Половина россиян готова к возврату за "железный занавес"

May 13, 2014 15:35



Число россиян, готовых к плохим отношениям с Западом из-за событий в Украине и вокруг нее, серьезно выросло, выяснили в Левада-Центре. Такой подход у наших сограждан складывается из освещения этих событий на ТВ, ведь информацию оттуда черпают 94% опрошенных. Исследование показало, что рядового россиянина не пугают ни санкции, ни дефицит иностранных товаров, ни затруднения при выезде.

За прошедший месяц число людей, выступающих за укрепление связей с Западом, достигло минимума за последние 10 лет. Сейчас таковых всего 41%, в то время как 39% россиян призывают дистанцироваться от Запада. Между тем месяцем ранее, в марте, укреплять связи с западными государствами хотели 61% россиян. А годом ранее, в марте 2013-го, за налаживание связей выступало вообще более 70% респондентов.


Максимального значения за десятилетие достигло и число людей, выступающих за большую дистанцию в отношениях с США, - таковых, согласно подсчетам Левада-Центра, сейчас 48%. В то же время 40% россиян считают, что
надо сохранять прежние отношения или стремиться их улучшать.

Такие колебания общественного мнения вызваны ситуацией в Украине и вокруг нее, а главное - способом их освещения российскими государственными или провластными СМИ. Так, необъективными новости об Украине на госканалах считает лишь каждый пятый. В то время как 94% опрошенных сограждан получают информацию о событиях в соседней республике исключительно по телевидению. Информацию в Интернете ищут около 16% россиян, еще 9% читают печатные издания. Каждый пятый узнает новости от друзей и знакомых.

Столь некритичное отношение сограждан к телеиндустрии объясняется тем, что нынешняя пропагандистская война легла на хорошо подготовленную еще в советское время почву. Если в 90-е, в том числе и благодаря многочисленным авантюрам вроде «МММ», граждане стали фильтровать получаемую информацию, то сейчас доверие к выпускам новостей как никогда высоко.

Однобокость получаемой информации, похоже, влияет и на отношение россиян к возможной международной изоляции нашей страны - многие окончательно запутались в происходящем. Согласно исследованиям Левада-Центра, в начале марта беспокойство из-за изоляции испытывали 56% опрошенных, к середине этого месяца их число уменьшилось до 33%, хотя к концу апреля ряды «неспокойных» и выросли до 42%. Политические и экономические санкции со стороны Запада в начале марта беспокоили 53% россиян. К концу месяца озабоченность влиянием санкций выражало уже 42% опрошенных, в то время как 56% сограждан заявили, что не испытывают из-за них серьезного волнения.

«Пропаганду делать мы умеем, как и заниматься мифотворчеством об остальном мире, - говорит «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. - У россиян восприятие мира эмоциональное и иррациональное. Но если мы и дальше будем продолжать верить, что весь мир сошел с ума, а мы нет, то сумасшедшими, возможно, будут считать нас». В антизападную риторику, отметил он, удалось вовлечь и молодежь, которая в СССР никогда не жила и не знает, что такое покупать джинсы стоимостью в месячную зарплату. Но на молодые умы влиять вообще просто: «Многие взрослеющие россияне представляют СССР в качестве якобы «великой» страны, где было много хорошего и мало плохого». Впрочем, любая информационная война рано или поздно закончится - и отношение россиян к западным соседям стабилизируется. «Даже сейчас, если опросить фокус-группы об отношении к конкретным странам Европы, покупкам или поездкам, все окажется не так однозначно», - резюмирует собеседник «НГ».

По материалам: http://www.ng.ru/politics/2014-05-12/3_tv.html

Фото с сайта: http://slon.ru/economics/byurokraticheskiy_zheleznyy_zanaves-310936.xhtml

социология, геополитика, железный занавес, изоляция, пропаганда

Previous post Next post
Up