Почему Кремль проиграл второй тур выборов в Хакасии?

Nov 17, 2018 16:29



Вместо того чтобы спокойно отступить и без лишнего шума сдать второстепенный регион оппозиционеру, которому бы все равно пришлось встраиваться в существующую вертикаль, центр решил уточнить у избирателей, действительно ли они готовы поддерживать кого угодно, только не кандидата от власти. И получил неприятный ответ: да, действительно
К серии неудачных для Кремля губернаторских выборов добавилось еще одно поражение. Второй тур выборов главы Хакасии растянули больше чем на два месяца, но, несмотря на все усилия федерального центра, он закончился победой молодого коммуниста Валентина Коновалова.

После того как свои кандидатуры один за другим сняли все остальные участники первого тура, в бюллетене осталась только фамилия Коновалова, и избиратели должны были поставить галочку либо за него, либо против. Чтобы выиграть, кандидат должен был набрать более 50% голосов, так и получилось - Коновалова поддержали 57% избирателей при явке 46%.

Прецедентов проведения второго тура голосования с участием всего одного кандидата в истории российских губернаторских выборов не было с 90-х годов. Используя самые причудливые ходы, чтобы избежать поражения, Кремль, наоборот, сделал его еще более заметным.

В первом туре 9 сентября Валентин Коновалов набрал 44% и обошел действующего главу региона Виктора Зимина на 12%. И это притом, что во время кампании коммунист считался безопасным техническим кандидатом - администрация республики и Кремль помогли ему преодолеть муниципальный фильтр и не препятствовали агитации. Уже после первого тура выборов в интернете даже появилось видео, где Коновалов признается, что не хотел бы работать в исполнительной власти.

Конечно, голосование за коммуниста было в первую очередь протестным - жители республики высказывались не за, а против. Было очевидно, что недовольство действующим губернатором Зиминым было настолько сильным, что во втором туре Коновалов выиграл бы у него с разгромным отрывом. Чтобы избежать унизительного поражения, глава региона снялся с гонки, и в республике началась хакасская выборная аномалия.

День голосования переносился несколько раз: кандидаты, занявшие третье и четвертое место, друг за другом отказывались от участия. За это время в республике появился новоназначенный врио - молодой бюрократ, бывший замминистра по делам Северного Кавказа Михаил Развожаев, представитель команды экс-вице-премьера Александра Хлопонина. Владимир Путин при назначении, правда, оговорился, что чиновник поработает в Хакасии недолго - месяц до выборов, а потом получит пост в Москве, но близкие к президентской администрации источники и эксперты сразу дали понять, что Развожаев, скорее всего, в регионе задержится.

Тактика федерального центра, который вел ситуацию к голосованию за или против единственного кандидата, была понятной - по сути, только так у Кремля оставался шанс не проиграть выборы в республике. Одно дело, когда люди голосуют против власти, ставя галочку напротив фамилии любого другого кандидата. И совсем другое, когда молодому муниципальному депутату от коммунистов нужно было набрать больше голосов за, чем против лично за себя.

Коновалов - это не бывший мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман с широкой базой сторонников. Даже у недовольных властью избирателей неизбежно возникали вопросы: а нужно ли голосовать именно за Коновалова, что в тридцатилетнем кандидате КПРФ такого хорошего? Есть ли у него опыт для управления республикой с финансовыми проблемами, есть ли у него команда?

Кремль и его политтехнологи решили помочь людям правильно ответить на эти вопросы - естественно, не в пользу коммуниста. Республиканские единороссы организовали движение «Народный глава», его агитаторы на улицах и даже на избирательных участках разъясняли, что выборы с одним кандидатом - это и не выборы вовсе, а сам Валентин Коновалов - далеко не лучший кандидат.

Кроме того, избирателям предлагалось принять участие в опросе, кто бы мог занять пост руководителя республики. В числе предложенных ответов была фамилия нового врио губернатора Михаила Развозжаева, который признался, что был бы не прочь порулить республикой, если выборы не состоятся.

Представители «Народного главы» получили слово на ТВ, также хватало сюжетов с критикой коммуниста. На чашу весов против Валентина Коновалова центр положил многое: слово Путина, который назначил нового врио; аргументы, что коммунист молод и неопытен, что лоббистских возможностей у него нет. Но все это не сработало.

Спрашивали - отвечаем

По сути, в Хакасии Кремль сам сформулировал для избирателей такие неудобные вопросы, задавать которые явно не стоило. Он заставил жителей Хакасии максимально наглядно продемонстрировать всю глубину своего недовольства, хотя этой демонстрации можно было легко избежать.

Итоги первого тура ясно показали, что жители республики не хотят поддерживать выдвиженца Кремля и из протеста голосуют за технического кандидата. Тем не менее центр попытался отстоять удобную для себя версию: проиграла не власть в целом, а поднадоевший населению Виктор Зимин; был бы на его месте молодой технократ, обязательно бы выиграл.

Вместо того чтобы спокойно отступить и без лишнего шума сдать второстепенный регион оппозиционеру, которому бы все равно пришлось встраиваться в существующую вертикаль, центр решил уточнить у избирателей, действительно ли они готовы поддерживать кого угодно, только не кандидата от власти? Точно ли они не хотят поддержать кремлевского выдвиженца, если он будет новым, молодым и перспективным чиновником? Не случайно ли они проголосовали против власти в первом туре? Но ответ оказался неприятным: нет, не случайно. Мы поддержим кого угодно с какими угодно недостатками, лишь бы не вашего.

Близкие к Кремлю эксперты и политтехнологи сейчас интерпретируют итоги голосования в Хакасии двояко. Во-первых, они намекают, что администрация разменяла с КПРФ выборы в республике на выборы в Приморском крае, где коммунисты не выдвинули своего кандидата, хотя их представитель Андрей Ищенко фактически победил в отмененном втором туре выборов 16 сентября. Во-вторых, утверждается, что центру в принципе не особенно была нужна победа в депрессивном регионе.

Эти два объяснения легко опровергаются активной и навязчивой кампанией в рамках движения «Народный глава», на которую центр не пожалел ни сил, ни средств. Если КПРФ и разменяла Приморье, то явно не на Хакасию, где победе ее кандидата мешали до последнего момента. А усилия пропагандистской машины показывают, что отдавать республику Коновалову центр очень не хотел.

Задав жителям республики неудобные вопросы, Кремль оказался в еще более плачевной ситуации, чем она была бы в случае участия в выборах Виктора Зимина. Надоевший глава проиграл бы, с коммунистом бы договорились. По умолчанию считалось бы, что избиратель все равно поддержал системного кандидата, против которого к тому же власть не боролась: случился тактический, но не такой уж важный проигрыш.

Настойчивость центра в достижении нужного итога всеми силами привела к стратегическому провалу. Теперь совершенно ясно, что люди (пусть и на конкретной территории) голосуют против власти, и никакие указания на недостатки конкретного кандидата не работают. Избиратель о них узнал и ответил Кремлю: а вы еще хуже.

Это не победа лучшего над худшим (она не так обидна), это проигрыш худшего, поражение в чистом виде. Валентин Коновалов воплотил для жителей Хакасии хоть какое-то альтернативное будущее, а центру в возможности предложить образ будущего избиратели отказали.

Источник: https://carnegie.ru/commentary/77697

губернаторы, мнение, Кремль

Previous post Next post
Up