Особенность российских горожан, временно или постоянно переселяющихся в деревню - они не участвуют в жизни местного социума. Тем самым они консервируют неразвитость села. Между тем, при больших инвестициях государства в село - в ЖКХ, дороги, рабочие места, компенсации за переезд, бесплатную землю - туда готовы переселиться до 32% горожан. Если ничего не вкладывать в деревню, потенциал переселенцев в неё - лишь до 1 млн. человек.
Российские власти в последний год придумали выделять 1 га бесплатной земли на Дальнем Востоке для тех, кто решится туда переселиться. Стоит разочаровать оптимистов, верящих в эту программу - чуда не произойдёт: бесплатной земли (да ещё и в такой глуши) мало для того, чтобы организовать устойчивый класс переселенцев. Исследования социологов показывают, что на селе нужно создать примерно такие же условия жизни, как сегодня в городах-миллионниках, лишь это может способствовать заселению российских пустошей.
Примерно 40 лет назад в США начался процесс обратной миграции населения из высокоурбанизированных территорий в сельскую местность, что было довольно неожиданно и вызвало бурную дискуссию [Alexandersson, Falk 1974; Berry 1976; Champion 1992; Fielding 1989]. Доля сельского населения увеличивалась, причём не за счет рождаемости, а за счет миграции горожан. По словам Берри, одного из основоположников изучения этого явления, «переломный момент настал в жизни Америки. Обратная миграция заменила урбанизацию в качестве доминирующей силы в формировании национальных житейских предпочтений».
Позже К. Митчелл в фундаментальной статье «Понимание обратной миграции» акцентировал мысль, что обратную миграцию надо понимать не только как физическое перемещение в пространстве (из города в село), но и как изменение в осознании себя и своих предпочтений. Он представил три различных формы обратной миграции. Первая форма - «эксурбанизация» - означает переезд городских жителей в сельскую местность недалеко от городского центра. Такие переселенцы, как правило, имеют прочную связь с городом из-за основного места работы, круга общения, нежелания терять прежний (городской) уровень комфорта. Вторая форма - «подмена урбанизации» - характерна для тех переселенцев, которых «вытеснил» город (отсутствие работы, высокая стоимость проживания в городе и др.). Третья - «антиурбанизация» - объединяет людей, которые принципиально отвергают городской уклад жизни и всё, что с ним связано, и хотят жить и работать в сельской местности на постоянной основе.
К примеру, во Франции уже четвёртый год наблюдается увеличение численности сельского населения, в 2015 году - примерно на 60 тысяч человек.
По результатам Всероссийской переписи населения 2010 году, в России в 154 тысячах сельских населенных пунктах проживали более 37 млн .человек, что составляло 26% населения страны. При этом 40% всех сельских поселений России представляют собой населенные пункты, где проживало менее 10 человек.
Среди стран с переходной экономикой Россия является одной из самых урбанизированных; близкие показатели сельского населения - в Чехии (26,4%) и Болгарии (29,7%). Россия по доле сельских жителей близка к США (26%), но там лишь 7% американцев, проживающих в селе, заняты в сельском хозяйстве, остальные работают в сфере услуг, в России же доминирует модель: «живешь в деревне - занимаешься сельским хозяйством». Кроме того, около 10% сельского населения России официально занимаются личным подсобным хозяйством, не говоря об обширном секторе теневого аграрного предпринимательства.
Сторонники обратной миграции на Западе подчеркивают её позитивное влияние на социально-экономическую организацию сельских районов. переселенцы в основном представляют собой квалифицированных работников, работников с управленческими навыками и самозанятых подчеркивают, что переселенцы становятся новыми экономическими субъектами, которые привносят разнообразный капитал и поток новых идей по реконструкции малоподвижного сельского хозяйства. Благодаря обратной миграции растёт и несельскохозяйственная занятость на селе: развиваются финансовые и рекреационные услуги, создается коммуникационная и транспортная инфраструктура и пр. Высокообразованные специалисты из города повышают уровень образования и здравоохранения, улучшая социальную сферу села.
Особым вниманием у западных исследователей пользуется группа переселенцев предпенсионного и пенсионного возрастов. Установлено, что один пенсионер-переселенец в США создает 0,5 рабочих мест в сельском поселении [Serow 2003]. Кроме того, пожилые люди активно участвуют и в деятельности общественных и волонтерских организаций на селе.
В России тоже идёт миграция городского населения в деревни. Однако её тип существенно отличается от западного: это в овновном дачный/рекреационный переезд.
Социологи Василий Звягинцев и Мария Неуважаева провели исследование на тему потенциальной миграции российских горожан в деревню. Результаты они представили в статье «Переселенцы из города в сельскую местность: Феномен«обратной миграции» в современной России» (журнал «Мир России. Социология. Этнология», №1, 2015).
«Если «коренные» жители сёл ездят в город как в иную реальность, испытывая при этом дискомфорт, раздражение и усталость, то недавние переселенцы наведываются туда как в свой бывший дом, где им все привычно и знакомо. Это обстоятельство имеет далеко идущие последствия: переселенцы не ограничивают контакт с городом необходимым минимумом, предпочитают тратить деньги в городе, пользоваться городской инфраструктурой вместо того, чтобы приложить усилия к созданию сельской альтернативы. Порой интервью оставляли впечатление, что некоторые переселенцы не живут, а находятся в селе, не пытаясь обустроить это место под свои нужды и не стараясь наладить отношения с сельчанами. В этом состоит явный контраст с западной реальностью, где переселенцы из города являются основными «строителями» недостающих на селе рынков», - пишут исследователи. - «Тем самым они консервируют неразвитость села, играя роль потребителей «тишины и экологии» и почти ничего не давая взамен своему новому дому; сельская жизнь для них носит характер постоянной временности».
Но какое число российских горожан готовы стать полноценными жителями села, и что для этого нужно?
Намерения людей переехать в сельскую местность существенно зависят от создания благоприятных условий труда и жизни: так, оценивая нынешнюю ситуацию, 70% горожан не рассматривают возможности переезда, однако при создании благоприятных условий доля убеждённых горожан сокращается до 50%. Важно отметить, что условия труда и жизни в сельской местности мало влияют на желание мигрировать тех горожан, которые не связывают переезд с работой в сельском хозяйстве (17% и 14% соответственно). Но для тех, кто думает о трудоустройстве в аграрном производстве, условия труда и жизни в сельской местности играют существенную роль, повышая долю желающих мигрировать в село с 13% до 32%.
Потенциал обратной миграции довольно велик: при существенных инвестициях в условия труда и жизни на селе число переселенцев может достигнуть 25 млн. человек. В случае не просто льготного, а бесплатного выделения земли и/или жилья (и в первую очередь жилья), поток мигрантов может быть ещё больше. Однако трудно надеяться на то, что все эти условия будут выполнены в ближайшем будущем.
Список условий потенциальных переселенцев выглядит почти фантастическим: подготовленное рабочее место, зарплата не ниже городского уровня, подъёмные пособия, компенсация расходов на переезд, модернизация сельскохозяйственного производства, льготные налогообложение и условия покупки или аренды жилья, централизованное водо-, газо-, электроснабжение, магазины, образовательные и здравоохранительные учреждения, дороги, бесперебойное сообщение с городом, доступ к интернету. В случае предоставления этих условий участниками аграрной трудовой миграции станут 25 млн. российских горожан.
Россияне-горожане проявляют особую чувствительность к уровню зарплаты и степени модернизации сельскохозяйственного производства. При отсутствии модернизации производства и сохранении разрыва зарплат между городом и деревней количество мигрантов радикально минимизируется, составив менее 1 млн. человек, и это при наличии коммунальных услуг, льготного жилья, социальной инфраструктуры и пр. То есть для потенциальных мигрантов, которые ориентированы на работу в сельском хозяйстве, условия труда и уровень зарплаты важнее бытовых благ (люди готовы автономно решать проблемы водо- и газоснабжения).
Да и этот 1 млн. горожан, готовых хоть завтра выехать жить в деревню, составляют в основном безработные и молодые пенсионеры - люди без финансовых средств на обустройство, - резюмируют социологи.
Источник:
http://ttolk.ru/2016/08/10/%d0%b2-%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b9%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%8e-%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d1%8e-%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%be%d0%b2-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d1%82/