В день 25-летия Конституции я - непосредственно и телефонно - опросил ряд своих знакомых, 50 человек с высшим образованием: «О чём конкретно написано в 1-4 главах Основного Закона России?». Только двое сумели внятно ответить. Остальные затруднились с ответами. Затем я предложил прочитать на память хотя бы одну строфу из «Евгения Онегина». Все прочитали несколько строф.
26 декабря 2018 года я попросил своих маленьких гостей, 50 учащихся младших классов общеобразовательных школ Хвойненского и Мошенского районов Новгородской области, прочитать у новогодней ёлки какое-нибудь стихотворение А.С. Пушкина. Все дети прочитали наизусть 14 строк из «Евгения Онегина»: «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе…»
Характерно, что и мои взрослые коммуниканты 12.12.2018 года на память охотно цитировали великолепные «онегинские» строфы именно о природе. Тут бы и порадоваться незаросшей «народной тропе». И - не делать выводов о конституционном нигилизме 48 коммуникантов.
Поэтому, 12.12. 2019 намереваюсь обратиться к 50 другим россиянам, окончившим и среднюю общеобразовательную школу, и вуз - с просьбой ответить: «Есть ли у Пушкина стихи о Конституции?». Не исключено, что услышу нижеследующие ответы:
Недорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу на то, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги,
Или мешать царям друг с другом воевать
И мало горя мне свободно ли печатать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль, слова, слова, слова…
Иные, лучшие мне дороги права.
Иная, лучшая мне дорога свобода..
Зависеть от царя, зависеть от народа?
Не все ли нам равно. Бог с ними. Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать.
Для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
Иль пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно восторга упоеньем.
Вот счастье, вот права.
Это, конечно, стихи не о природе. Они - об уровне гражданского правосознания образованных россиян XIX века. Это и пушкинский привет современным «ценителям громких прав».
Надо ли доказывать государственную необходимость изучения Основного Закона РФ как отдельного предмета, именно в средней общеобразовательной школе? Учитывая общественно тревожные симптомы конституционного нигилизма право - и - дееспособных граждан, для которых Конституция РФ, это, увы, не «наше всё».
Марк Масарский, член общественного Совета по внешней и оборонной политике РФ (СВОП), директор некоммерческого партнёрства «Культурно-просветительский центр» (НП «КПЦ»).
E-mail: Mark-Masarski@mail.ru