В четверг, 7 августа, правительство РФ обнародовало список продукции, которая попадает под запрет на ввоз в Россию Указом Президента «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ». Запрет распространяется почти на все виды мяса, рыбы, молочной продукции, овощей, фруктов, колбас, сыров и других товаров из стран, которые ввели санкции против России. Не попала под ограничения алкогольная продукция и детское питание, так что любители шотландского виски и молодые матери могут вздохнуть спокойно.
Естественно, запрет на ввоз сельхозпродукции взволновал не только отечественных гурманов, но и западных чиновников. Брюссель уже обвинил в Россию в нарушении правил Всемирной торговой организации, так как «политически мотивированное» эмбарго противоречит нормам ВТО. Как заявил глава представительства ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас, в ближайшее время европейское руководство примет решение о том, подавать ли протест в ВТО, чтобы оспорить российские санкции. Причем речь идет о днях и часах, а не о месяцах.
Стоит отметить, что несколькими днями ранее намерение оспорить западные секторальные санкции в ВТО высказала и российская сторона. Постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов заявил, что РФ «не колеблясь» будет добиваться отмены санкций через ВТО, ведь они тоже явно мотивированы политически.
Вскоре после принятия указа об эмбарго, в СМИ появилась информация от неких инсайдеров в правительстве о том, Кремль готов к искам в ВТО и будет уважать решения этой организации, но надеется, что на его принятие уйдет несколько лет, а за этот срок российский аграрный сектор сможет повысить свою конкурентоспособность. Эксперты, впрочем, оценивают шансы Москвы отстоять свои интересы в международном арбитраже не слишком высоко, и дело бывших акционеров ЮКОСа тому подтверждение. Вполне возможно, что грядущие иски и арбитражи по вопросу санкций повлекут для России гораздо более серьезные последствия вплоть до выхода из организации, куда наша страна стремилась почти 20 лет.
Экономист, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что о выходе из Всемирной торговой организации в Кремле пока не думают. Тем более, что формально Россия даже не нарушает нормы ВТО.
- Мы не собираемся выходить из ВТО. Более того, с точки зрения правового обеспечения есть не только два российских закона, которые гарантируют экономическую безопасность, но и 21-я статья Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое вошло в корпус права ВТО. В этой самой статье оговорено, что государства вправе использовать ограничительные меры во внешней торговле в интересах национальной безопасности. Поэтому с формальной точки зрения мы не нарушаем нормы ВТО. Но, естественно, любой член организации волен оспорить такое решение. Будут арбитражные слушания, как по нашему иску против секторальных санкций, так и по иску Евросоюза. Представителями нашего правительства и МИДа уже была сделана оговорка, что если ВТО признает наши санкции не соответствующими духу этой организации, мы их отменим. Поэтому будем ждать решения Всемирной торговой организации. Вопрос о выходе из ВТО не стоит, мы принимали решение о санкциях, опираясь на нормы этой организации. Другое дело, что эти нормы не всегда используются, но они существуют.
«СП»: - Но европейцы утверждают, что российский ответ на их собственные санкции «политически мотивирован», и потому противоречит нормам ВТО…
- Мы тоже можем все, что угодно считать, когда возражаем против санкций со стороны США и ЕС. Но поскольку речь идет об акциях друг против друга членов ВТО, арбитром может быть только эта организация. Есть прописанные процедуры, сложный механизм со своими жесткими правилами. На самом деле, выведение этого спора из-под политического зонтика в чисто экономическую область могло бы быть положительным моментом.
«СП»: - Насколько велики шансы России выиграть арбитраж в ВТО?
- Необходимость в этих процедурах может вообще отпасть в связи с тем, что обмен санкциями загоняет ситуацию в тупик, из которого необходимо выбираться всем. Он превращается в гарантированный обмен ущерба и торможение глобальной экономики в целом. Для политиков это сигнал, что они дошли до красной линии и заступили за нее, поэтому нужно искать почву для компромиссов. Если же этого не произойдет, могу согласиться с более пессимистично настроенными коллегами. Опыта работы с правом ВТО у нас очень мало, квалифицированных юристов, отстаивающих позицию России в международных спорах, тоже немного. Решение Гаагского третейского суда по ЮКОСу показало, что Россия вела себя крайне пассивно в этом разбирательстве, и нет никаких гарантий, что этот негативный опыт не повторится. Но посмотрим, на ошибках учатся, мы набираем опыт. Как бы все ни сложилось, понятно, что обмен санкциями - это игра с нулевой суммой, в лучшем случае ничья, а проигрывать будет глобальное хозяйство в целом.
Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий считает, что надеяться на справедливость в международных судах Кремлю не стоит, поэтому рано или поздно внешние обстоятельства заставят Россию выйти из ВТО.
- Западные страны никогда не считали себя связанными какими-то ограничениями в рамках ВТО. Все процедуры арбитража в рамках Всемирной торговой организации контролируются основными же нарушителями ее правил - США, ЕС и Канадой. Поэтому обращаться в арбитраж ВТО странам третьего мира или даже странам Восточной Европы - новым членам ЕС, все равно, что писать начальнику жалобу на него самого. В прошлом бывали фантасмагорически скандальные дела. Например, знаменитое дело о производстве гольфкаров в Польше. Оно было запрещено в рамках арбитража ВТО на том основании, что в Польше производство обходится дешевле, чем в Канаде, где гольфкары вообще не выпускают. Это совершенный анекдот, но таких решений сотни.
В последнее время даже более сильные страны мира, такие как Китай и Индия, вообще перестали подавать иски в ВТО, а по факту игнорируют правила организации. То же самое начала делать Бразилия. Они открыто и демонстративно нарушают правила ВТО, как это делает Запад. Причем правила изначально написаны в угоду западным странам, они же контролируют их соблюдение и являются главными нарушителями. Это одна из причин, по которой не только левые, но и все здравомыслящие экономисты были против вступления России в ВТО.
«СП»: - Но в качестве успешного вступления в ВТО часто приводят пример Китая…
- Относительные успехи Китая объясняются именно тем, что перед вступлением он официально заявил, что будет нарушать правила и станет соблюдать только то, что выгодно им. Но на тот момент США были так заинтересованы в том, чтобы Китай вступил в ВТО, что администрация Клинтона публично пообещала, что не будет подавать в арбитраж в случае нарушений. Россия же мало того, что когда вступила в организацию, не выторговала себе более выгодные условия, она эти условия еще и пыталась соблюдать.
«СП»: - К чему же приведут нынешние действия Кремля?
- Положительный момент в том, что именно Россия станет страной, которая развалит ВТО в целом. Она уже не сможет вести себя так, как Китай, и будет вынуждена нарушать правила громко и со скандалом. Этот скандал сам по себе для ВТО будет иметь разрушительные последствия, он выпустит кота из мешка, как говорят американцы. Все знают, как устроена ВТО, все знают, что страны нарушают правила, но делают вид, что ничего не происходит. А теперь они будут вынуждены с этой реальностью как-то публично разбираться. Это серьезный удар по всей системе. Для России в перспективе нет другого выхода, кроме как публично приостановить членство или выйти из ВТО. А это может стать первым прецедентом, за которым последуют другие.
«СП»: - Но ведь за этим последует переформатирование всей системы мировой экономики?
- Так получилось, что именно Россия стала тем инструментом, с помощью которого история делает свою работу. Все эти структуры давно отжили свой век и давно должны быть разрушены, просто потому, что они - фактор разрушения мировой цивилизации. Благодаря России этот процесс приобрел другую динамику и вышел на глобальную поверхность.
«СП»: - Тем не менее, чиновники всех уровней говорят о том, что речи о выходе из ВТО не идет, да и многие экономисты утверждают, что власть не хочет разрывать связь с организацией.
- Конечно, не хочет. Российская элита не хочет воевать с Западом, она хочет с ним дружить, просто не может этого сделать. Она не собиралась вводить санкции, не собирается выходить из ВТО. Правительство было в ужасе от того, что им придется все же эти санкции вести. Представляю, сколько дней и ночей не спали наши руководители, прежде чем принять это решение. Они будут делать все возможное, чтобы оставаться в ВТО до последней минуты, просто у них это не получится и им все равно придется выйти. Они пойдут на все арбитражи и проиграют их, причем проиграют скандально, когда им скажут, что черное - это белое, а зеленое - фиолетовое. После этих решений правительство должно будет или совершить коллективное самоубийство, или публично отказаться выполнять эти решения.
Ответные санкции - это не результат доброй воли или сознательного выбора российских элит. Они против воли оказались инструментом истории, в духе диалектики Маркса и Гегеля, когда государство совершает действия, объективно продиктованные логикой истории. Но для российских элит это не очень хорошая новость, потому что та же логика рано или поздно сметет и их.
«СП»: - И как быстро будет в нынешних условиях проходить этот исторический процесс?
- Думаю, процесс пошел по пути ускорения. Я, как человек, переживший распад СССР, уже видел нечто подобное. К чему все идет было понятно еще с 1982 года, и казалось, что события вроде бы назрели, но годами ничего не происходило. Все 80-е было спокойно, но затем потом процесс начал ускоряться, счет пошел на месяцы, недели, дни, а потом и часы. Это лишь гипотеза, но мне кажется, что сейчас мы вошли именно в такую фазу ускорения. Значит, счет идет уже на месяцы.
«СП»: - Не получается ли парадоксальная ситуация - Россия вступала в ВТО почти 20 лет, а теперь выйдет из организации уже через год-два?
- Изначально не нужно было делать глупость и вступать в ВТО. Как говорят англичане, you shouldn’t have done it in the first place… Если люди делали одну глупость за другой, а потом начинают с ними разбираться, то проблема ведь не в том, что они исправляются.
«СП»: - Получается, сейчас в экстренном режиме приходится исправлять собственные ошибки под давлением истории?
- Но согласитесь, что это очень по-русски.
Руководитель Центра экономических исследований в Институте глобализации и социальных движений Василий Колташов также считает, что экономика тесно переплетена с политикой, поэтому верить в беспристрастность арбитража Всемирной торговой организации, по меньшей мере, наивно.
- В ближайшее время российским властям продемонстрируют, что суд Всемирной торговой организаций - это не беспристрастный суд, разбирающий экономические споры, исходя из правил неограниченной торговли. Мы увидим запредельные по цинизму решения о том, что России вводить санкции нельзя, а против России - можно, и это никак не противоречит нормам ВТО. Поэтому еще до того, как разбирательство зайдет так далеко, нужно начать реализовывать проекты, которые обезопасят от дальнейших санкций наши компании. В частности, создадут более устойчивый и динамичный внутренний рынок.
Это связано с промышленными и сельскохозяйственными проектами, направленными на замещение импорта. Не менее важны и инфраструктурные проекты, которые будут иметь большое значение для поддержания стабильности и даже для разворота от замедления, как его называют наши министры, к оживлению российской экономики. Среди таких проектов есть два наиболее интересных инфраструктурных блока. Первый - это скоростные железные дороги, а второй - восточный полигон, то есть вложения в сибирские регионы, модернизация и развитие транспортной системы, дальнейшее развитие Сибири.
«СП»: - Если Россия начнет предпринимать дальнейшие шаги по защите своего рынка, это вызовет еще большее неудовольствие ВТО. К чему это может привести для нашей страны?
- Необходимо понять, что разрыв отношений России, а по сути всех членов Таможенного Союза, с ВТО неминуем и необходим. Да, в ближайшее время Россия будет судиться, идти в арбитраж и пытаться доказать законность своих решений, принятых в ответ на западные санкции. Но дело в том, что кризис на этом не закончится, давление на Россию не прекратится. Задача Вашингтона и Брюсселя - вернуть Россию в состояние 90-х и разрушить крупные российские корпорации, которые несут серьезную угрозу для западного бизнеса. Мы перешли границы, которые были отведены России Европейским Союзом и Соединенными Штатами. Причем нужно сказать, что эти границы были сильно сужены для нас, потому что после 2008 года экономические проблемы оказались слишком серьезными и непреходящими. Сейчас вопрос в том, какой будет Евразия. Будут ли ее контролировать американские компании или там образуется новый большой рынок с протекционистской политикой, выгодной для всех стран, входящих в него.
«СП»: - И все же, если говорить о ближайшей перспективе, есть ли у нас шанс отстоять свои интересы в суде и сохранить нынешнее положение дел?
- Знаете, у нас долгие годы считалось, что экономика - это наука почти равная математике. Что это наука, связанная только с торговлей, расчетами себестоимости и инвестиций. Но в действительности оказалось, что это очень политизированная наука, политэкономия. Это будет вновь доказано в суде ВТО и приведет к дальнейшему осложнению отношений. Эффективно анализировать экономические процессы можно будет, только понимая их, как неотделимые от интересов компаний, рынков и государственных решений.
«СП»: - Смогут ли российские элиты пойти на такой серьезный шаг, как выход из ВТО, особенно учитывая, как долго страна добивалась вступления в эту организацию?
- Полагаю, что длительное вступление в ВТО в условиях, когда на Россию началось такое давление, как раз может привести к быстрому разрыву. Гораздо более серьезная проблема - господство либеральных идей в российской политике и либеральных кадров в правительстве. И, скорее всего, именно это мешает ускоренному ответу на санкции и политическое давление. Нам необходимо резко менять экономический курс, но либеральные кадры не могут реализовывать политику, которая противоречит их убеждением. А именно такая политика, политика протекционизма, развития внутренних рынков, нужна нам сегодня.
Автор: Мария Безчастная
Источник:
http://svpressa.ru/economy/article/94692/ Фото:
http://i-news.kz/news/