Кто снял с поста главу таможни Бельянинова и почему война кланов теперь продолжается на Лубянке

Feb 17, 2017 12:32



Фото РИА НОВОСТИ

В июле прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ пришли с обысками к тогдашнему главе Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрею Бельянинову. Фотографии из дома Бельянинова, на которых он в спортивном костюме доставал с антресоли коробки из-под обуви с наличными деньгами, моментально облетели интернет и стали главной темой выпусков новостей на федеральном телевидении.

Тогда мало у кого возникали сомнения, что трансляция внутреннего убранства дома Бельянинова в контексте новостей об уголовном деле ― стандартное информационное сопровождение дальнейшей «посадки». Таковы законы жанра: если по телевизору показывают кадры обыска, герой сюжета, скорее всего, сменит свой особняк на камеру следственного изолятора «Лефортово».

Однако вопреки сложившейся практике Бельянинову не было предъявлено никаких обвинений ― на следующий день он подал прошение об отставке, а информация об обыске исчезла из новостных сводок.


С тех пор к таможенной теме телевидение возвращалось дважды. Сначала 1 декабря 2016 года, в ходе послания президента Федеральному собранию, когда Владимир Путин воззвал к залу: «У нас, к сожалению, стало практикой поднимать информационный шум вокруг так называемых резонансных случаев. И нередко этим грешат представители следственных и правоохранительных органов. Хочу обратить на это внимание. Борьба с коррупцией ― это не шоу» (в этот момент камера выхватила фигуру секретаря Совбеза Николая Патрушева). Затем 23 декабря, во время ежегодной пресс-конференции: «В отношении Бельянинова не было никакого дела. А доследственные действия и обыски, выброшенные в СМИ, ― это недопустимо!»

Такая речь президента не оставила сомнений: обыск в доме Андрея Бельянинова, приведший к его отставке, преследовал ряд целей, не доведенных до сведения общества.

Спустя полгода мы восполняем пробел и раскрываем обстоятельства следственных действий в доме бывшего главы ФТС.

Почему обыск был произведен накануне встречи главы ФТС с президентом, как он привел к отставкам влиятельных лубянских генералов и фактическому крушению самой могущественной службы ФСБ и зачем СКР продолжает расследовать дело, фигурантами которого могут стать люди из ближайшего окружения экс-главы таможни.

…В начале сентябре прошлого года старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления (ГСУ) СКР по Москве Алексей Ефимов приехал в следственный изолятор «Медведь». К тому моменту генерал-лейтенант таможенной службы Алексей Шашаев, близкий товарищ недавно отставленного главы ФТС Андрея Бельянинова, находился под стражей чуть больше месяца и потому воспринял молодого «важняка» с тревогой. В июле генерал был приговорен к пяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и до отбытия в колонию, которому предшествовало рассмотрение апелляционной жалобы в Мосгорсуде, он не рассчитывал на очередную встречу со следственными органами.

Впрочем, этот молодой следователь сильно отличался от тех, что недавно отправили его в тюрьму: вежливо принес извинения за беспокойство, поинтересовался самочувствием и условиями содержания, предложил закурить.

Постепенно разговор следователя и арестанта на отвлеченные темы начал перетекать в допрос, из которого Шашаеву стала понятна причина визита Ефимова: СКР возобновил расследование уголовного дела, касавшегося исполнения контракта на разработку для нужд ФТС сложного программного обеспечения. Шашаев, подписавший акт выполненных работ по этому контракту, должен был быть допрошен в качестве свидетеля.

Расстроиться этим обстоятельством генерал не успел ― первые же вопросы по существу дела вернули его в рабочее состояние. Трудновыговариваемые фразы вроде «интегрированные компоненты», которые казались следователю частью скороговорки, для Шашаева были скорее контрольными словами, запускающими мыслительный процесс.

Когда допрашиваемый понял, что говорит со следователем на разных языках, он взял лист бумаги и начал чертить диаграмму. Уроки художественного мастерства длились более трех часов, в течение которых следователь Ефимов внимательно слушал генерала. «Если бы я был на свободе, то довел бы это дело до конца», ― под конец допроса сказал Шашаев и аккуратно выразил удивление вдруг снова возникшим интересом СКР к информационному обеспечению таможенных органов. И следователь, до того предпочитавший не обсуждать причины возобновления расследования, на этот раз зачем-то обронил: «Вы же понимаете, война спецслужб продолжается».

Заговор генералов

21 июля 2016 года высший командный состав 6-й службы УСБ ФСБ внимательно изучал фотоснимки земельного участка, сделанные с квадрокоптера, летавшего над элитным районом Конаково Тверской области. Времени даже для оперативной установки интересующего объекта, как впоследствии пояснят некоторые оперативники УСБ ФСБ, катастрофически не хватало ― на подготовку обыска им было отведено менее недели.

Само оперативное задание тоже выглядело нелепо ― изъять все, что представляет высокую ценность.
Правда, для оперов службы, принимавшей участие едва ли не во всех громких арестах федеральных и региональных чиновников последних лет, богатые интерьеры огромных особняков давно превратились в заурядные декорации ― без помощи экспертов они уже научились отличать дорогие картины от подделок, а уникальные ювелирные изделия ― от дешевой бижутерии.

Объект предстоящего «рейда», которым должен был стать глава ФТС Андрей Бельянинов, у сотрудников ФСБ тоже не вызывал никаких эмоций. Мало ли таких было ― бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин с килограммами золотых украшений, экс-глава Республики Коми Юрий Гайзер с бессчетными домами и квартирами. Как поясняет один из офицеров, «все на одно лицо».

Другое дело ― могущественные генералы Лубянки, мечтавшие дотянуться до главного таможенника страны последние четыре года. За последние несколько месяцев как минимум дважды они докладывали президенту о нарушениях в системе таможенных органов, но в ответ получали собственные многостраничные справки на «красных бланках» с пустой резолюцией ― росписью об ознакомлении, без указаний о дальнейших действиях.

И вот накануне начальнику 6-й службы УСБ ФСБ полковнику Ивану Ткачеву наконец спустили приказ о подготовке обыска у Андрея Бельянинова. Первые шаги 6-й службы УСБ ФСБ напоминали организацию съемок телевизионного реалити-шоу: оба дома, квартиры и рабочий кабинет Бельянинова в здании ФТС на Новозаводской улице были оборудованы средствами объективного контроля, а обо всех контактах и перемещениях «объекта» докладывалось в режиме онлайн «наверх».

Поводов у ФСБ для вторжения в смежную спецслужбу вроде бы было достаточно ― таможню сотрясали громкие коррупционные скандалы, главным образом связанные с работой Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ). В зоне влияния СЗТУ был вскрыт контрабандный канал, в результате чего под стражей оказались некоторые крупные бизнес-игроки. Венчал тот скандал арест по обвинению в контрабанде алкогольной продукции миллиардера Дмитрия Михальченко ― оператора морского торгового порта Бронка, друга семьи тогдашнего директора ФСО Евгения Мурова, одного из самых богатых и влиятельных бизнесменов Санкт-Петербурга.

Именно дело о незаконном ввозе нескольких партий алкоголя под видом строительного герметика, расследовавшееся в центральном аппарате СКР, и должно было стать основанием для производства оперативно-следственных действий в ФТС. И старший следователь по особо важным делам ГСУ СКР Сергей Новиков, часто расследовавший дела совместно с 6-й службой УСБ ФСБ, подписал постановление о производстве неотложных следственных действий в жилище Андрея Бельянинова.

«Дожидаться санкции суда на обыск было некогда», ― объясняет сотрудник ФСБ, имея в виду сжатые сроки операции.
Ровно через неделю, 27 июля 2016 года, должна была состояться личная встреча Андрея Бельянинова с президентом Владимиром Путиным, на которой глава таможни планировал обсудить свое будущее.

Вариантов трудоустройства у Андрея Бельянинова, если верить знакомому с ним чиновнику правительства и сотруднику президентской администрации, было несколько. Наиболее вероятный ― органы управления Внешэкономбанка или ВТБ. «Андрей как-то обмолвился, что может возглавить госбанк, если президент даст добро», ― косвенно подтверждает это федеральный чиновник, знакомый с Бельяниновым.

Переход высокопоставленных силовиков в банковский бизнес давно не вызывает удивления, но в случае с Бельяниновым это выглядело даже логично. Глава ФТС, в 80-е годы отвечавший за материальное обеспечение советской резидентуры в Восточной Германии по линии Первого главного управления КГБ, связал часть своей жизни с финансовым рынком: в период 1992―1999 годов возглавлял РЭА-банк и Новикомбанк, затем основал собственный Нефтепромбанк.

Впрочем, госбанки были далеко не единственным потенциальным местом работы Андрея Бельянинова. По словам сотрудника администрации президента, некоторое время Бельянинов рассматривался на должность главы Службы внешней разведки (СВР), в которой готовилась отставка Михаила Фрадкова.

«Бельянинов, если убрать в сторону скандалы, это кусачий и конфликтный служака. Такой набор качеств соответствовал приоритетным задачам службы ― контроль встреч российских чиновников за рубежом, поиск их активов и проч. А президенту нужны люди, которые служат и докладывают объективную информацию, а не кучкуются и водят за нос», ― говорит сотрудник администрации президента.

Так или иначе, обсудить новую работу с Владимиром Путиным Андрей Бельянинов не успел: ранним утром 26 июля ― за день до назначенной встречи ― три опергруппы ФСБ нагрянули в здание на Новозаводской улице и два загородных дома главы таможни.

«Кнопка» под президента

Андрея Бельянинова, по словам сотрудника ФСБ, спецназ застал во время рыбалки.

Уже несколько дней руководитель ФТС находился в официальном отпуске, который проводил на даче в Конаково. В ФСБ об этом прекрасно знали, поэтому еще в 5.00 направили туда несколько микроавтобусов Volkswagen.

После непродолжительных препирательств Бельянинова посадили в один из них и увезли в район Новой Москвы, где располагалось его основное место жительства. У главы таможни, вспоминает один из оперативников, сразу же изъяли оба мобильных телефона, а по прибытии в основное жилище приступили к описи основных ценностей ― денежных средств (всего было изъято более 66 млн рублей в различных валютах), четырех картин, двух икон и редкой книги «Священная коронация. Александр II».

Фотографии изъятых денег, драгоценностей и картин, сделанные одним из членов опергруппы, еще до окончания обыска облетели интернет и федеральные телеканалы: весь день новостные сюжеты рассказывали о роскошной жизни очередного чиновника, попавшего в сети ФСБ. Ближе к полуночи телевидение ослабило хватку. «Видимо, президент в это время впервые включил телевизор», ― с иронией говорит знакомый с Бельяниновым предприниматель.

«Это редкий случай нарушения работы государственного механизма. «Кнопку» телевизора включили не просто без ведома президента, а вопреки ему, ― подтверждает сотрудник администрации президента и напоминает про реакцию Владимира Путина на обыски в ходе послания Федеральному собранию: ― Президент последние годы часть текстов во время таких мероприятий пишет сам, от руки. Эту часть [о Бельянинове] тоже писал. Это неудивительно. После таких сюжетов люди отправляются в тюрьму, а не переводятся в кадровый резерв. Так заведено».

Как бы то ни было, для Андрея Бельянинова это уже не имело принципиального значения. Партия была сыграна за один обыск ― так верный член команды президента превратился в человека, публично отторгнутого системой.

Разгром «шестерки»

Довольно удивительно, но встреча Владимира Путина и Андрея Бельянинова в назначенный день все-таки состоялась. По словам сотрудника ФСБ, из-за этого следователю Новикову даже пришлось перенести допрос главы ФТС на сутки.

Итогом часового разговора с президентом стала закономерная отставка Бельянинова и утверждение кандидатуры нового главы таможни, которым стал полпред президента в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) Владимир Булавин, бывший подчиненный секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. В октябре, после ожидаемой отставки Михаила Фрадкова, СВР возглавил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, по инициативе которого в свое время была создана думская структура, изучавшая злоупотребления и нарушения в ведомстве Бельянинова.

«Поражение наступает после победы», ― заявил на прощальной пресс-конференции Андрей Бельянинов.

Читать полную версию: https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/16/71532-belyaninova-na-ekrany-protaschili-kontrabandoy

силовики, коррупция

Previous post Next post
Up