Мост Белелюбского: живое наследие или мёртвая история?

Apr 03, 2015 14:17



В обществе развернулась бурная дискуссия о дальнейшей судьбе, пожалуй, самого известного символа Боровичей - моста Белелюбского. За более чем вековую историю арочный мост занял прочное место в истории города. Ранее я уже писал о нем и истории его постройки в своем журнале.
В скором будущем завершится реставрация моста, и он снова верой и правдой будет служить боровичанам.
Весь вопрос в том, как служить?

Многие боровичане хотели бы, чтобы творение Белелюбского вернулось в прежнем качестве - в качестве моста, соединяющего правую и левую части нашего города. В часы пик центр пятидесятитысячных Боровичей страдает от «столичной болезни» - «запруженного движения». Именно так выразился мой друг из Санкт-Петербурга, приехавший погостить в Боровичи. Возвращение к жизни моста Белелюбского позволило бы разгрузить наш город.

Однако есть и альтернативное мнение, которого придерживаются ревнители истории и некоторые их сторонники. Эта часть наших сограждан видит мост Белелюбского исключительно в качестве памятника истории, проезд автотранспорта через который был бы строго запрещен. Свою точку зрения они аргументируют тем, что использование моста по назначению значительно сократит срок его «жизни».

Позволю себе выступить с развернутой точкой зрения по поводу будущего моста Белелюбского. Начну издалека.

В годы советской власти было утрачено очень много памятников истории и культуры: взорван храм Христа Спасителя в Москве, перестроен исторический центр столицы - даже в Кремле власти построили уродливый Дворец Советов, разрушив для этого ряд исторических зданий первостепенной важности. Большие потери понесла и Новгородчина. В первые десятилетия советской власти уничтожение памятников истории имело идеологическую окраску: победивший пролетариат уничтожал памятники «царского режима», освобождая место для архитектуры «светлого будущего». Так на месте взорванного храма Христа Спасителя планировалось воздвигнуть гигантский небоскреб Дома Советов, увенчанный титанической статуей вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Не получилось, в итоге построили бассейн…
Однако позже спохватились - и так родилось глобальное «охранительство», которое ничего кроме вреда по большому счету не несет. Каждый мало-мальски старый объект архитектуры объявляется радикальными охранителями «памятников истории». Взгляните, сколько по Новгородчине разбросано старинных церквей с забитыми окнами, путевых дворцов, казарм, иных объектов входящих в наше с вами историческое наследие.
В итоге эти здания ветшают, ветшают потому, что не имеют своего хозяина, ветшают потому, что не имеют «жизни», превращаясь в «мертвый» объект исторической памяти.

В свое время я имел возможность познакомиться с европейским опытом сохранения культурного и исторического наследия. И вот здесь, как я считаю, нам предстоит многому научиться у европейцев. Их память «жива»: в историческом замке во Франции, выполняющим функции гостиницы, вы можете переночевать за умеренную плату - будьте уверены, часть полученной прибыли будет потрачено на поддержание облика памятника истории.
Знаменитый Вышеградский железнодорожный мост через реку Влтаву в Чехии, являющийся ровесником моста Белелюбского, до сих пор выполняет свои прямые обязанности. В болгарском городе-полуострове Несебр, который когда-то являлся греческой колонией, в исторических зданиях живут люди. Наверное, сотни тысяч туристов посещают Несебр ежегодно, удивляюсь переплетению старины и современности.

Я убежден, что такой и должна быть судьба исторических памятников - «жить» полной жизнью, служить людям, которые будут платить зданиям прошедшими сквозь века - своей заботой и уходом. И тогда в России не останется заброшенных усадеб, храмов, заколоченных старинных окон.

Но вернемся к мосту Белелюбского. В мою бытность мэром Боровичей, у нас в Боровичском районе произошел инцидент, связанный с обрушением моста на пристани. Естественно, первым делом я занялся проверкой состояния боровичских мостов - надо было как можно скорее получить компетентную оценку их безопасности для окружающих и если надо - принять срочные меры.
Из Воронежа приехал профессор Александр Сергеевич Прокофьев который произвел оценочную экспертизу состояния мостов в Боровичах. В ходе теста моста Белелюбского на него заехали десять груженых КАМАЗов, в ходе чего профессор замерил уровень амортизации конструкции моста. Мост Белелюбского, рассчитанный создателем как железнодорожная конструкция, даже не прогнулся под нагрузкой десяти тяжелых грузовиков до предела предусмотренных конструкцией допустимых значений. Профессор также сказал, что его лучше использовать по прямому назначению - для движения легкового автотранспорта.

Я считаю, что движение легкового автотранспорта стоит разрешить в рабочие дни, а в нерабочие дни использовать мост для гуляний боровичан и гостей города. Мост был построен на века, о чем и было получено экспертное заключение. После проведенной в 2015 году реконструкции, мост Белелюбского сможет служить по прямому назначению без ремонтов и реставраций - еще целому поколению Боровичан.

общество, Мост Белелюбского, Боровичи, историческая память

Previous post Next post
Up