Александр Полозов: Сталин, социологи, дрова общественного мнения

Jul 09, 2017 17:44



Плакат времён СССР

В последнее недели и месяцы сильно смущает какая-то особенная концентрация разного рода опросов на тему отношения россиян к фигуре Сталина - с соответствующим отражением их итогов в информационной повестке. Нет, правда: на дворе 2017 год, столетие Февральской и Октябрьской революций, между которыми, к слову, всего за несколько месяцев успело случиться еще много чего, о чем стоило бы вспомнить и подискутировать. Но создается впечатление, что страну эти поводы волнуют гораздо меньше, чем связанное со Сталиным. Хотя в отношении Сталина ближайший повод просматривается разве что в следующем году, когда будет «круглая» дата со дня рождения генералиссимуса. О чем это говорит?

Боюсь, что ни о чем хорошем. Как и приводимые в отчетах социологов ответы, судя по которым россиянам фигура Сталина становится все более симпатична. А его политика все чаще оценивается как оправданная и, более того, единственно верная. Рефреном этому выступает формально вроде бы оторванная от темы сталинизма, но все же четко с ней ассоциируемая констатация: все больше дорогих соотечественников выступает за ужесточение внутренней политики в стране.

Можно, конечно, делать скидки на известные нюансы, проистекающие из вопросов о том, кто опрашивает, как опрашивает и как в конце концов считает. Кроме того, было бы неплохо, как верно заметила Ирина Прохорова, задать и дополнительный вопрос респондентам, которым годы сталинизма видятся золотым веком: хотели бы они сами пожить в эти годы? В конце концов, можно было бы вообще не обращать внимание на все эти опросы, не раз прежде убедившись в удивительной пластичности общественного мнения в России, переменчивого, как погода нынешним летом.

Но беда именно в ней, в этой пластичности. Общественное мнение в России - это показатель эффективности усилий государства по формированию взглядов и настроений публики. Только стоило поссориться с Турцией - и она уже в смертельных врагах, тесня в этом качестве Украину и англосаксов. Стоило объявить, что инцидент со сбитым штурмовиком исчерпан, - и Турция снова на пике симпатий в глазах российского обывателя. Думаете, с Украиной будет иначе? Конечно же, нет.

Равно как совершенно не случаен прецедент с появлением пресловутой памятной доски при входе в аудиторию столичного вуза. «Совпадение? Не думаю». Факт этот столь же не случаен, сколь и примечателен: раз уж, простите, московская профессура так деятельно считывает сигналы, посылаемые нынешним государством и теми, кто взялся вещать от его имени, то что уж говорить об остальных?

Впрочем, еще больше беды в том, что как раз со времен Сталина российское государство - непревзойденный мастер перевода «стрелок», причем не на кого-нибудь, а на российский народ. «Не мы сажаем - народ сажает», - любят повторять поклонники вождя приписываемую ему же фразу. И с ним или с ними бывает трудно не согласиться, особенно если вспомнить другой «мем», утвердившийся с легкой писательской руки Сергея Довлатова, - о том, что товарищ Сталин, конечно, редкая сволочь, но все же кто-то должен был написать четыре миллиона доносов…

Как бы ни было с доносами тогда, совершенно очевидно, что закручивание гаек в сегодняшней России возможно (а если сказать точнее - уже идет) с железобетонной опорой на мнение ширнармасс. Не вызывает сомнений, что среди пресловутых «башен Кремля» есть и та, у которой руки чешутся крутануть гайки еще резче и сильнее (об этом красноречиво свидетельствует, в частности, все происходящее последние дни вокруг штабов Алексея Навального). И нет ни капли иллюзий, что смазкой для каждого нового хода репрессивной машины будет служить именно общественное мнение.

Есть при этом вполне обоснованные опасения, что носителям этого самого общественного мнения далеко не все известно о характере и истинных масштабах прошлых репрессий. Но те, кто в эту тему в силу разных обстоятельств оказался погружен несколько глубже, могут засвидетельствовать справедливость не раз доказанной исторической теоремы: на этапе, когда приходит прозрение, изменить что-то часто бывает слишком поздно…

Общественное мнение давно, и не только у нас, стало частью внутренней политики. Когда со скрытых от глаз запасных путей медленно, но верно выкатывают репрессивную машину, не стоит подбрасывать дрова под ее котел. На пути этой машины может оказаться каждый. Пожалуйста, помните об этом, когда к вам вдруг обратятся социологи.

Источник: https://www.znak.com/2017-07-07/pochemu_sociologov_tak_volnuet_chto_dumayut_rossiyane_ob_iosife_staline

тоталитаризм, общество, общественное мнение, власть

Previous post Next post
Up