В дополнение к нефтегазовому бюджетному правилу стоит ввести еще одно - «правило налогоплательщика», которое бы устанавливало, что если собираемость налогов увеличивается быстрее инфляции и экономического роста, то в первую очередь снижаются налоги. В отличие от льгот для отдельных категорий бизнеса при такой политике выгоду получат все
Наличие свободных - или условно свободных денег всегда вызывает бурные споры и желание потратить их на разнообразные благие цели. Таково свойство человеческой природы. Поэтому неудивительно, что большой профицит российского бюджета и растущие резервы, законсервированные в Фонде национального благосостояния, стали в России одной из главных тем для обсуждения и у рядовых граждан, и у представителей власти. Действительно, несмотря на тщательно лелеемый Минфином миф о сирости бюджета и нехватке денег, в российской казне дела сейчас идут замечательно.
Собираемость налогов растет опережающими темпами уже несколько лет - в основном за счет улучшения технологий и налогового администрирования. Мытари, не выходя из своих офисов, могут видеть цепочки сделок, а с появлением онлайн-чеков - даже самые мелкие бытовые транзакции. Понятно, что высматривать каждую чашку кофе, купленную в отеле, никто не будет - это скорее изящный пиар-ход главы Федеральной налоговой службы в интервью Financial Times. Но создание налоговикам имиджа всеведущих и всезнающих улучшает налоговую дисциплину в России едва ли не лучше, чем показательный процесс над владельцем «Тараса Бульбы». При снижении числа проверок ФНС постоянно растет средний чек доначислений.
В 2018 году доходы федерального бюджета выросли на 29% (в основном за счет экспорта), а расходы - всего на 2%. Профицит составил 2,7% ВВП. Первое полугодие этого года было еще более хлебным для государства: профицит - 3,1% ВВП, первичный профицит (до обслуживания долга) - 3,8%.
Сборы НДС выросли на 17%. Здесь сказалось повышение базовой ставки налога на 2 процентных пункта и несколько выросшая инфляция, но даже если очистить рост сборов от этих эффектов, то улучшение собираемости все равно получается весьма значительным. Регионы получают выгоду от роста сборов налогов на прибыль и доходы физических лиц.
Принудительная маркировка товаров и контроль за операциями физлиц в ближайшие годы приведут к усилению налоговой дисциплины и по другим налогам - и по тем, что собираются в федеральный бюджет, и по тем, что в региональные. Если исключить аттракционы неслыханной щедрости и наращивание расходов (а это маловероятно при сохранении нынешнего курса), нас ждет несколько лет профицитного бюджета с существенными излишками от нефтегазовых доходов.
В России уже третий год, как возобновлено действие бюджетного правила, по которому сверхдоходы от цены нефти выше $41,6 за баррель отправляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Средства закупаются в течение года на открытом рынке или (в сложной рыночной ситуации) напрямую у Центробанка. Официально закупки предыдущего года переводятся в ФНБ только в июле, что резко увеличивает его сумму.
В этом году в июле в ФНБ было зачислено примерно $64,9 млрд (в пересчете по курсам валют на 31 июля), закупленные за 2018 год, и на 1 августа объем фонда составил $124,1 млрд, или 7,9 трлн рублей. В этом году Минфин уже успел закупить еще примерно $29 млрд. То есть суммарно резервы правительства на сегодня составляют около $153 млрд, а к концу года по самому консервативному сценарию превысят $170 млрд (более 10% ВВП). Ликвидная часть ФНБ (без таких вложений, как взносы в капитал госбанков или дефолтных облигаций Украины) на 1 августа составляла $98,5 млрд, на конец года ликвидные вложения в иностранные активы составят не менее $145 млрд.
По закону, когда размер фонда превышает 7% ВВП (а это уже произошло), государство может начать тратить эти средства на более широкий спектр целей, чем поддержка Пенсионного фонда или выплата долгов. Сейчас наиболее жесткую позицию занял, как обычно, Центробанк - там уверены, что трата средств ФНБ будет носить инфляционный характер, поэтому идеальный вариант - продолжить копить резервы. Минэк, наоборот, не возражает против того, чтобы потратить эти средства на меры, стимулирующие экономику. Наконец, Минфин традиционно уклончив и рассматривает различные варианты.
Действительно, к казенным инвестициям и их способности стимулировать экономический рост очень много вопросов. Так что надо рассматривать альтернативы, и они есть.
В сложившихся условиях - при больших резервах и растущих налоговых поступлениях - стоит подумать о традиционном для тех же США варианте - временном (если постоянное - это анафема) снижении налогов. Временное снижение НДС применялось в Евросоюзе после кризиса 2008-2009 годов наряду с наращиванием расходов. Никто не мешает России откатить недавнее повышение НДС на 2 процентных пункта, которые на деле оказались сейчас лишними.
Возможно, в дополнение к нефтегазовому бюджетному правилу стоит ввести еще одно - «правило налогоплательщика», которое бы устанавливало, что если собираемость налогов увеличивается быстрее инфляции и экономического роста, то в первую очередь снижаются налоги. В отличие от льгот для отдельных категорий бизнеса при такой политике выгоду получат все. Более того, план постепенного снижения НДС может стать реальным драйвером экономического роста. Еще более полезным было бы снижение социальных взносов, хотя здесь потребуется несколько лет тяжелой работы налоговиков, затрагивающей достаточно большие группы не только предприятий, но и граждан.
Чтобы рост собираемости налогов не вызывал активного возмущения, выгоды от него должны быть ощутимы не только для фискальных органов, но и для предпринимателей. Если технологии позволяют лучше собирать налоги не меняя ставок, снижение налогов может стать стимулом экономического роста.
Очень хорошее финансовое положение государства и высокий спрос на рублевый долг дают России сейчас необычайно большое пространство для маневра. Из-за старых ушибов финансовые власти по-прежнему ведут себя очень сдержанно и считают бюджетную стабильность священной, в то время как адепты промышленной политики скорее предлагают раздать дотации или напечатать денег, чем снизить давление на налогоплательщика. Однако если готовиться не только к черному дню или новому раунду санкций, то России надо встраивать в бюджетную систему механизмы не только резервирования излишков от хорошей экспортной конъюнктуры, но и разделения плодов отличной работы ФНС с налогоплательщиками. Это будет справедливо и поспособствует ускорению экономического роста. Альтернатива - идеальные бюджетные показатели в стагнирующей экономике с беднеющим населением.
Источник:
https://carnegie.ru/commentary/79659