Учёные спрогнозировали войны, которые сотрясут мир в 2017 году

Feb 10, 2017 15:52



Фото: Минобороны РФ

Аналитическое агентство «Внешняя политика» (Москва) выпустило в свет доклад «Международные угрозы - 2017». В нем описываются важнейшие мировые события, явления и тенденции наступившего года, которые можно увидеть и рассмотреть с высоты дня сегодняшнего. Авторы, российские ученые, с первых слов определяют место 2017-го в матрице постперестроечного мироустройства: «Мы вступаем в первый год новой эпохи, в которой Запад больше не является безусловным глобальным лидером. При новом президенте США будут вынуждены выбирать между сохранением мощи и вовлеченностью в мировые дела. ЕС будет поглощен внутренними проблемами. Многие международные вопросы уже разрешаются без участия Запада, а те, кто стремился к прекращению диктата Вашингтона, - добились своего... Космополитическим финансовым элитам повсюду громко напоминают, что им нужно выбрать страну, на которую они работают, мол, «глобализация закончилась»… Однако следствием слома старого порядка стала невыносимая неопределенность. Шоков 2016-го с лихвой хватило бы на десятилетие. В 2017-м мир будет пытаться сосредоточиться в надежде, что главные неожиданности позади». Судя по содержанию доклада, наступивший год укрепит эти надежды, но как только почудится, что «пронесло» и волна отступила, придет цунами.

Москва - Вашингтон: четыре окна возможностей

На взгляд авторов доклада, экономические преобразования, анонсированные Дональдом Трампом, могут увенчаться как успехом, так и провалом (к слову, поэтому победа Трампа в следующей президентской кампании не гарантирована). А от результатов во внутренней политике будут зависеть его действия на внешнеполитической арене, так как «внешняя политика остается прерогативой исполнительной власти США и американский президент без консультации с Конгрессом может позволить себе резко повысить уровень конфликтности внешней политики в любой момент, это мы наблюдали с администрацией Барака Обамы осенью - зимой 2016 года».

Авторы доклада видят четыре сценария.

Первый - «Вспоминая Рейгана»: Трамп успешно перезапускает американскую экономику и укрепляет свои внутриполитические позиции. «Невзирая на возражения Москвы, новая администрация может начать амбициозную программу модернизации ядерного оружия, дав начало новому этапу гонки ядерных вооружений. На волне своих внутриполитических успехов Трамп может активизировать военные действия США на Ближнем Востоке и предпринять конкретные меры по ограничению импорта, в первую очередь из Китая». Москва, как и Пекин, воспримет такие действия Трампа как угрозу сложившемуся паритету, и мы получим новую, возможно, более горячую «холодную войну». Соответственно, на проекте единого антитеррористического фронта и на урегулировании украинского кризиса поставят крест.

Второй сценарий - «продолжение конфронтации»: нарастание международной напряженности, если реформы Трампа, наоборот, провалятся и внутриполитическая борьба обострится: «Президент, все менее способный бороться с оппозицией в стране и в Конгрессе, попытается компенсировать свою слабость там, где он имеет реальную власть - во внешней политике. Его уязвленное самолюбие произведет в мировой системе эффект разорвавшейся бомбы - американская военная машина включится на полную мощность на Ближнем Востоке, а наращивание сил в Азии и обвинения в демпинге резко ухудшат американо-китайские отношения. После того как попытки склонить Путина к стратегическому союзу против КНР не дадут результата, Россия вновь окажется в списке «плохих парней» со всеми вытекающими последствиями - санкциями, информационными атаками, наращиванием сил по периферии российских границ и, самое опасное, курсом на нейтрализацию российских ядерных сил, угрожающим основам стабильности взаимоотношений».

Третий сценарий - «новый изоляционизм»: если «курс Трампа» будет пробуксовывать и президенту придется отодвинуть внешнюю политику на задний план. «Внешний мир окажется предоставлен сам себе… Это представит неожиданную и зачастую некомфортную свободу действий союзникам и противникам США, в том числе и России».

Наконец, четвертый вариант с ностальгическим названием «Возвращение Франклина Рузвельта»: экономические и внутриполитические достижения Трампа ведут к усилению не конфронтации, а взаимодействия наших государств, в том числе в области ядерных вооружений. «Позитивный опыт борьбы с ИГ, хорошие личные отношения между президентами и смена руководства в европейских столицах позволят снизить напряженность в отношениях России с НАТО и начать урегулирование украинского вопроса. В то же время Трамп может показать себя реалистом в вопросе торговых отношений с Китаем и Мексикой, а его неприятие Транстихоокеанского партнерства может смениться предложением его переподписания на более выгодных для США условиях. Этот сценарий приблизит перспективу формирования международных отношений на основе прагматического сотрудничества».

Как видим, Россия, да и все остальные, выиграют только в четвертом сценарии. (Авторы, в частности, предполагают, что в этом случае США не пойдут и на противостояние с Ираном; впрочем, они подчеркивают, что реальность, конечно же, может оказаться сложнее теоретических построений). Насколько близки Трамп, Америка и весь мир к позитивной альтернативе, будет видно по скорости, с которой американский президент запустит налоговую реформу и инфраструктурные инвестиции - вопреки своим оппонентам, прежде всего в стане демократов, а также по тому, состоится ли «отход от линии на противостояние между Россией и НАТО в Восточной Европе и готовность сотрудничать в стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, несмотря на расхождение в целях и выборе союзников».

Конец ИГИЛ, но не войне

На Украине возможна смена власти - полная или частичная. Ключевой вопрос - каким образом она произойдет: законным или путем государственного переворота, «в результате которого к власти могут прийти силы, ориентированные на расширение конфликта в Донбассе и развязывание войны непосредственно с Россией»?

Авторы доклада полагают, что трагический сценарий, к счастью, не самый очевидный. «Хотя Украина беднеет, государству пока хватает ресурсов для поддержания своих базовых функций. Президент Порошенко в целом контролирует армию и спецслужбы, и многочисленные полувоенные формирования не настолько сильны, чтобы оспаривать власть у государственных силовых структур. Зарубежные доноры Украины продолжают оказывать ей помощь, которой недостаточно для роста, но пока достаточно, чтобы избежать бюджетного кризиса. Президент Порошенко продолжает саботировать урегулирование на Донбассе, избегая тем самым раздражения ультраправых сил в Киеве. Ключевые страны ЕС молчаливо соглашаются с такой политикой».

Администрация Трампа будет вырабатывать свою украинскую политику не менее полугода, и вряд ли она заинтересована в эскалации конфликта: сейчас важнее попробовать договориться с Россией по куда большему списку вопросов. Но и совсем отказываться от такого козыря, как Украина, делец Трамп не станет. Европейские лидеры - ныне действующие или их преемники (в этом году французы выберут президента, а немцы - канцлера) - тоже не выработали какого-то нового взгляда на украинскую проблему. России выгодно, чтобы Киев сохранял хоть и шаткую, но стабильность. В противном случае в результате следующего «восстания масс» и коллапса украинской власти «окажутся под угрозой транзитные пути российских энергоресурсов, повысится риск техногенных катастроф на инфраструктуре и транспорте, Россия станет объектом массовой миграции из Украины». Поэтому авторы доклада рекомендуют российской стороне не демонстрировать «избыточной реакции» даже при возобновлении и ужесточении боев на Донбассе (как сейчас) или диверсионных вылазок в Крым.

Таким образом, «об Украине станут забывать - Берлин и Париж не будут прилагать больших усилий к урегулированию конфликта на Донбассе, но и киевским властям помогать будут без энтузиазма. «Большая сделка» по европейской безопасности между Россией и Западом, включающая в себя внутриполитические перемены на Украине, в ближайший год не состоится. Признание Западом за Россией ее места в мировых делах начнется не с постсоветского пространства, а с Ближнего Востока. Естественно, при условии, что Россия продемонстрирует внутреннюю устойчивость и зрелость, выраженные прежде всего в промышленном и технологическом росте».

Если говорить о Ближнем Востоке, то на выход к финалу сирийского кризиса укажет прежде всего прекращение военных действий с участием трех коалиций - это «проправительственная с участием России, Ирана и «Хизбаллы», антиправительственная с участием США, Турции и государств Персидского залива (Саудовской Аравии и Катара. - Ред.) и радикально-исламистская с участием боевиков ИГ и групп их сторонников в странах Персидского залива». В прошлом году, констатирует «Внешняя политика», Америка стала утрачивать в Сирии политическую инициативу, и Турция вошла в сделку с Россией и Ираном, «сложились условия для затухания прокси-войны в Сирии» (то есть удаленной войны. - Ред.).

В этом году новая американская администрация, вероятно, прекратит военную помощь оппозиции, это будет шагом, направляющим к созданию антитеррористической коалиции России и США. «Также существует вероятность того, что Дональд Трамп снизит поддержку своих союзников в Персидском заливе и выставит счета тем из них, кто участвует в поддержке радикальных движений в регионе или потакал Аль-Каиде» (имеются в виду те же Саудовская Аравия с Катаром, а также Турция. - Ред.).

Общую победу над террористами приблизит стабильность согласованных усилий России, Турции и Ирана, в настоящее время «курирующих» переговоры Асада и оппозиции. Но устоят ли Иран и член НАТО Турция под давлением США, снимет ли Анкара требование свержения режима Башара Асада, если будут учтены ее интересы «в отношении курдского движения» (Турция и мысли не допускает о создании курдской автономии)? Эксперты считают - маловероятно.

Кроме того, замирению на Ближнем Востоке препятствует антагонизм Саудовской Аравии и Катара - с Ираном. На сегодняшний день он выражается «в опосредованном военном столкновении сторон на театрах в Сирии и Йемене. Нет условий, которые могли бы снизить напряженность этой застарелой борьбы. Всполохи иранско-саудовской конфронтации будут прослеживаться и в будущем».

Одним словом, «учитывая активность России в районе Ракки и коалиции во главе с США в районе Мосула высока вероятность полного уничтожения террористической группировки одновременно в Сирии и Ираке. Это, однако, не будет означать ликвидацию условий для радикального очага в суннитских регионах обеих стран».

Если Соединенным Штатам удастся в рамках НАТО «поставить на место» Турцию и принудить ее выйти из альянса по Сирии с Россией и Ираном, это отзовется в другой горячей точке, в которую - в качестве коспонсора мирного процесса - вовлечена Россия, это Нагорный Карабах. К сожалению, авторы доклада склоняются к негативной оценке дальнейшего развития событий там: Ереван с Баку не договорятся о компромиссе, поиск новых мирных конфигураций может, напротив, спровоцировать столкновения, тем более что после прошлогоднего вооруженного конфликта Азербайджан чувствует себя проигравшим и заинтересован в сломе статус-кво. «Однако полная калька апрельской «четырехдневной войны» маловероятна. Москва недвусмысленно показывает, что заинтересована в сохранении имеющегося баланса сил и статус-кво. В этих условиях бросать открытый вызов Кремлю для Баку и для Еревана затруднительно, а Запад в этом вопросе России не противоречит и не мешает».

Глобальный Запад: предпосылки консолидации

Совместная битва против «Исламского государства» и победа над ним, заморозка конфликта на Украине, молчаливое признание Западом того, что Киев сам инициирует возобновление военных действий, чтобы представить Москву агрессором и напомнить о себе, изменение к лучшему общего восприятия России вплоть до разговоров о ее возвращении в «большую восьмерку», создают фон для отмены или значительного ослабления санкций в ближайшем будущем.

Большое влияние на скорость процесса отмены санкций окажут предстоящие европейские выборы: возможен приход к власти там противников «санкционной войны». «Не исключено, что Ангела Меркель откажется баллотироваться, обеспечив поддержку своему преемнику, авторитет которого не пострадает от пересмотра миграционной политики и смягчения позиции в отношении России. Определенными шансами на президентских выборах во Франции располагает правый политик Франсуа Фийон, но уровень неопределенности вокруг выборов достаточно высок (в последнее время из-за коррупционного скандала Фийон уступил в рейтингах Эммануэлю Макрону. -Ред.). Успех Марин Ле Пен маловероятен, но не исключен - и в этом случае он продолжит тенденцию на парадоксальные результаты референдумов и выборов в трансатлантическом регионе. Вероятны досрочные парламентские выборы в Италии - можно ожидать усиления правых сил и дальнейшей поляризации общества».

Такой исход европейских выборов вполне возможен. Поскольку восстановление послевоенной Сирии скорее всего затянется (по оценкам ООН, для восстановления страны потребуется более 180 млрд долларов), поскольку вероятно обострение схватки исламистов и правительства в Египте, а также конфликтов в сирийском, иракском и турецком Курдистане, поскольку останутся фундаментальные причины (высокая рождаемость, особенно на Африканском континенте, при нехватке рабочих мест), миграционный кризис, вызывающий политический протест по всей Европе, будет лишь закручиваться и углубляться. Два миллиона беженцев, прибывшие в ЕС с Ближнего Востока и из Северной Африки, далеко не предел.

Встречаем в докладе нечто поражающее воображение. «Нестабильность в регионе является константой... Потрясения, подобные „арабской весне“, будут продолжаться. Даже в случае затухания очагов конфликта в Ираке, Сирии, Ливии, Афганистане, поток мигрантов не прекратится. Новым решающим фактором становится климат. При увеличении среднегодовой температуры на несколько градусов значительные части Африки, Азии и Ближнего Востока станут необитаемыми. По расчетам демографов, к концу века в движение могут прийти до 500 миллионов человек - начнется самая масштабная в мировой истории миграция населения. России достанется незначительная часть этого потока - около 20 миллионов человек. Наблюдаемое нами сейчас - лишь слабые отголоски этого процесса».

Добавим к этому болезненный и небыстрый процесс выхода из ЕС Британии, который не закончится в 2017 году и, более того, может пойти по траектории «жесткого Брекзита», когда Брюссель и Берлин выберут, как следует проучить строптивый Лондон; добавим риск вспышки насилия между Сербией и Косово или Сербской Краиной; добавим усиление социального неравенства в Европе ввиду технологического развития, автоматизации и старения населения - и успех правых сил на европейских выборах не покажется маловероятным. Снятию санкций может поспособствовать и ротация высокопоставленных еврочиновников - председателя Европейского Совета, главы Еврокомиссии. Так, на смену предыдущему лидеру Европарламента Мартину Шульцу в середине января пришел Антонио Таяни, соратник Сильвио Берлускони, личного друга нашего президента.

Наконец, сторонники отмены санкций смогут найти поддержку у Японии, которая весьма заинтересована в том, чтобы иметь Россию среди своих доброжелателей: «Для Японии вопрос улучшения отношений с Россией выходит за рамки территориального спора (о Курильских островах. - Ред.). Токио озабочен усилением и наступательным настроем Китая в региональных делах. Япония стремится увидеть в России по меньшей мере нейтрального наблюдателя в японо-американском споре с Китаем. Россия также интересна Японии как экономический партнер и источник ресурсов» . Полномасштабное экономическое сотрудничество, в первую очередь на Курильских островах и вообще на Дальнем Востоке, договоренность о чем состоялась по результатам недавнего визита Владимира Путина в Японию, постепенно подведет наши страны к долгожданному заключению мирного договора.

«Однако маловероятно, что процесс отмены санкций будет скоротечным. Так, санкции, введенные Конгрессом США, продолжат свое действие - для их отмены законодателями должны сложиться исключительные условия», - заключают составители доклада.

Восток: старые и новые войны

Сначала о БРИКС, «клубе» Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки. Его экономическое и политическое значение снижается. «Замедление экономического роста в ЮАР до 1,4%, продолжающийся спад в России и Бразилии оставляют в локомотивах БРИКС только Индию (7,5%) и Китай (до 7%). Однако в Индии не приступили к реализации структурных реформ, и устойчивость ее роста может пошатнуться. Переход КНР к модели экономики потребления и начало Пекином наступательной внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе отвлекают внимание Китая от БРИКС», - говорится в докладе.

Далее, подчеркивается в нем, снижение значимости БРИКС вписывается в общемировое русло: уменьшается или не мог быть большим авторитет многих международных институтов и организаций - «большой семерки», «большой двадцатки», НАТО, ШОС, ОДКБ. Одновременно, как видим, много ставок и ожиданий от развития двухсторонних отношений - российско-американских, российско-китайских. Во втором случае - в ходе сопряжения на постсоветском евразийском пространстве кремлевского детища - Евразийского экономического союза - и пекинского «Экономического пояса Шелкового пути». Однако нет стопроцентных гарантий, что сопряжение состоится. Обнажение противоречий между Китаем и Индией в Индийском океане, недовольство южноафриканского правительства чрезмерной активностью Китая в Африке - все это тоже работает на дезинтеграцию БРИКС.

Да и ресурсы объединения в виде Банка БРИКС (10 млрд долларов капитала) более чем скромны в сравнении с показателями Всемирного банка и МВФ (свыше 2 трлн долларов), созданного китайцами и еще более чем полусотней государств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (уставный капитал 100 млрд долларов), пекинского же Фонда Шелкового пути (40 млрд долларов). «Наконец, интерес к новым рынкам поменял географическую конфигурацию - на смену БРИКС приходит нацеленный на развитие высоких технологий ТИКК (Тайвань, Индия, Китай, Южная Корея). В этих условиях тенденция к дальнейшей девальвации БРИКС продолжится», - информирует доклад.

Во-вторых, в Багдаде все неспокойно. Межклановая и внутриклановая борьба шиитов, суннитов и курдов в отсутствие лидера большинства - подходящая среда для разрастания очагов исламского радикализма. Купировать заразу можно созданием единой иракской армии, на сегодняшний день разобщенной и недееспособной в схватках с ИГИЛ, или Национальной нефтяной компании, но мешает то самое недоверие между шиитами, суннитами и курдами. Последние в этом году думают провести референдум о независимости, идея обособления популярна и у суннитов. Круг замкнулся.

«Затянувшийся многоуровневый кризис становится формой существования иракского государства. Борьба с ИГ, которая в 2017 году будет входить в завершающую стадию, лишь оттягивает новый передел власти внутри Ирака, начало которого уже заметно в претензиях курдистанского руководства на территории, освобожденные силами пешмерга (вооруженные курдские формирования. - Ред.). Запланированные на 2017 год местные и на 2018 год - парламентские выборы послужат поводом к новой волне насилия. Следует ожидать более активных действий Ирана в наращивании своего присутствия в Ираке. Это в свою очередь будет встречать резкое противодействие со стороны части шиитских и суннитских кланов и попытки дать равносильный ответ со стороны Турции и Саудовской Аравии».

В-третьих, не утихает Афганистан, до половины территории которого считаются зонами боевых действий и смешанного контроля. Афганская правительственная армия многочисленна, но малоспособна, со слабым боевым духом, поэтому рассчитывать на успех проанонсированного широкомасштабного наступления в этом году вряд ли приходится.

Афганская власть поддерживается внешней финансовой помощью и - благодаря ей - местными силовыми структурами. Но помощь может внезапно усохнуть: Япония и некоторые другие крупные доноры не имеют в Афганистане значимых интересов. Вместе с тем Кабулу не приходится рассчитывать на увеличение военных контингентов НАТО и интенсивности их вовлеченности в войну. Поэтому «основные надежды официальных властей в Кабуле возлагаются на политическое разрешение конфликта либо с Пакистаном (считающимся спонсором афганского «Талибана»), либо с вооруженной оппозицией без пакистанского участия», - говорится в докладе.

Читать полную версию: https://www.znak.com/2017-02-09/rossiyskie_uchenye_rasskazali_kakie_voyny_sotryasut_mir_v_2017_godu

прогноз, война, экспертное мнение

Previous post Next post
Up