Стоит ли ожидать волны банкротств физлиц?

Oct 03, 2015 13:46



Закон о банкротстве физлиц вступил в силу 1 октября. За день его работы иски в суды подали 108 заявлений, по данным Арбитражного суда Москвы. Как пояснили в суде, две трети от банков, остальные - от самих граждан. Закон был одной из наиболее ожидаемых властных инициатив последнего времени. По данным ЦБ, в России к нему могут потенциально прибегнуть 400-500 тысяч человек.

При этом председатель российского Верховного суда Вячеслав Лебедев заявил, что арбитражные суды страны готовы к началу рассмотрения дел о банкротстве физических лиц, и что «судьи информированы о тревогах разных категорий общества о защите прав граждан при банкротстве». «Не надо драматизировать, не нужно нагнетать тяжелую атмосферу вокруг рассмотрения дел этой категории. Она действительно сложная, но мы к ней готовились», - передает агентство ТАСС слова Лебедева, который подчеркнул, что «соответствующие меры» уже принимаются.


В числе соответствующих мер глава Верховного суда назвал решение проблемы отсутствия районных отделений арбитражных судов. В районных судах сейчас организуют видеоконференции, чтобы специалисты могли проконсультироваться с коллегами.

Еще одна проблема - вероятный наплыв желающих воспользоваться законом из-за кризиса. На этот случай в России в перспективе могут пересмотреть штатное расписание арбитражных судов. «Если возникнет ситуация, что обращений в суды будет очень много, а такое опасение есть, мы пересмотрим штатное расписание. Из судов общей юрисдикции переведем специалистов в арбитражные суды на рассмотрение этих дел. Мы пытались просчитать теоретически, сколько может быть заявлений, но не получилось. На сегодня, например, мы знаем, что три или четыре заявления есть в суды Приморского края, где-то еще есть», - сказал Вячеслав Лебедев.

Объединённое кредитное бюро прогнозирует, что законом может воспользоваться около 580 тыс. граждан России. Впрочем, по прогнозу Минэкономики, законом о банкротстве попытается воспользоваться гораздо большее количество граждан: только в Москве и Подмосковье банкротами захотят объявить себя 4 млн. «Учитывая, что института «потребительского банкротства» до настоящего времени не существовало, и, принимая во внимание отмечавшуюся в последние годы активизацию рынка финансовых услуг, объем накопленного гражданами долга может привести к большему объему обращений в суды именно на начальном этапе функционирования этого института», - заявил представитель министерства.

Поводов для беспокойства связи со вступлением в силу закона о банкротстве физических лиц нет, разделяет мнение главы Верховного суда заместитель начальника управления развития розничного бизнеса банка Интеркоммерц Владимир Милюков. Данный закон, считает он, следует рассматривать как еще один инструмент, который позволяет урегулировать отношения между кредиторами и заемщиками в сложной ситуации последних.

С точки зрения банковского кредитования, процедура банкротства является крайней мерой для заемщиков, попавших в затруднительное финансовое положение, ведь у клиента практически всегда есть возможность совместно с банком выбрать наиболее комфортный режим обслуживания долга, получить отсрочку, реструктуризацию или рефинансировать кредит на более льготных условиях, объясняет эксперт. Если же достигнуть согласия с кредиторами не удается по объективным причинам, то имеет смысл обратиться к процедуре банкротства. Обращаю еще раз внимание, что данная процедура должна восприниматься как крайняя мера в безвыходных критических ситуациях.

В текущей ситуации процедура банкротства может являться единственной возможностью выбраться из долговой ямы для некоторых заемщиков, например, для заемщиков по валютной ипотеке, которым не удалось договориться с кредиторами и реструктуризации. С учетом ограничений, включенным в закон, а именно суммы долга, данной процедурой смогут воспользоваться и закредитованные клиенты, имеющие существенные по объему долги перед банками и по другим видам кредитов.

Время покажет, говорит Владимир Милюков, насколько предложенная процедура окажется востребованной заемщиками, однако не думаю, что она будет применяться как массовый инструмент. Несмотря на заявления крупных банков о готовности начать процедуру банкротства по своим заемщикам, которые по сути своей являются «пробой пера», без наработанной практики сложно оценить, насколько востребованной у кредиторов и заемщиков она окажется, а также все последствия, которые может вызвать банкротство для физического лица. Помимо предусмотренных законом ограничений, физическое лицо, признанное банкротом, может столкнуться, например, с проблемами при устройстве на работу или иными трудностями.

Что же касается работы судов и в целом юридической стороны вопроса, то юристы готовы к таким делам, считает Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро «Замоскворечье». Для них в этом вопросе по сути открывается целая индустрия, в которой со временем появятся свои лидеры, произойдет раздел рынка и самый удачный момент захватить позиции на нем это именно сейчас.

Но насчет судебной системы дела обстоят несколько иначе, полагает эксперт. Во-первых, объясняет он, арбитражная подсудность - не совсем удачное решение, поскольку нагрузка на такие суды на сегодняшний день и так достаточно высока, а ее увеличение скажется на качестве рассмотрения предпринимательских споров, что может повлечь за собою достаточно губительные последствия, вплоть до того, что вести в стране бизнес станет еще более сложно и менее интересно.

Во-вторых, арбитражное судопроизводство, в отличие от судов общей юрисдикции, хотя процессуально основано на тех же принципах, имеет совершенно другой фактический подход. Арбитражные суды исходя из принципа состязательности сторон, и достаточно жестко подходят к вопросу представления и оценке доказательств, соблюдения процессуальных правил, совершения или несовершения процессуальных действий, поэтому здесь ждать лояльности в отношении граждан не придется, как это зачастую происходит в судах общей юрисдикции. Кроме того, арбитражным судам, вероятно, придется столкнуться с достаточно низкой юридической квалификацией банкротящихся граждан, которые будут являться участниками процесса, что так же определенным образом способно будет повлиять на функционирование арбитражной системы причем не лучшим образом. Хотелось бы, что бы арбитражная система из-за этого не растеряла все свои преимущества и качества, которые были наработаны за не один десяток лет.

Более важным моментом, чем юристы и суды, Дмитрий Шевченко считает вопрос с финансовыми управляющими: готовы они к этому или нет. Ведь по сути предлагается не коммерческий, а больше социальный проект по банкротству физического лица. Заработка там мало, возни много, поэтому не многие управляющие захотят добровольно этим заниматься. Безусловно, если речь идет не о банкротящихся олигархах, а о простых гражданах.

Пока же 108 заявлений о банкротстве физлиц, поданные, в первый же день вступления в силу возможности такого банкротства - это уже довольно большая цифра, считает адвокат компании «Деловой фарватер» Антон Соничев. Она говорит о том, что люди ждали данного закона и готовились к его вступлению в силу, а значит, количество заявителей может начать очень быстро расти, причем особенной активности, скорее всего, стоит ожидать от валютных заемщиков. По многим предварительным ожиданиям первый день должен был показать меньший результат.

И хотя действительно недоработки в законе есть и есть немалая вероятность, что в ближайшее время могут появиться фирмы-»помощники», которые будут помогать остаться чистыми перед законом мошенникам и специально уклоняющимся от долгов перед банками. Однако закон не настолько сырой и не настолько недоработан, чтобы это явление стало массовым. Хоть и есть способы для граждан законно избежать выплат долгов, но признание их банкротами все равно не пройдет для них бесследно. Так, они в течение пяти лет не смогу оформить кредит, поскольку обязаны будут сообщать о своем банкротстве, а значит, банки не согласятся на выдачу кредита человеку с таким пятном в кредитной истории. Кроме того, они в течение трех лет после признания их банкротами не вправе будут занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

Источник: http://expert.ru/2015/10/2/ne-nado-dramatizirovat/

кризис, экономика, Российская Федерация

Previous post Next post
Up