Почему низкая безработица - это не всегда хорошо

Aug 21, 2017 11:38



Ilya Naymushin/Reuters

В России официальный уровень безработицы замер у отметки в 5,1%. Это довольно низкий показатель, однако радоваться россиянам нечему - их труд крайне низко оплачивается, и значительная часть предпочитает работу в теневом секторе. Это неудивительно - минимальный уровень безработицы наблюдается, как правило, в хронически бедных развивающихся странах с очень низкой производительностью труда.

По предварительным данным Росстата, общая численность безработных в России увеличилась в июле по сравнению с предыдущим месяцем на 59 тыс. человек и достигла 3,9 млн человек. Однако в процентном выражении безработица по сравнению с июнем не изменилась - она замерла на отметке в 5,1%.

Однако в целом заметен тренд на снижение. В мае текущего года показатель был 5,2%, в апреле - 5,3%.

«Безработица всегда снижается летом. Кроме того, в этом году она ниже, чем двумя годами ранее, не сказать, что сильно, но где-то 0,2-0,4 п.п.», - говорит научный сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ) Виктор Ляшок.

Впрочем, 5,1% - это «средняя температура по больнице». В Москве уровень безработицы меньше 1%, тогда как показатель намного выше в сельской местности и моногородах, оценивает Ляшко. Ранее секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев говорил о высоком уровне безработицы среди сельского населения на Дальнем Востоке. Его обеспокоенность понятна - за 20 лет из региона в поисках лучшей жизни уехали почти 2 млн человек.

По данным Минтруда России, в 15 регионах отмечен рост численности безработных граждан. Наибольшее увеличение наблюдается в Кировской, Калининградской и Ростовской областях.

«На российском рынке труда основной проблемой является не безработица, а низкий уровень оплаты труда», - указывает Ляшко.

Об этом, похоже, догадываются и чиновники. Весной вице-премьер Ольга Голодец объявила, что почти пять миллионов россиян остаются бедными при наличии работы, получая зарплату на уровне МРОТ (сейчас - 7800 рублей), то есть ниже прожиточного минимума. При этом, по ее словам, явление это уникальное, свойственное только для нашей страны.

На самом деле, если судить по данным Международной организации труда (МОТ), многие развивающиеся страны с минимальным уровнем безработицы как раз в экономическом плане часто крайне отсталые, а люди зарабатывают там очень мало.

В 2017 году доля рабочих в развивающихся странах, а также государствах с переходной экономикой, которые живут на грани или за чертой экстремальной бедности, увеличится до 29,4% против 28,7% в 2016 году. Соответствующая доля бедных рабочих (живут на менее чем $3,1 в день) в прошлом году в странах Южной Азии составила почти половину, в странах Африки южнее Сахары - почти две трети. При этом, по прогнозу МОТ, за следующие два года в развивающихся странах прибавится еще 6 млн таких бедных рабочих.

В целом, как ожидают в МОТ, из-за того, что темпы роста рабочей силы опережают создание рабочих мест, мировой уровень безработицы вырастет в 2017 году до 5,8% против 5,7% в 2016 году.

Таким образом без работы в этом году останутся свыше 201 млн человек.

Ожидается, что уровень безработицы в развитых странах сократится на 670 тыс. человек - до 6,2% с 6,3% в 2016 году. Уровень безработицы будет постепенно снижаться в США, Канаде, а также в большей части Европы, тогда как в странах Латинской Америки он, наоборот, вырастет.

Напомним, в 2016 году в России показатель безработицы составил 5,5%, притом что, например, в США - 4,9%, а в Канаде - 7,1%. Если сравнивать со странами Европы, то в Германии речь шла о 4,3%, во Франции - о 10%, в Италии - о 11,5%. Между тем в соседних странах СНГ статистика разнится - от 0,5% в Белоруссии, почти равных 5,1% и 5,2% в Азербайджане и Казахстане соответственно до 16,8% - в Армении.

Полная версия: https://www.gazeta.ru/business/2017/08/10/10827158.shtml

экономика, безработица

Previous post Next post
Up