День народного единства в Шиесе. Отчет о поездке

Nov 08, 2019 16:53



В Шиесе продолжается борьба граждан против планов властей по строительству полигона для захоронения московского мусора. Впервые мне удалось попасть на станцию Шиес (Архангельская область) еще в июне этого года - тогда тема экологического протеста была на пике актуальности.
Позже в столице начались выборы в Мосгордуму. Наглые и неприкрытые манипуляции властей, отсеявшие практически всех опасных для ставленников «Единой России» оппозиционных кандидатов и последовавший произвол силовиков - вывели на московские улицы десятки тысяч человек. Повестка дня поменялась и про Шиес, люди, живущие в других регионах России, начали понемногу забывать, а между тем - именно там сейчас проходит передовая борьбы за достоинство человека. И если в Москве протест немного поутих, будучи придавленным репрессиями силовиков (будем надеяться, что гражданская активность просто набирает силу), то сейчас именно северяне ведут успешную борьбу за свои права, находясь в тяжелейших условиях.
30 октября активисты Шиеса объявили всеобщую мобилизацию: «мусорное лобби» вновь предприняло попытку прорвать оборону протестующих граждан, был организован полицейский рейд против КПП «Переправа», контролируя которое местные жители могли своевременно получать информацию о перемещениях строительной техники. Непосредственно на полигоне было зафиксировано усиление - по словам активистов, на месте замороженного строительства появились дополнительные силы сотрудников ЧОП. Одним словом, произошла интенсификация деятельности наймитов и пособников «помойного лобби».
3 ноября в 5.30 утра сел в машину и направился в сторону Шиеса, прихватив для защитников зимнюю палатку, теплый спальный мешок и еще ряд необходимых мелочей (в группах активистов в социальных сетях появилась информация, что палатка, ранее стоявшая на «Переправе», была конфискована полицией в ходе рейда).

Эх, дороги…

Участок дороги соединяющий Новгородчину и Вологодскую область (проходит через Пестово) - абсолютно уничтожен и неприспособлен для передвижения автомобилей. Метровые ямы. Так как температура стояла плюсовая, ямы были заполнены водой, что представляет особую опасность для автомобилистов. На преодоление 20-ти километрового участка разбитой дороги - ушло около 40 минут. Местные власти говорят, что работают над развитием экономики региона - но какой-либо товарооборот с Вологодской областью практически невозможен в силу отсутствия дорожного сообщения. Те же таксисты плюются и в принципе не желают выезжать на это направление, так как ремонт подвески автомобиля сделает работу убыточной. Как только территория Новгородской области заканчивается - дорожное покрытие становится ощутимо лучше. Путь от Боровичей до Шиеса - более 1100 километров. Это если верить данным навигатора, в реальности (с учетом объездов) к этой цифре можно смело добавить еще километров 200.

Великий Устюг, Родина Деда Мороза

По пути проезжали старинный русский городок Великий Устюг - тот самый, за которым закрепилось звание Родины Деда Мороза. Решили сделать небольшой крюк, посетить местную достопримечательность - резиденцию Деда Мороза. Белый снег, свежий воздух, деревянные дома, красивая подсветка, вкусная и демократичная кухня - все это делает резиденцию замечательным местом для прогулок и отдыха. Разговорился с охранником, стоявшим на входе - оказывается, туристический объект не простаивает и в межсезонье - в ноябрьские выходные дни гостиничный комплекс оказался практически полностью заполнен.
Великий Устюг - замечательный пример того, как некая идея, легенда или миф - могут стать экономическим двигателем для целого небольшого города. Кто бы знал про Великий Устюг, если бы не Дед Мороз с его резиденцией?

Общаемся с людьми

Останавливаясь на заправках, чтобы пополнить запас топлива или выпить чашку кофе - всегда старался поговорить с персоналом или заезжими водителями. Задавал, как правило, два основных вопроса: что вы слышали про Шиес? А также, как вы относитесь к этой власти?
По первому вопросу сделал для себя неутешительный вывод: про Шиес знает только 30-40% жителей Вологодской области, а ведь мегасвалка может появится не где-нибудь на краю света, а в соседнем регионе.
Задавая собеседникам второй вопрос - я не встретил ни одного активного сторонника нынешней власти. Люди высказывались либо против, либо резко против. Только один человек сказал, что относится к власти двойственно.

Шиес в кольце блокады



Согласно 27 пункту Конституции «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Однако, в современной России это не совсем так. 3 ноября вечером проехали город Коряжму, навигатор показывал, что до Шиеса осталось не так далеко - рассчитывали заночевать в лагере защитников. И тут дорогу преградил блок-пост: бетонные блоки, шлагбаум, будка для охранника. «Пропуск!» - бескомпромиссным голосом потребовал одетый в камуфляжную форму мужчина. Выяснилось, что власть сделала все возможное для того, чтобы лишить защитников Шиеса поддержки из других городов. По сути, вокруг станции создана зона ограниченного доступа, попасть туда могут только жители местных населенных пунктов, имеющие пресловутое разрешение. Подобные блокпосты стоят на всех дорогах, по которым можно пробиться на мятежную станцию.
Еще летом в Шиес можно было без особых приключений приехать на поезде, просто купив билет до ближайшей станции Мадмас - теперь нельзя. Впрочем, как нам рассказали позже, активисты придумали простой способ обхода блокады, доставляя с «большой земли» грузы и сторонников из других городов. Кто-нибудь из проживающих в закрытой зоне активистов подъезжает к блокпосту, после чего к нему в автомобиль перебираются люди, приехавшие поддержать Шиес из других городов.
В тот вечер мы узнали о существовании альтернативного пути: проблема в том, что для того, чтобы попасть в Шиес минуя блокпосты - необходимо дважды пересечь реку на паромной переправе. Переправа представляет из себя ржавый понтон, на который загружаются несколько автомобилей - затем понтон перевозится утлым буксиром на другой берег. Поскольку переправа работает только с 6 до 18 часов вечера - преодолеть препятствие мы смогли только утром. На переправе внимание привлек автомобиль с символикой защитников Шиеса - пообщался с водителем. Активист, часто бывал на Шиесе, однако сейчас ехал в другое место по своим делам - хотя бы объяснил дальнейшую дорогу, так как навигатор в этих местах практически бесполезен - связь и мобильный интернет есть не везде.
Общаясь с местными жителями «закрытой зоны» узнавали, как проехать непосредственно до Шиеса, минуя возможные блокпосты - люди рассказывали про «партизанские тропы». Один человек неправильно объяснил нам дорогу (а может быть мы его неверно поняли) - но часть нашего пути проходила по разбитой технической дороге, по которой может передвигаться только высокопроходимая спецтехника. В итоге автомобиль безнадежно застрял и у нас ушло около трех часов для того, чтобы освободить его из плена.
Дорога от Боровичей до Шиеса затянулась более чем на сутки.

Первый лагерь



Возле первого аванпоста нас встречают «разведчики» - на наиболее вероятном направлении появления техники «мусорщиков» дежурят, в основном, крепкие мужчины, впрочем, девушек тоже хватает. Увидев незнакомый автомобиль прорвавшийся (вопреки стараниям прислужников «мусорного лобби») практически до аванпоста активистов, к нам оперативно подходят двое парней. Убедившись, что прибыли свои - подсаживаются в машину и сопровождают нас в лагерь. Ребята советуют снять номера: ЧОПовцы могут записать и устроить какую-нибудь мелкую гадость, например, натравить ГИБДД или что-нибудь в этом роде.
Условия тяжёлые: летом на Шиесе людей заедают комары и гнус, осенью и зимой - главным врагом активистов является холод и влажность. Греются, как могут. Костры, импровизированные печки-буржуйки, сваренные местными умельцами из листового металла. Появился даже бензогенератор, снабжающий маленькую заставу электричеством. Телефонная связь на Шиесе не работает, однако, нашлись связисты, которые наладили контакт между постами и базовым лагерем при помощи раций.
Передаём привезённые гостинцы - палатка лишней не будет, но в этом лагере люди соорудили временные бараки. Как правило, каркас делается из древесины, а затем обтягивается тканью, рубероидом, фанерой и тому подобным легко доступным материалом. Кое-где есть даже окна, снятые со старых домов, при замене на современные стеклопакеты. Не выкинули - вот и пригодилось. Внутри все это народное зодчество утепляется как возможно и чем возможно.
Общаемся. Активисты предлагают пройти в базовый лагерь, пока еще не стемнело - в темноте будет неудобно осуществлять съемку, а в этот раз поставил себе задачу - снять практически настоящий мини-фильм про Шиес, с целью донести до людей в других регионах правду о происходящем.
До лагеря идти около двух километров по разбитой лесной дороге. Единственное средство передвижения, способное хоть как-то здесь передвигаться - самодельный пневмоход на огромных колесах, который защитники называют «каракат», в настоящий момент он стоит в лагере без движения, поэтому идем пешком. Нам советуют взять светоотражающие жилеты: на пути придется пересекать железнодорожное полотно. ЧОПовцы совместно с полицией третируют защитников Шиеса - если кто-то пересекает железную дорогу без жилета, могут оштрафовать.
Вот такой парадокс: во Франции власти не знают, что делать со своими желтыми жилетами, а у нас прислужники власти заставляют людей эти жилеты надевать, под угрозой штрафов.

«Ленинград». Базовый лагерь

Прибываем в основной лагерь - он уже существовал в июне, однако, сейчас значительно изменился. Появились новые временные здания и палатки, да и сама база значительно «утеплилась» к зиме. На дороге стоят двое одетых во все черное детин, лица скрыты под балаклавами - ЧОПовцы. Здоровенные мужики, ростом под два метра - можно землю пахать, как на тракторе - шутят над ними провожатые. При нас ЧОПовцы агрессии не проявляют, просто стоят на вверенном им посту - но так не всегда. Однажды, по словам активистов, к ним пришли около 10-ти бойцов, все в балаклавах - начали хамить, задирать людей, пользуясь на тот момент своим численным и физическим преимуществом.
Лагерь называется «Ленинград» - именно из Ленинградской области защитникам Шиеса была прислана первая большая палатка. Можно увидеть в названии и другой смысл: блокадный Ленинград выстоял 872 дня находясь в кольце фашисткой блокады. Шиес тоже держит оборону практически в полном окружении: дороги перекрыты, поезда сюда не ходят, связь глушится. Но решимости выстоять не меньше, чем у защитников блокадного Ленинграда.
На входе в лагерь встречают флагштоки со знаменами: символика партий, стран, городов, общественных организаций - чего тут только нет. Выделяется черно-красный флаг с лимонкой - видимо, сторонники «Другой России» Эдуарда Лимонова добрались и сюда… А вот видных федеральных политиков либеральной направленности - здесь не видели. Хотя люди очень хотели бы пообщаться с ними, увидеть Ройзмана, Явлинского, Слабунову и других.
На аванпосте заметил бывшего националиста из РНЕ Баркашова, - мужчина лет 50, весь синий от рунических татуировок. А в «Ленинграде» нам дали провожатого - смуглого парня, одетого в толстовку с символикой антифашистского движения.
В Шиесе задают дежурный вопрос - а из какой вы партии? Беспартийный - отвечаю спросившему. Но партии и политические взгляды реального значения здесь не имеют - если ты против строительства мегапомойки для московского мусора, значит ты свой.
После летней «прямой линии» с Путиным (которую защитники теперь называют «кривой линией»), резко изменилось отношения к главе государства и к власти в целом. Если еще несколько месяцев назад люди надеялись, что Путин просто не знает о происходящем, а «прямая линия» в состоянии все изменить - то теперь этой иллюзии нет. Защитники в целом крайне негативно относятся к власти, решившей превратить русский север в помойку.
Назло врагам «Ленинград» живет: бесперебойно работает кухня, обеспечивая защитников горячей пищей, в лагере появилась питьевая вода (еще летом гостей Шиеса просили привозить питьевую воду с собой), натоплена баня - позволяя защитникам лагеря следить за личной гигиеной. Настрой у людей позитивный - Шиес будет стоять до победы.

Крепость



Проводник из базового лагеря отводит нас на пост, под названием «Крепость». По рассказу провожатого, в 60-х годах в этих местах был поселок с одноименным названием Шиес - сейчас на том месте, где когда-то жили люди - разросся лес. Защитники нашли остатки поселения - осталась стоять одинокая кирпичная стена здания, бывшего ранее, вероятно, сельским клубом. За определенное внешнее сходство с единственной сохранившейся стеной Брестской твердыни - пост и получил название «Крепость». Аванпост имеет стратегическое значение: защитникам удалось найти старый заваленный колодец, который когда-то обеспечивал водой поселян. Колодец вычистили, привели в надлежащий вид, закрыли плотной крышкой с замком. Именно отсюда лагерь теперь получает питьевую воду. Защитники опасаются провокаций со стороны прислужников помойного бизнеса - в колодец могут налить отравы, испортив питьевую воду. Именно поэтому в «Крепости» постоянно находится усиленный «гарнизон», в составе которого несколько крепких мужчин. В случае чего по рации можно оперативно вызвать усиление из базового лагеря.

Спонсоры протеста

У защитников Шиеса есть немало спонсоров, поэтому лагерь снабжён практически всем необходимым. Нет, это не Госдеп США и даже не беглые олигархи - спонсорами выступают жители северных городов, а также все те россияне, которые знают о ситуации и готовы словом и делом поддерживать борьбу активистов. Люди рассказали о нескольких примерах такого спонсорства. Осенью в «Ленинграде» была проблема: практически невозможно было высушить влажную одежду. Решили купить строительную тепловую пушку. Хозяин одного из магазинов, узнав, что защитники нуждаются в пушке - взял и просто подарил дорогостоящий аппарат.
При мне открывали большую коробку с вкусной выпечкой - владельцы небольшого кафе прислали активистам печенье.
На кухне женщины распаковывали новую большую кастрюлю - именно её не хватало, приходилось варить супы в нескольких кастрюлях поменьше. Анонимный спонсор взял и прислал такую посылку, примерно также появились острые поварские ножи.
До той поры, пока у защитников Шиеса есть такие народные спонсоры - никакие действия прислужников «мусорного лобби» не смогут задушить снабжение лагеря. Все что нужно для поддержания жизни лагеря - будет бесперебойно поставляться партизанскими тропами. Так что, если у вас есть желание и возможность помочь делу защиты Шиеса - добро пожаловать в ряды народных спонсоров.

Лидеры протеста и перспективы

Один знакомый высказал опасение, что власти смогут подкупить, запугать или иным образом склонить к сотрудничеству лидеров протеста, развалив тем самым оборону Шиеса. Я уверен, что этого не произойдет. И даже не потому, что власть не попробует действовать по этой схеме. Просто Шиес - это новое для российской политики явление. Имеется выраженный общенародный протест - есть в среде защитников целая плеяда людей, пользующихся определенным авторитетом: старожилы лагеря, спонсоры, активисты, пострадавшие от действий силовиков. Но, в отличие от Болотной, здесь нет партийных лидеров - нет одного-двух-трех человек, которых можно подкупить, а они за полученную от властей мзду сольют протест. Даже если и найдется один-два предателя, этот прискорбный факт не сможет изменить ровным счётом ничего - из протестной среды выдвинутся новые народные лидеры и дело Шиеса будет жить.
Не думайте, что протест ограничивается несколькими десятками человек, находящимися в лагере - люди приезжают каждый день (одни заступают на вахту, другие возвращаются домой). В Архангельске, Сыктывкаре, Котласе и в других городах Севера в защиту Шиеса собираются массовые митинги, да такие, которых регион не знал с 90-х годов. Власть сумела разворошить осиное гнездо народного гнева - и теперь пожинает плоды своей деятельности.
На дорогах Архангельской области - наверное на каждой третьей машине можно увидеть наклейки в поддержку защитников Шиеса. А если даже наклейки нет - не сомневайтесь, люди все равно выступают в защиту природы своей малой Родины. Даже местные полицейские в разговорах признаются, что солидарны с активистами протеста.
Именно поэтому власть вынуждена завозить в Шиес полицейских и охранников из других регионов - местные обратили внимание, что среди последних появилось немало людей с нехарактерной для жителей русского севера внешностью.
Именно теперь, когда «помойное лобби» мобилизует чиновников, пропагандистов, прислужников и холопов со всей территории огромной России - наш гражданский долг поддержать борьбу защитников Шиеса.

Обращаюсь ко всем патриотам нашей страны: сейчас настоящая борьба развернулась на шиесских болотах. В обстановке блокады и прессинга север борется за свое право на чистые землю, воду и воздух. Сейчас наш долг помочь этим людям.
Хотелось бы, чтобы видные лидеры приезжали на Шиес, принимали участие в крупных протестных митингах, которые проходят в северных городах - мы просто обязаны поддержать северян в их протесте. Нет возможности приехать - помогите спонсорской помощью. В лагере есть почти все необходимое, но целого ряда нужных вещей все равно не хватает. Нет возможности помочь финансово - помогите в информационной борьбе, размещайте на своих страницах в социальных сетях информацию о происходящем на Шиесе - тем самым вы вносите свой посильный вклад в дело прорыва информационной блокады.
Граждане, помните! Мы сможем победить режим, только победив его в масштабе всей России. Выигрывать и побеждать надо повсеместно.
Все на Шиес!

Послесловие

Вчера, когда писался этот материал, полиция и ЧОП предприняли массовый рейд на лагерь «Ленинград». Появление полиции закончилось конфликтом с защитниками. Лагерь стоит! Ситуация уточняется.
Завтра, 9 ноября, в 13.00 в Сыктывкаре состоится митинг в поддержку защитников Шиеса. В июне на улицы вышли 8000 горожан. Огромная цифра для средних размеров северного города. Сейчас организаторы ставят перед собой амбициозную задачу - вывести на площадь еще больше противников строительства мегапомойки.

Шиес, протест

Previous post Next post
Up