Много лет назад, в городе на берегу самого Тихого океана и самого Японского моря, в городе-порту являющимся форпостом на Дальнем Востоке, в город с интереснейшей историей и традициями, город заложенный в 1860 году, город в котором первый звонок маршрутного трамвая прозвенел ещё в 1912 году - пришли те, кто решил уничтожить трамвай как транспорт, искоренить из памяти горожан этот вид электротранспорта давно ставший визитной карточкой города Владивосток.
Первая трамвайная линия «Вокзал» - «Луговая» была заложена 23 июня 1908 года, строительство велось бельгийской электрической компанией. А 4 года спустя по ней прошёл первый трамвай маршрута № 1. Всего на маршрут выходило 5 вагонов.
Владивосток невозможно было представить без этого транспорта так полюбившегося гостям и жителям приморской столицы. Он пережил годы революции на ДВ, военные годы, годы перестройки, но кто бы подумать, что не иностранный десант уничтожит его, а свои собственные ...
В 2009 году "эффективные менеджеры" дорвавшиеся до возможности "искоренить и уничтожить" объясняли свои действия тем, что "город стоит в автомобильных пробках, в городе особый рельеф и виной всему тот самый трамвай который часто ломается и создаёт пробки на дорогах сотням и тысячам личных автомобилей".
В те годы население города было массово увлечено покупкой японских автомобилей. Порой, на одну семью приходилось по несколько авто. Оно и понятно, японские автомобили прекрасного качества и по надёжности и по уровню комфорта и проходимости. Что очень важно для жителей Дальнего Востока. У приморцев есть фраза "У нас нет дорог, есть направления". Многие горожане предпочитают выезжать отдохнуть на природу в труднодоступные места уссурийской тайги, отроги Сихотэ-Алиня и на пляжи удалённых от городов бухт. Добраться к этим "заповедным" местам можно исключительно на автомобилях с 4WD.
ул. Алеутская
ул. Алеутская
Цены на подержанные "японки" были приемлемы и при всех прочих технических преимуществах перед автопромом, стали незаменимым личным транспортом. Европейские модели на ДВ практически не поставляются. Как незачем ехать в Тулу со своим самоваром, так незачем тащить на ДВ с "леворукие" авто. Как говорят дальневосточники "Правильный руль "левым" не назовут".
Вот так, с одной стороны на волне банального популизма - пытаясь продемонстрировать "заботу об автолюбителях", с другой стороны от небольшого ума или лоббирования интересов компаний производящих перевозку пассажиров "маршрутками", трамваю был подписан приговор. Трамвайные пути были демонтированы или закатаны под асфальт.
Как вы думаете, сильно ли помогло избавиться от пробок на дороге отсутствие трамвая?
Конечно, нет. Природа не терпит пустоты и только что образовавшееся "окно" на дороге быстро заняли личные автомобили. Проблема так и не была решена.
Автор этих строк принимал достаточно активное участие в группах дискуссиях Владивостока поднимая вопрос необходимости возрождения трамвая и как дешёвого социального транспорта и как визитной карточки Владивостока (синим выделена ссылка на одну из публикаций автора на данную тему в 2019 году)
Лично я не представляю свой любимый город без жёлто-красных трамваев "RVR".
Центр Владивостока
Пытался убедить горожан в необходимости возвращения трамвая на привычные маршруты. Объяснял, что не трамвай надо искоренять из города, а тех нерадивых "сити-менеджеров" которые не в состоянии решить данную проблему. Предлагал организовать конкурс для студентов и архитекторов с целью привлечения новых идей решения проблем автомобильных пробок с учётом особенности городского рельефа. Обсудить оптимальную прокладку современных бесшумных трамвайных путей и многое другое. Удалось собрать группу активных единомышленников, выйти на бывшего руководителя трамвайного парка Владивостока (который мечтал вернуть трамвай). Но интересы лобби маршрутного такси оказались сильней и вопрос замер на несколько лет.
А сегодня, на глаза попалось сообщение о решении восстановить в городе трамвайное сообщение. И даже озвучена сумма в 2 миллиарда рублей. Которую собираются выделить из бюджета. Совершенно космическая сумма, которую лично мне, очень сложно даже представить. Вот только у меня есть вопрос, почему бы все эти средства необходимые на восстановление трамвайного транспорта не удержать с тех руководителей кто своим решением уничтожил городской трамвай?