Буквально вчера я получил эмоциональный комментарий от читателя своего канала с азартом убеждающего о славных успехах КАМАЗА времён
#ссср и гордо заявляющего как славно делал "пятилетку за три дня" работая на камском автогиганте.
Я решил ответить комментатору. Пришлось углубиться в вопрос и как говорится чуть погрузиться в тему.
Слава Исламов "Наша продукция очень даже была конкурентоспособная! Наши автомобили КАМАЗы, к началу 80-х перевозили больше 70 и процентов автомобильных грузов Советского Союза! КАМАЗы закупали десятки стран мира! Так что вся моя продукция шла прямо на конвейер нарасхват! Да были у нас шабашники которые даже свою норму не делали! Я, по моим расчетам, в одной пятилетке сделал минимум 15 пяти летных планов! Вот так работали лучшие комсомольцы!"
Отвечу автору комментария по-порядку. Если считаете, что я не прав в своём ответе, то поправьте меня обосновав свою точку зрения
Слава Исламов, продукция может считаться конкурентноспособной только в случае преобладающих объёмов поставок на рынок сбыта, при имеющимся качестве не ниже, а то и выше аналогичной продукции у конкурентов.
КАМАЗ. Как строили и что имели с конвейера?
В создании производства автомобилей КАМАЗ участвовало более 700 иностранных компаний, европейских, американских, канадских и японских и 2.000 советских предприятий. Это такие гиганты как "Komatsu", "Hitachi", "Холкрофт", "Liebher", "Морандо", "Сикаст", "Ингерсолл Рэнд", "Буш", "Хюллер", "Fata", "Renault" и другие.
Для привлечения зарубежных компаний Советский союз использовал кредиты, полученные в США.
Первые КАМАЗы производили в Москве, на Автозаводе им. Лихачева (ЗИЛ) в 1976-1977 гг. Завод в Набережных Челнах, в то время, только строился.
К массовому производству Камский завод приступил с 1981-1982 года. Машины имели множество недоработок и проблемных мест (недостаточная надёжность шин, рессор подвески, задней поперечны рамы, буксирного прибора и много других слабых моментов)
ЗИЛ прародитель КАМАЗа
Поставки грузовиков
#камаз шли в основном в советскую армию и частично на гражданские нужды: сельское хозяйство, геологоразведочные предприятия. В середине 1980-х КАМАЗ обеспечивал своей продукцией до 60% всех промышленных и сельскохозяйственных областей народного хозяйства СССР.
То, что в стране пытались построить свой собственный автомобиль на зависть всем соседям и "западным друзьям" вызывает уважение.
автомобиль "ОКА" Камского завода
Пытались производить и "народный" автомобиль
#ока но, как говорится, "что-то пошло не так" и малолитражка получила столько нареканий, от автолюбителей, что её производство прекратили. В одной шутливой фразе упоминали, "что бы мы не собирали, а получается "автомат Калашникова".
Поставки зарубеж были страны исключительно в страны третьего мира где велись военные действия или подготовка к ним. В качестве рекламы возможностей выпускаемой автопродукции грузовики принимали участие в международных ралли-рейдах «Ельч-88», «Обжектив Сюд - 89», «Париж - Дакар - 91».
Для этого выпускали специальные модификации которые имели свои дополнения и изменения, производили ПОШТУЧНО специально под "трофи". Эти навороченные модели которые в самом деле демонстрировали чудеса проходимости в песках пустыни, но они имели значительные отличия от машин массово сходивших с конвейера завода. Для соревнований всегда был запасной комплект авто "на всякий случай". И в принципе это понятно. Массово никто не производил эти усиленные спецмодели. КАМАЗ использовал импортные кабины, двигатели Cummins.
Говорить, что КАМАЗы летели "нарасхват" - не более чем эмоциональный всплеск человека.
"Специальные" модификации КАМАЗа
Кстати, строительство КАМАЗа стало последней "Всесоюзной ударной комсомольской стройкой".
А вы в курсе, что КАМАЗ был разработан нашими инженерами-конструкторами не с ноля?
В качестве прототипа послужил американский грузовик «International» COF-220 (1962-1966).
"Папа" будущего КАМАЗА был американец грузовик «International» COF-220 (1962-1966)
Теперь, о личном вкладе Славы Исламова в становление КАМАЗа.
Как пишет Слава: "Я, по моим расчетом в одной пятилетке сделал минимум 15 пяти летных планов!"
Вот уж точно, как пел Владимир Семёнович Высоцкий: "я три плана залудил!"
Приведу в качестве примера реальный случай из жизни демонстрирующий ошибочность в подходе аврального метода работы.
Много лет назад, мой друг переехал на
#пмж в Германию. Работал он станочником. Токарь и фрезер, специалист с 8 классами и курсами по работе станков с ЧПУ. Про таких говорят "специалист от Бога".
Работает на предприятии производящим запчасти для немецкого автопрома.
Когда устроившись на предприятие он увидел как "неэффективно" работают немцы ( мало делают деталей за смену) он предложил хозяину компании изменить алгоритм и увеличить объём выпуска. На что услышал примерно следующие слова:
"Данный процесс изготовления основан на утверждённой технологии подтверждающей качество нашей продукции. Если ты вносишь изменения, делаешь деталь быстрее, значит нарушаешь технологию и как следствие будет страдать качество. Мы не можем позволить себе производить менее надёжные детали. Когда ты зарегистрируешь и запатентуешь свою технологию, когда эксперты подтвердят документально, что качество не пострадает, вот тогда мы будем работать иначе. А пока, если ты изменишь технологию, я оштрафую тебя и уволю."
Друг ответил, "я воль, (jawohl) Шеф!" и с тех пор, более 20 лет работает согласно немецкой технологии без самовольных нарушений и без этих "15 пятилеток за три дня".
Для сравнения, вспомним о доверии к немецкому автопрому и с чувством грусти обернёмся на КАМАЗ и уж точно всплакнём об "Оке".
А говоря о том, что КАМАЗы покупали как пирожки десятки стран, надо упомянуть, что автомобили производят на заводах Казахстана, Индии, Азербайджана, Украины, Эфиопии, Вьетнама, Пакистана (с 19 ноября 2006 года), Ирана, КНДР и Польши.
Уважаемые Читатели моего канала!
Я с большим интересом выслушаю ваше мнение "за" и "против" обоих точек зрения. Главное, будьте объективны.
Оригинал публикации на канале «Тропой самурая»