сала со старательно удалённым мясом. Куда уходило само мясо? Может быть ответ на этот вопрос знает капитан отвечающий за нашу учебку, прапорщики помогавшие ему или блатная компания управлявшая столовым хозяйством из числа старослужащих которые и в казарме не появлялись месяцами?
Были ли поставки мяса от советского министерства обороны я не могу ответить. Не видел этот продукт и кому он шёл на стол не могу знать.
Многие вспоминают "то самое советское сливочное масло!". Как правило, в учебке его почти не было. Для того чтобы на столах у молодых радистов появился кирпич масла, солдат загоняли на несколько дней "в рабство". Так называлась "продажа" солдат на гаупвахту.
- Гаупвахта ("Губа") - специальное здание с помещениями для содержания арестованных военнослужащих
Наши солдатики (войска связи "чёрный погон") работали на строительном объекте у "летунов" (синий погон). Под охраной автоматчиков из "дикой дивизии". Так назывались выходцы из азиатских республик СССР. Осужденные старослужащие из лётной обслуги жили в эти дни как на курорте, а молодые радисты впахивали до полного изнеможения. Ночь проводили в карцере "губы" где над ними развлекалась охрана. Порой, спустя неделю такого "рабства" наши друзья в жутком состоянии попадали в санчасть где их приводили в человеческий вид.
Вот так "отрабатывалось" то самое сливочное масло и не только.
Чистить сапоги необходимо перед каждым утренним построением роты. Но проблема в том, что огромные банки по 3-5 кг "гуталина" часто отсутствовали. И за них, как и за масло "продавали" солдатиков в то самое "рабство".
В сезон, когда жрать было совсем нечего, а на колхозных полях был урожай капусты, из числа солдат формировались группы "налётчиков". Выделялся борт ЗИЛа и под покровом ночи мы выезжали на колхозное поле. Быстро забрасывали полный кузов ворованной у колхозников капусты и машина летела по грядкам и колдобинам распугивая лучами своих фар зайцев. Мы лежали поверх кучи с капустой, держались за неё сами чтобы не слететь за борт и пытались удержать кочаны выпрыгивающие за борт от бешеной поездки по колхозному полю.
Аналогичное обеспечение было и после того, как мы из учебки попали в подразделение в котором и проходили свою службу защищая "мирное небо советских людей".
Хлеб с маслом (когда оно было) и посыпанное сахаром (если он был) называли "солдатским пирожным". Хлеб который привозили к нам в в/ч был отбраковкой с хлебозавода в Комсомольске-на-Амуре. Это были ломаные или грязные буханки хлеба. Но это был хлеб! Им догоняли чувство сытости забивая живот хлебным мякишем.
Белок необходимый для жизни, военнослужащие обязаны были получать в виде яиц. Одно яйцо в день, а в праздники по два. По два яйца действительно выдавали. Правда, в 9 из 10 случаев это были дни проверки полковниками и генералами прибывших в бригаду из корпуса. А про одно положенное яйцо, часто как-то "забывали" или уходили они на чей-то другой стол.
Это далеко не всё, что можно вспомнить и рассказать. Есть на канале рассказ с моими воспоминаниями о том, как солдаты копанир строили. Если интересно, полистайте.
Вот такой была служба в советской армии. Сказать, что наша в/ч была аномальной? Нет, в комментариях под моими армейскими воспоминаниями об этом рассказывают многие.
Оригинал публикации на канале «Тропой самурая»