Фото:
http://gr-news.ru Исполняется ровно сто дней с того момента, когда А.С. Никитин стал ВРИО губернатора. Сто дней - срок не очень большой, чтобы в течении него успели произойти глобальные перемены, однако, вполне достаточный, чтобы у людей сформировалось личное отношение к новому ВРИО губернатора.
Я попросил своих друзей, людей известных в Новгородской области, ответить на два вопроса:
1 - Как вы оцениваете первые сто дней работы ВРИО губернатора А.С. Никитина?
2 - Какие надежды вы связываете с новым ВРИО губернатора А.С. Никитиным?
Своим мнением поделились: Антон Георгиев, Александр Жуковский, Дмитрий Гриненко, Дмитрий Игнатов, Елена Михайлова, Сергей Добровольский, Сергей Максименко, Станислав Попов.
Хочу поблагодарить своих друзей за то, что нашли немного времени и рассказали о своих ожиданиях от нового ВРИО губернатора Андрея Никитина. Высказал своё мнение и я.
Комментирует Антон Георгиев (предприниматель, меценат):
Мне нравится его конструктивный подход к делу. Он не играет на публику, а старается именно заниматься делами. Я возлагаю на него большие надежды, надеюсь, что он будет помогать региональному бизнесу и не мало сможет сделать для нашего региона.
Комментирует Александр Жуковский (политолог, социолог):
ВРИО вошел в регион с низким культурным и профессиональным уровнем инфраструктуры регионального, местного управления с завышенными патерналистскими ожиданиями населения, закрепленных субъективными особенностями предыдущего политического режима в Новгородской области.
Заметно, что А.Никитин в своих профессиональных, личностных качествах и устремлениях ориентирован на создание условий для развития в регионе с акцентами на проектное управление. Он реально пытается вовлечь регион в новую перспективную реальность, которая прежде всего связана с функциями СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ процессов управления, но не само УПРАВЛЕНИЕ. Это, прежде всего, связано и заметно с привлечением потенциала экспертов АСИ, других организаций и учреждений России. Именно это обстоятельство и является на сегодня базовым недопониманием в отношениях нового ВРИО и ожиданиями квалифицированной части населения. От А.Никитина ожидали (ожидают) резких изменений самой инфраструктуры регионального местного самоуправления, однако, его акценты на не прямых управленческих деталях многих напрягают.
В вопросе акцентов на СЕРВИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ А.Никитин поступает совершенно объективно и верно, но именно это обстоятельство и напрягает некоторые среды в регионе. Отсутствие сервисных инструментов поддерживающих, развивающих эффективное управление и создало условия появления и утверждение в Новгородской области авторитарных методов и управления, закрепление в регионе отраслевых принципов управления из 19 века.
Ошибкой ИО в данном вопросе является не общее стратегическое направление его устремлений, а обстоятельства, показывающие, что в регион вводятся внешние сервисные инструменты (АСИ, др), но нет (не достаточно) активности сигналов по воссозданию созданию своих региональных инструментов, которые будут обеспечивать эффективное управление в повседневном режиме и по всему спектру регионального развития, органично встроенных в инфраструктуру управления.
Общественный диссонанс вызывают и новые привлеченные в регион кадры. Заметно, что они ориентированы на преимущественно проектные формы развития территории (кроме, возможно Колотиловой ... ?), но эта в целом неплохая установка («кадровая прививка»), также противоречит ошибочным общественным ожиданиям (инерциями) - навести порядок в самом УПРАВЛЕНИИ регионом, а не на его частях (сервисных службах).
Хочется, чтобы А.Никитин выполнил свои настроения по развитию инфраструктуры сервисных служб, которые со временем вытеснят не эффективные средства, инструменты и принципы управления. Провел региональную реформу в управлении на принципах перехода от преимущественно сложившихся отраслевых принципах управления, к проектным и процессным. Для этого нужно создать соответствующую свою региональную сеть таких инструментов и не «подвешивать» регион в зависимость от таких продуктов и служб вне Новгородской области.
Комментирует Дмитрий Гриненко (общественник, создатель боровичского форума):
Оцениваю неоднозначно. С одной стороны, область избавилась от надоевшего всем хамоватого губернатора. ВРИО Никитин - молодой, в нём не чувствуется закостенелости, складывается впечатление, что он действительно хочет начать решать проблемы. И организованные им так называемые «стратегические сессии» по всей области тому подтверждение. С другой стороны, Никитин не заменил старую команду полностью, не пошёл на кардинальные кадровые перестановки. А ведь именно это было бы залогом будущих изменений. А чтобы сложилось личное отношение, нужно побольше видеть его в деле. То, что он победит на выборах (если будет в них участвовать), ни у кого, думаю, не вызывает сомнений.
Если в окружении Никитина, когда он станет полноценным губернатором, останутся люди из команды Митина, никаких надежд на улучшение я не ощущаю. Скорее всего, Никитину не удасться стать полноценной независимой фигурой, если вокруг него продолжат ошиваться мутные на мой взгляд личности типа И.Верходанова, И.Неофитова и им подобные. А они, скорее всего, продолжат. Я все надежда на улучшение ситуации в стране в целом, и регионе в частности, возлагаю на смену высшего руководства - президента и правительства. При существующем порядке несправедливого распределения ресурсов никакой сколько угодно молодой и умный губернатор кардинально ситуацию изменить не сможет.
Комментирует Дмитрий Игнатов (депутат Новгородской областной Думы):
Я пока воздержусь от оценок. Оценивать надо дела, а дел, на мой взгляд, нет пока. Как говориться "короля играет свита", но кадровая политика Андрея Сергеевича Никитина пока не ясна. В различных СМИ тиражируется тезис, что в Новгородской области развития не было, при этом 100 дней рядом с Никитиным были как раз те люди которые у Сергея Герасимовича Митина отвечали за развитие. У меня создается впечатление, что Андрей Никитин ведет себя как собственник бизнеса и для него Новгородская область как предприятие, которому необходимо дать развитие. Есть в этом одно большое "Но". Собственника бизнеса не выбирают, он - хозяин, а Андрею Никитину предстоит 10 сентября уже оценка со стороны жителей Новгородской области. Новгородцы полны надежд, что многое изменится к лучшему, но, поскольку мы слышим пока только слова, градус надежд постепенно падает.
Нужны реальные интересные федеральные проекты, которые дадут и рабочие места людям и работу малому бизнесу по обслуживанию этих проектов. Я надеюсь, что Андрей Никитин, используя свои связи на федеральном уровне, поможет многим новгородским предприятиям выйти на новые рынки. Я надеюсь повысится статус местной власти, которая сегодня полномочий имеет огромное количество, а ресурсов на их исполнение не имеет. Я надеюсь, что в управлении регионом будут молодые амбициозные люди. При этом, губернатору необходимо проявить огромную мудрость, чтобы не принижая значимость опытных управленцев, поставить на ключевые позиции молодежь, привлекать кадры из других территорий, но при этом развивать местных специалистов.
Комментирует Елена Михайлова (депутат городской Думы Великого Новгорода):
Александр Костюхин спросил моё мнение о первых 100 днях работы врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин.
-- Первые 100 дней работы ВРИО я оцениваю как приметы совпадения личных карьерных планов Андрея Сергеевича с ожиданиями губернии. Он пробует на вкус инструменты и функции федеральной власти, справедливо не видя в Новгородской области вершины своей карьеры. А Новгородская область ждёт любой ценой - подкидную доску. Вон из болота с десятилетиями не решавшимися проблемами, вперёд к качеству жизни всех поколений именно на территории между Питером и Москвой - вот нам и Никитину общий желанный сценарий и «президентский тест» на управленческую эффективность.
Мои надежды на ВРИО - это надежды на рост темпа и воли решать вопросы населения. Ждать на жизнеобеспечение губернии подачек из Москвы - хороший сценарий, но есть лучше. Форсировать, навязывать, возглавлять тренды! Новгородская область, увы, подобна пробирке для опыта, нам исторически предписано быть территорией обкатки новых смыслов и технологий: с варягом Рюриком, с вечевым строем, с умением удерживать территории от Балтики до Урала, со способностью не задохнуться на задворках империи при открытом окне в Европу. Я ищу темпа и воли, поэтому уже предложила сценарий переговоров с Советом Европы для оздоровления транспортной системы города и проект медицинского международного форума под названием «У граждан прямая спина». Пока врио предпочитает работать с москвичами, а не с новгородцами, пока ему чужда бюрократическая культура своевременных ответов на их запросы, пока-пока-пока - есть надежда, что будет в путинском выдвиженце место не косности и самодовольству, а темпу и воле отвечать нуждам граждан.
Комментирует Сергей Добровольский (кандидат в Госдуму от партии «Парнас»):
Никак. Никакие.
Комментирует Сергей Максименко (политический деятель, партия «Яблоко»):
Оценивать пока нечего, не вижу пока ни политика, ни хозяйственника. Надежда на одно, хотелось бы, чтобы Господь поправил судьбу великой страны.
Комментирует Станислав Попов (политический деятель, движение «НОД»):
Я позволю себе поделиться с Вами одной мыслью. Каждый раз когда я участвую в Клубе "Вечевой Колокол", за что благодарен, вспоминаю ли Вас как политика, хозяйственника, успешного предпринимателя, я невольно вспоминаю одну Вашу фразу с которой Вы открывали пару раз наши встречи "Вечевой Колокол" - "когда меня посадили, у меня было много времени подумать.." Эта фраза, на самом деле открывает огромный, трудный мир политики и бизнеса. И при этом я убежден, что бизнеса во власти не должно быть, а у власти должны стоять государственники, а на исполнительных должностях отличные хозяйственники. Таким образом отвечая на ваш вопрос о 100 днях ВРИО губернатора Никитина могу сказать, что 100 дней мало, чтоб осмыслить и тем более договориться с силами региона. Хотят ли элиты быть частью государства, частью региона в котором они живут, зарабатывают и уводят в офшоры? Нужна ли им стабильность увеличения прибыли и сохранение семейной преемственности. Потому, что низы хотят, чтоб так было. Потому, что люди увещевают о стабильности зарплаты. И это всё взаимосвязанные вещи. И говорить о работе ВРИО за 100 дней можно лишь с позиции хозяйственника у когорого все "схвачено...." А готов ли такой хозяйственник понять всю общественно-политическую ситуацию региона и выступить связующим звеном во всем процессе становления стабильности и процветания региона? Или все и так дальше будут продолжать неограниченно тырить и расхищать, что еще плохо лежит, хотя такого не осталось больше. Или вор должен сидеть в тюрьме? Или вор должен отчислить в общее дело, чтоб было потом чем щипать? Вместе с тем, что может Трамп за 100 дней в глобальном смысле, когда десятилетия потребовались Путину, и то мало, для компромисса внешне и внутрених ситуаций. Так же и Никитин, но на региональном уровне. Не запад ли придумал меру измерения уровня компетенции в 100 дней? Не удивлюсь. Резумируя ответ на Ваш первый вопрос.: 100 дней катастрофически мало, чтоб даже оценивать. Мотор двигателя можно оценить за работу 100 дней, меньше факторов риска. Здесь этого времени совершенно не достаточно. Но он молодец! Держится!
А надежды я связываю такие, что Никитин сможет стать тем позитивным временным участником системы, который запустит процесс компромисса всех частей системы. И тогда не разделяя, дать развитие каждому в своем направлении, во Благо всеобщего. Поживем - увидим!
Комментирует Александр Костюхин:
16 мая 2017 года, ВРИО губернатора Новгородской области Андрей Никитин высказал своё мнение на страницах газеты «Известия», в статье под названием «Ресурс соучастия».
Никитин рассуждал о том, кто определяет стратегию развития для российского региона и как вовлечь активных граждан в её реализацию.
Моё мнение заключается в том, что власть медленно но уверенно движется к банкротству страны, при этом предпринимая попытки разделить ответственность за свою провальную политику с народом. Сам народ бюрократия как и раньше старается удержать подальше от власти.
То есть, рулить по прежнему продолжают они, бюрократы, а ответственность за выбранный неверный путь - будет во многом возложена на народ. Никитин пишет, что в современных условиях надо бежать как минимум в два раза быстрее. Герман Греф уверен, что бежать надо в 5-10 раз быстрее.
Причём бежать так должно не только региональное руководство, но и все активные граждане. Наш ВРИО губернатора - молодой, но ранний. Он вероятно думает, что наши люди не знают русскую народную сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». У нас - люди мудрые, власть научила их не высовываться. Поэтому они будут смотреть со стороны и ждать, когда ВРИО губернатора покажет им, на что он способен.
Наши чиновники считают, что народ у нас доверчивый и его можно обманывать бесконечно. Бюрократам повезло, что наши люди не очень любят копаться в истории, поэтому каждое новое поколение наступает на одни и те же грабли.
Если бы народ остановился на минуту и полистал страницы истории, он бы узнал, что ещё министр финансов Сергей Витте в XIX веке своими действиями разорял казну Российской Империи, предпринимателей Савву Морозова, Савву Мамонтова и других активных людей.
Своими же словами Андрей Никитин подтверждает, что власти верить нельзя: пять лет назад была принята стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года. Аналогичные программы были разработаны и в районах.
Спустя пять лет, многие оценки ситуации в регионе, на основе которых и разрабатывалась стратегия - устарели. То есть деньги пошли, фактически, в мусорную корзину.
О стратегических ошибках, с которых началась работа ВРИО губернатора Никитина в нашем регионе, я уже писал ранее.
Власть хочет, чтобы народ бежал вперёд как можно быстрее, не останавливаясь и не оглядываясь, не имея возможности оценить ситуацию. Однако народ не хочет бежать - люди устали, они хотят остановится, перевести дух, посмотреть, на что способна власть, может ли она повести их за собой. Если власть неспособна вести за собой, чётко объясняя цели и приоритеты пути, тогда в народе начинается брожение - люди ищут собственный путь.
Со дня прихода Андрея Никитина в регион прошло сто дней. По озвученному Никитиным темпу, это время равно 200 дням, а если ориентироваться на слова Грефа, то скоро минет целых три года. Что же успел сделать за это время Андрей Никитин?
Как высказываются многие - пока ничего. Если Греф считает, что передвигаться с такими сверхскоростями под руководством политруков невозможно, то у Никитина политруки не только сохранили свои места, но и формируют новому врио губернатора команду.
Как же он собирается бежать с ними в два раза быстрее, если за митинскую десятилетку они даже ходить почти разучились?
Что касается общественных сессий, то, как я считаю, проведены они были исключительно с целью подготовки А.С. Никитина к предстоящим выборам, причём сделано это было за бюджетный счёт. Если раньше президент присылал своих ставленников с багажом бюджетных средств, за счёт которых можно было несколько улучшить ситуацию в регионе - то теперь вместо денег прислали людей, которые предлагают довольствоваться общественными сессиями.
В других регионах уже давно обучают команды профессионалов в Сколково, которые затем эффективно работают на местах, вовлекая в свою деятельность общественников. В Новгородской же области не то что губернатор или ВРИО губернатора, но даже ни один заместитель не доехал до Сколково, с целью хоть чему-то там научиться. Хотя управленческие команды моногородов обучаются там уже третий год. В нашей области 5 моногородов, но пока ни одна команда так и не прошла обучение.
За это время Кемеровская область обучила на базе Сколково уже 7 управленческих команд, Республика Татарстан - 6, Башкортостан, Ивановская и Нижегородская области - по 5 команд, Пермский Край и Челябинская область по 4 команды… Список можно продолжать и дальше.
Всего из 319 российских моногородов, остались необученными команды из 133. И 5 из них находятся в Новгородской области. Суть в том, что мы никуда не бежим, новгородские бюрократы даже не готовы учиться, в отличие от своих коллег из других регионов.
Сколково - это не только обучение эффективных команд, это ещё и перспектива получения моногородами статуса ТОСЭР, влекущее за собой федеральное финансирование. Двое всенародно избранных глав самых крупных моногородов нашей области, прошедших обучение в Сколково и подготовивших свои команды - отстранены от должности. При новых запущенный процесс замер - в Сколково не отправили никого. В настоящее время, от нашего региона на обучение в Сколково была отправлена только команда Парфинского района, в которую непонятно каким образом попал Дмитрий Вертков. Да и тот был через некоторое время снят с поста директора Агентства Регионального Развития.
Кстати, людей очень похожих на Богданова и Верткова видели за сотни километров от Сколково, в то время, когда сессия ещё не закончилась.
20 апреля, на выездном заседании Правительства Новгородской области в Боровичах, ВРИО губернатора назвал высказанную мной идею о создании туристического кластера в трёх районах - Боровичском, Окуловском и Любытинском - интересной и перспективной. Я высказался, что готов участвовать в реализации идеи как инвестор - однако, со мной так никто не вышел на связь. Единственное, Марк Вениаминович Масарский пригласил меня принять участие в организации предвыборного штаба А.С. Никитина - но я отказался.
Как я могу агитировать за человека, с которым лично не знаком и даже не знаю, что он собой представляет?
Людей, рассуждающих касательно ВРИО губернатора схожим образом со мной - в Новгородской области, как я полагаю, большинство.
Известные новгородцы, которых я попросил высказать своё мнение о первых 100 днях Андрея Никитина - высказываются очень осторожно. В основном комментарии в духе того, что 100 дней это очень маленький срок, а самому ВРИО губернатора кажется, что он нащупал взаимопонимание с жителями области.
В своей статье в «Известиях» Андрей Никитин так и говорит: кажется, нам удалось разрушить искусственную пирамиду, в которой власть и население разнесены по полюсам и находятся в непримиримом антагонизме. Это оказалось несложно, поскольку антагонизм этот во многом надуманный». Дальше Никитин заявляет, что задача власти - помочь людям жить, как они хотят. Не обеспечить, не гарантировать - а именно помочь. Предприниматели обычно говорят: нам помощь от власти не нужна, лишь-бы не мешали. Простые люди же говоят: «за что мы им деньги платим».
То есть получается, что чиновники ничего не будут обеспечивать, ничего не будут гарантировать, а будут только получать деньги?
Далее Никитин пишет, что он увидел людей, готовых многое сделать, если им немного помочь. Чиновники до Никитина приходили к выводу, что если есть люди готовые многое сделать - значит их нужно доить. Эта практика довела до того, что если в 90-х годах дети из благополучных семей хотели заниматься бизнесом, то нынешняя благополучная молодёжь хочет построить карьеру в госкорпорациях, а дети из бедных семей - стать представителями силовых структур.
ВРИО губернатора считает, что помогать надо сильным, он в этом уверен. Я тоже всегда был в этом уверен. Вот только политика нашего государства всегда строилась на принципе: отобрать у сильного и отдать слабому, осуществляя же подобное «перераспределение» бюрократия никогда не забывала о своей доле.
Правительство и сейчас продолжает за счёт бюджетных средств поддерживать производства, которые глубоко убыточны и нуждаются в срочной реструктуризации, если не в закрытии. Кого Никитин считает сильным и кому собирается помогать - об этом я пока ничего сказать не могу.
Далее ВРИО губернатора рассказывает новгородцам о том, что деньги из года в год вкладывавшиеся в ямочный ремонт дорог - расходовались неэффективно. Предлагает и своё решение дорожной проблемы: ремонтировать дороги более низкими темпами, зато качественно, так, чтобы хватило на долгие годы вперёд. Что же мешало поступать так ранее? Оказывается, мешало отсутствие общественного согласия.
Интересно, Андрей Никитин заблуждается сам, либо есть какие-то приближённые люди, которые посеяли в нём это ложное убеждение?
На протяжении долгих лет примерно то же самое, только в несколько иных словах, жители Боровичского района слышали от губернатора Сергея Митина. Только до Боровичского района очередь на строительство хорошей дороги так и не дошла…
Я считаю, что деньги выделялись на дорожное строительство в первую очередь тем районам, где их можно было без особых проблем «распилить» между заинтересованными бюрократами.
Если бы Никитин проанализировал расходование средств на дорожное строительство во время своего предшественника, он бы увидел, что деньги выделялись одним и тем же муниципальным образованиям. В итоге качественных дорог в области раз-два и обчёлся, нет их в тех районах куда они доходили, нет дорог и в тех районах, куда доходили лишь крохи.
ВРИО губернатора говорит: «Я убеждён, у нас нет и не будет других ресурсов, помимо тех, что мы сами создадим». Я же уверен в обратном: в бюджете достаточно денег для того, чтобы власть оказывала услуги качественно и в срок. И своей работой в исполнительной власти я это доказал. Посмотрим, сможет ли что-то доказать нам Андрей Никитин. Наши люди словам уже не верят, а реальных дел пока нет.
В оформлении материала использованы фото: архив клуба "Вечевой Колокол", ЖЖ Николая Подосокорского
http://philologist.livejournal.com/, Facebook Дмитрия Игнатова.