Очередное заседание дискуссионного клуба «Вечевой колокол» обозначило, пожалуй, ключевую проблему ближайшей перспективы в жизни страны и регионов: нищету населения и проблему региональных бюджетов.
Половина региональных бюджетов исполняется с дефицитом. После майских указов Президента в 2012 году обязательства регионов сильно выросли, чего нельзя сказать об их доходах. Экономическая ситуация продолжает ухудшаться. Никаких предпосылок для улучшения не наблюдается. Одновременно произошло сокращение бюджетных трансфертов регионам с полутора триллионов рублей в 2013 году до 1,05 триллионов рублей в 2014-м.
Когда в 2004 был отменён поступавший в региональные бюджеты налог с продаж, региональная часть налога на прибыль была увеличена. Сейчас из 20 процентов налога - 18 процентов остаётся в регионах. Эта мера должна была убить двух зайцев: пополнить бюджеты и стимулировать губернаторов активнее работать с инвесторами. С задачей по улучшению инвестиционного климата в Новгородской области налог на прибыль успешно справлялся при бывшем губернаторе М. М. Прусаке.
Многие регионы этой возможностью не воспользовались или не захотели. В это же самое время от муниципалитетов стали забирать всё, что можно было забрать. Если раньше в Боровичском районе оставалось 100 процентов подоходного налога, то сейчас только 25 процентов. То есть наш район на эти проценты должен содержать ещё и сельскую местность, которая всегда считалась дотационной.
Налоги с малого бизнеса тоже шли в местные бюджеты. Теперь налог для представителей малого бизнеса по упрощённой системе налогообложения идёт в областной бюджет. Центр забирает от регионов, регионы забирают от муниципалитетов. Большая часть налоговых поступлений сосредотачивается в Москве и в региональных столицах. Меньшая часть из них возвращается на места и, как правило, за откаты. Приходят эти деньги обычно к концу года, поэтому их либо не успевают освоить, либо осваивают в основном с браком.
Логично утверждать, что если деньги, необходимые для развития и содержания территории, будут оставаться на местах, то это сократит коррупцию и даст возможность муниципалитетам развиваться.
В России за чертой бедности живут 15,7 миллионов человек. Наступивший кризис приведёт к увеличению числа россиян с доходами ниже прожиточного минимума. В этом году продукты подорожали почти на треть. Российская провинция «богата» бедными и нищими людьми. А в Москве даже попрошайки не бедствуют. Если в столице в целях экономии от определённых категорий товаров отказываются 13 процентов москвичей, то в Новгородской области таких 85 процента, а более 55 процентов экономят на продуктах .
Объективно кризис должен принудить Москву к проведению реформ - рассчитывать только на экспорт энергоносителей больше нельзя. Нам надо избавиться от государственной монополии, новой олигополии (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм), а также от «кумовства» в экономике.
Все вышеназванные явления тормозят технический прогресс и совершенствование экономической структуры, разрушают честный рынок и связывают частный капитал «по рукам и ногам». А монополия нефтяного сектора лишь усиливает так называемое «ресурсное проклятие»
Возможный выход состоит в пересмотре существующей стратегии развития государства. Необходимо разумно управлять миграционными и финансовыми потоками. Развитие транспортной инфраструктуры и торговых связей между городами позволит эффективно диверсифицировать общую экономическую ситуацию в стране. Развитие сети малых городов с населением до двухсот тысяч человек поспособствует возникновению новых промышленных и культурных центров.
Пример такой эффективной модели - наш город Боровичи. Город с населением 53 тысячи человек эффективно использует свои связи с другими населёнными пунктами, как большими, так и малыми. У нас имеются развитые производства общегосударственного уровня, наша продукция востребована и конкурентоспособна. Именно таким городам государство обязано дать возможность развиваться.
А что в реальности? Деньги забирают от экономически развитых районов и областей и отдают депрессивным. При этом значительная часть финансов оседает в карманах жуликов и воров в виде откатов и других схем освоения бюджетных средств. Получается такая ситуация: безработным людям или тем, кто работает без должной отдачи, государство даёт субсидии и дотации, и в то же время забирает эти деньги посредством налога на землю, на имущество, платы за энергоресурсы и за ЖКУ. Таким образом, не считая городов-миллионников, уровень жизни по всей стране приблизительно одинаковый.
Людям нет смысла переезжать из депрессивных районов в другие районы или города. Тратятся огромные деньги на поддержание жизни в депрессивных районах, не пригодных для проживания. А те районы, которые при правильной политике государства могли бы развивать экономику целой страны, остаются не у дел.