Ещё до того как порт Находка стал городом, в 1930-1940-х годах, здесь были действующие стационарные лагеря и пересыльный пункт "Транзитка"для заключённых ГУЛАГа. Возможно, вступление может показаться вам излишне подробным, но для ясности картины произошедшего это необходимо отразить.
История моего родного города, как и многих других больших и малых советских городов строилась на боли и страданиях осужденных. Порой, оклеветанных или оговоривших себя, признавшихся в совершении преступлений под пытками красных комиссаров и особых команд выполнявших "план по поимке врагов и посадкам".
Посёлок, который возник в этом месте, мог стать местом удивительным. Для этого здесь было всё - море с красной рыбой, китами, крабами и трепангом, сопки - отроги Сихотэ-Альньского хребта, бесценные дары Уссурийской тайги, долины с уникальным климатом. Но советская власть распорядилась иначе - привычным ей способом разместила здесь огромную зону для осужденных по "политической" статье 58 УК РСФСР, врагов народа и военнопленных.
Ворота с казённой вывеской «Управление исправительно-трудового лагеря и строительства № 213» (в системе Главного управления гидротехнического строительства НКВД) стали практически биркой новорождённого города.
Через находкинскую "Транзитку" и лагеря, разделённые на участки с присвоенными номерами, прошли многие замечательные люди нашего Отечества которыми спустя многие годы гордилась страна. А в то время они были обычные "враги народа".
Перевод лагерей из другого города-порта Владивостока, так же входившего в сеть советского ГУЛАГа, в Находку был вызван необходимостью большого количества рабочей силы для строительства здесь крупного порта и судоремонтных заводов. Только первая партия заключенных составила не менее 5 тысяч человек.
Лагеря в Находке
Труд заключённых на строительстве портов использовался до самого 1958 года, а лагерные зоны размещались на участках название которых и сегодня знает каждый житель города: "Первый участок", "Второй", "Третий" и " 44-ый участок". Всё это "родовые травмы" советской истории на Дальнем Востоке.
Был лагерь и на конечной точке города - мысе Астафьева. Обособленно от других был даже на острове Лисьем, который находится на некотором удалении от берега. Остров долгие десятилетия был закрытой для посещения территорией и охранялся пограничной службой.
Шло время, история страны стремительно закручивалась. Менялся и пополнялся контингент зоны. К "врагам народа", политическим и бандитам, пришло пополнение военно-пленными.
С 1945 по 1950 год в Находке располагался лагерь японских военнопленных. Есть ещё живые свидетели того времени добрыми словами вспоминающие трудолюбивых и мастеровитых японцев.
Лагеря в Находке
Среди прибывших были советские военнопленные, освобожденные из Германии и транзитом переправленные на Дальний Восток. Были среди них арестованные органами военной контрразведки: "власовцы", полицаи и другие пособников. Были и те кто был награждён высокими воинскими наградами. Кого то, спустя годы и десятилетия оправдали и признали невиновными.
Воины-освободители, солдаты и офицеры, получившие в награду от Родины каторгу вместо медалей и уважения, могли затаить злобу. Это был хорошо подготовленный контингент прошедший с боями от и до.
"... И гремели взрывы по всей Колыме, гибли люди, виновные и невиновные…"
"Транзитка" - о которой ходила недобрая слава как о самой жестокой среди местных лагерей, была рассчитана на 20 тысяч осуждённых.
Многие заключённые заканчивали свою жизнь от воспаления лёгких и инфекционных заболеваний. Хоронили в районе современной улицы Пограничной и на пади Ободной. Это практически центр современной Находки и многие городские здания буквально стоят на костях. Кстати, я не припомню ни одного памятника или мемориала памяти погибшим.
Вся эта предыстория для того, уважаемый читатель канала, что бы вы воочую представили в каких условий находились десятки тысяч людей.
пароход "Дальстрой", он же "Генрих Ягода", ранее "Алмело"
Взрыв парохода "Дальстрой"
Для строительных работ и на золотоносных жилах в условиях мерзлоты использовали огромное количество взрывчатки которую доставляли морем из порта Находка на Колыму.
Аналогичные взрывы были не только на пароходе "Дальстрой" в порту Находки, но и в Нагаево (ГУЛАГ, Магадан). Взрывы на пароходах "Генерал Ватутин" (бывший «Jay Cooke»), и "Выборг" (бывший «Kailua», построен в 1919 году , оба перешедшие к СССР по договору ленд-лиз) были настолько сильными, что котёл выбросило на одну сопку, а якорь на другую а сам посёлок Нагаево смело с лица земли. Но это уже другая история.
пароход "Дальстрой"/ ранее "Генрих Ягода"/ изначально "Алмело"
Вот, что пишет из воспоминаний своей бабушки один из читателей канала
Эдвид Линевич "В день взрыва парохода "Дальстрой" (прежнее название "Генрих Ягода". примечание автора канала) в Находке моя бабушка приехала утренним поездом навестить сына. Прибывшие часть пути шли по грунтовой дороге, параллельной причалу. Там грузился большой пароход (Дальстрой): работали русские грузчики и пленные японцы. На рейде были ещё какие-то суда, разные. Стояли несколько барж, в которые грузили пленных немцев.
Пока шли, сбоку вышла очередная колонна пленных немцев. Конвоиры согнали на обочину пешеходов, пока шла колонна. Бабушка говорила - до них можно было дотронуться, пока они проходили. Ещё она тогда удивилась, что некоторые немцы почему-то плакали. На этом же склоне горы располагались бараки одного из лагерей. После прохода колонны пленных, пешеходы перевалили гору, это их и спасло.
Минут через десять откуда-то появился военный офицер и стал кричать, чтобы все немедленно спрятались в ближайшую штольню - она была по пути. Они все забежали туда. Прошло некоторое время и вдруг земля под ногами подпрыгнула, прошел низкий гул. Кто стоял, те попадали от толчка. Офицер был с ними, объявил, что можно выходить.
Через два дня она возвращалась другой дорогой. Когда поднялась наверх стало видно бухту. Она была пустая, только рядом с берегом из воды торчал кусок парохода. Ни причала, ни построек не было. От бараков лагеря остались только столбики свай. А в лагере, по её словам, было три тысячи зеков"
мыс Астафьева (Находка) после взрыва 1946 год
Об этом случае вспоминает и старпом "Дальстроя" Павел Куянцев, в своей книге "Я опять бы выбрал море ...".
Но его версия, что никаких диверсий не было. Прибывшая следственная комиссия не нашла никаких признаков диверсии, а было обычное разгильдяйство - промышленную взрывчатку везли в сырых трюмах навалом, это вещество гигроскопичное и в сыром состоянии склонное к самовоспламенению, вот и доигрались. Уже после взрыва "Дальстроя" взорвалось еще одно судно, которое успели вытащить из бухты. Потом на подъездных путях порта загорелось несколько вагонов со взрывчаткой. Тогда, кажется, всех девятерых подозреваемых в умышленном подрыве, в т.ч. команду парохода, отпустили. Стало ясно, что это самовозгорания.
Рассказывают, что команда "Дальстроя", почти вся спаслась. Экипаж успел покинуть судно и спрятаться за пригорком. А вот капитан, проверявший все ли покинули судно - погиб. С ним кто-то из команды, и сотни зеков, глазевших с берега на пожар.
- Официальная версия взрыва:
- Неофициальная версия взрыва:
-
После взрыва в б.Нагаево
Возможно, причиной взрыва и в самом деле послужило разгильдяйство, но из-за страха перед неизбежной ответственностью могли пытаться свалить на уже осужденных зэка.
Оригинал публикации на канале «Тропой самурая»