"Никитин не слышит жителей области": экс-ГФИ по Новгородской области Любовь Андреева о губернаторах

Feb 14, 2019 17:36



Любовь Александровна Андреева, бывший главный федеральный инспектор по Новгородской области

Сразу хотела бы оговориться, что в трудовой практике мне не пришлось работать в подчинении ни одного из них.
Долгожителем в губернаторском кресле был Михаил Прусак, который в трудные перестроечные годы был назначен Главой Администрации Новгородской области, а затем избирался неоднократно губернатором Новгородской области. Причем от Новгородской областной Думы я была ответчиком в судебном разбирательстве в Президиуме Верховного Суда за несколько дней до выборов губернатора, дата которых была перенесена с декабря на сентябрь 1999 года.

В этот период законодатель позволял «обнулить» сроки полномочий главы региона. Первые два года руководства областью были очень напряженными, приходилось все делать впервые, отсутствовала внятная нормативная база, областной Совет депутатов превратился в дискуссионный клуб, где солировали одни и те же депутаты. Необходимо было немедленно принимать законодательство об организации представительного и исполнительного органов областной власти, проводить выборы в областную Думы, организовать систему местного самоуправления. Готовых управленцев в тот период не было, поэтому обучаться приходилось по ходу решения задач.

Михаил Прусак


Фото: https://gazetanovgorod.ru

Прусак был талантливым управленцем, подобрал в органы управления области, в основном, комсомольский актив, имеющий за плечами базовое образование, может быть небольшой, но опыт работы на производстве и в управлении. Прусак был «интуитивным» политиком, стремящимся учитывать интересы людей, встречаясь с народом лично, он, если не мог сразу разобраться в ситуации, возвращался к этому обязательно, многих активных новгородцев и жителей области знал в лицо, и даже по имени и отчеству. Например, по стране прокатились митинги протестов, время было осеннее и промозглое. Прусак пригласил всех митингующих в большой зал Дома советов, беседовал более 6 часов подряд. Многие жители областного центра, а главное управленцы, вышли с конкретными рецептами по решению многих проблем.

Губернатор был смелым реформатором, но всегда смелость сочеталась с холодным расчетом, впоследствии подкрепленным областным законодательством. Так как система Администрации была проста, заключалась в решении «на вытянутую руку», а Новгородская область - не велика по территории, то управление было достаточно эффективным. Как известно, фантазии в юриспруденции - не допустимы.

Эффект М.Прусака, в дальнейшем был омрачен несменяемостью на данной должности. За 15-17лет любой управленец, даже талантливый, устанет, каждый год в декабре лично докладывать бюджет и концепцию социально-экономического развития, ежемесячно встречаться лично с представителями общественности в рамках общественной палаты и во многочасовых диалогах объясняться с ними. Парадокс в том, когда в субъекте создается благоприятная обстановка, тут же возникают элементы коррупционности, которые тормозят развитие. И первым таким шагом в управлении области было «кураторство» районов, закрепленное распоряжением губернатора. Время и бюрократизм, коррупция привели к неутешительным результатам.

Сергей Митин


Фото: https://www.gazprom.ru

Назначение Сергея Митина, признаться, я пропустила, так как занималась проектами в других регионах, но интересовалась у горьковчан о новом губернаторе. На уровне ГАЗа, Сормово и других, предприятие не впечатляло. Сергей Герасимович затем был депутатом Госдумы РФ, работал в ранге заместителя министра в нескольких министерствах, поэтому стиль его работы не мог не быть авторитарным. А тут, как известно, никакого таланта не требуется - я сказал и все! Первыми под такой административно-управленческой тактикой «пали» главы районных администраций, отдельные понимали, что в таком режиме они не смогут работать, другие пытались что-то делать, но от цели до реализации - дистанция огромного размера. Однако, усилиями Митина были построены отдельные социальные объекты и сельскохозяйственные предприятия.

При переходе на двухуровневую систему местного самоуправления, в области была проведена реформа укрупнения сельских поселений. Пострадали, в первую очередь, жители дальних поселений. «Пешая» доступность Митину была неведома, например, в Батецкий район, один из самых близких к областному центру, он «прилетел» на вертолете. Как известно, с неба нам видно, так и знай. Экономическая политика, проводилась Прусаком, не была продолжена, постепенно предприятия «тихо» или «громко хлопнув» дверью свертывали производство. Районы, которые были «донорами» области, становились дотационными. И если М.Прусак рекрутировал в аппарат Администрации руководителей, которые работали главами районов и знали на местах, что происходит, то С.Митин считал, что если он лично «посетит» по конфликтной ситуации тот или иной район, все будет урегулировано. Стоит вспомнить попытки разместить в области завод по переработке свинцовых батарей в Боровичском, Батецком, Маловишерском районах, или две встречи с жителями, погорельцами Малой Вишеры, с которыми разговаривать Митин в непозволительном тоне.

Поэтому, таланта регионального управленца у Митина не наблюдалось. Не стал Митин вникать и в кадровые вопросы Администрации области, сходу переименовав ее в Правительство, тем самым «открыл заслонки» бюрократизации и коррупции. Нечаев, Шалмуев и другие были назначены на ключевые должности в Правительстве области. Именно в тот период появилась категория специалистов в управлении - «заместители губернатора». Неважно, в какой области вы специалист, например, доктор медицинских наук Смирнов управлял лесами. Главный критерий - личная преданность. Возможно, Митин «талантливый законодатель» и его опыт пригодился в законотворческой деятельности Совета Федерации в дальнейшем.

Андрей Никитин


Фото: Kremlin.ru

Два года работы губернатором Андрея Никитина - тоже достаточный срок, который позволяет определить, куда движется область. Изучив состояние управления области, полагаю, что нас ожидают тяжелые времена. Если оценивать в целом работу губернатора Пруса - два плюса и один минус, Митина - один плюс и два минуса, то работа действующего губернатора оценивается как три минуса, т.е. отрицательная.

1.Никитин не слышит жителей области, не идет на прямое обсуждение проблем, которые были и ранее, даже перед депутатами областной Думы, выступает бессистемно с отчетами и посланиями. Чего стоят последствия передачи полномочий по социальному обеспечению от местной власти на уровень областной, либо протесты, связанные с реорганизацией отдельных ЦРБ.

2. Пока не обнаружен у Никитина талант управленца: штат Правительства области «увеличивается» не по дням, а по часам, вот пополнился еще одним заместителей губернатора, бывшим мэром города Великого Новгорода Бобрышевым, по принципу - «есть человек», а должность найдется. Образовано еще одно министерство. «Работает электронное Правительство» и имеется электронная подпись губернатора, в связи с чем, возникают «интересные» вопросы о лигитимности указов губернатора и подписантов нормативно-правовых актов областного Правительства.

3. Существенно нарушена управляемость. От терминологии - кластеры, офисы, агломерации и прочие оценки регулирующего воздействия и управления проектами - ничего не меняется. «Фантазийные» проекты не основываются на реальном состоянии дел, отсутствует правовая стратегия региона. Продолжается «грубое вмешательство» в дела местного самоуправления, «кадровая чехарда» с главами муниципалитетов, предъявление необоснованных претензий и «перевод стрелок» на муниципальные образования. Тут никакой смелости не наблюдается. Многочисленные рейтинги, победы в конкурсах и прочие мероприятия говорят не о состоянии жизни в области, а о способности презентовать, что не имеет отношения ни к политике, ни к экономике.
Таким образом, при такой управляемости, социальной и демографической политике, не нужно талантов предположить, что через 5-7 лет, не успев воплотить лучшие идеи в жизнь, неэффективный губернатор потеряет статус субъекта федерации и утратит свою должность.

С уважением Любовь Андреева

Михаил Прусак, Сергей Митин, Андрей Никитин, Новгородская область

Previous post Next post
Up