Победа непослушания. Как Москва признала Приморье особой территорией России

Oct 21, 2018 15:57



Новый врио главы Приморского края Олег Кожемяко в своей агитации делает упор на местный патриотизм и критику Москвы. Кремль пытается учесть ошибки сентябрьских выборов, превращая Кожемяко в главного революционера Приморья, который требует от федералов справедливости. Но эффект от такой пиар-стратегии может быть непредсказуемым, и коснется он не только Дальнего Востока
Средний российский губернатор ничего не требует от федерального центра - он прекрасно знает, что обязан должностью не избирателям, а руководству страны. Глава региона может что-то у Кремля попросить, и ему пойдут навстречу - такой чиновник считается «хорошим лоббистом». Накануне выборов центр может региону что-нибудь подарить: списать кредит, выделить дополнительную субсидию, привести крупного инвестора. Но требовать у центра ничего нельзя. И тем более нельзя напоминать, что Москва забирает у регионов большую часть налоговых поступлений, а потом перераспределяет их.

Специфический российский федерализм подразумевает, что вся политика и экономика в воле Кремля - он казнит, милует, делит и делится, но никак не наоборот. Единственное исключение, которое, как мы знаем, подтверждает правило, - глава Чечни Рамзан Кадыров. Он не стесняется прямо говорить центру, что его республика чего-то недополучила, Чечня - регион особенный, и справедливость должна быть восстановлена. Требуемое Кадыров обычно получает.

Однако теперь в старых правилах появилось новое исключение, возможно, даже более радикальное, чем Рамзан Кадыров. Врио главы Приморского края Олег Кожемяко, назначенный Владимиром Путиным, публично сомневается в эффективности политики Кремля и правительства - по крайней мере, в области экономики.

Назначенец-оппозиционер

Сомнения в том, что Москва всегда права, - это одна из основных линий агитации Кожемяко на выборах губернатора региона, которые пройдут в декабре этого года. Например, на встрече с жителями Уссурийска он раскритиковал систему ГЛОНАСС, которую федеральное законодательство требует теперь устанавливать на все автомобили. В Приморье эта проблема особенно актуальна - там популярны подержанные японские авто, сравнительно дешевые и надежные, на которых, естественно, никакой российской системы нет, поэтому ее надо покупать.

«Платить по 30 тысяч рублей за бесполезный инструмент - это противоречит интересам людей и создает дополнительные трудности», - дал свою оценку ГЛОНАСС Олег Кожемяко и пообещал поговорить о проблеме с федеральными чиновниками.

Врио губернатора осудил и другую недавнюю инициативу федерального правительства - нормативы потребления электроэнергии, которые вводят со следующего года. Выполняешь норматив - платишь средний тариф, превысил - повышенный. По мнению Олега Кожемяко, «в XXI веке неправильно ограничивать людей в потреблении электроэнергии, которая расходуется практически на любые домашние нужды». Врио губернатора обещал использовать свои контакты в правительстве, чтобы избавить Приморье от таких нововведений.

Другие желания приморцев глава края тоже исполняет. Во Владивостоке давно мечтают, чтобы город стал столицей Дальневосточного федерального округа (сейчас это Хабаровск). Врио губернатора публично это поддерживает, призывает оформить законодательно. Полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев предложение уже оценил и считает, что перенос столицы ДФО в скором будущем вполне возможен.

Кроме того, Кожемяко уже внес в Заксобрание региона законопроект о возвращении прямых выборов глав муниципалитетов, в том числе Владивостока. По всей России их отменяют, а в Приморье наоборот - демократия и вольность.

Агитационные паблики Олега Кожемяко в соцсетях идут еще дальше. Новость о нормативах энергопотребления иллюстрирует такая картинка: нарисованный Кожемяко пинает карикатурных чиновников с портфелями - «Валите обратно в свою Москву».

«Как это так получается, что Москва определяет, как нам здесь жить. Мы знаем доминирующую проблему в Приморье - угольные терминалы, а кому принадлежат эти терминалы? …ФГУП «Нацресурсы», которое как юридическое лицо зарегистрировано в Москве… рассматривает только одну строчку - получение прибыли», - рассуждает в видео, выложенном в паблике, уже живой Кожемяко. «Москвичи будут указывать, как нам жить? Олег Кожемяко поднял острую для нас тему про Приморье и отношения со столицей», - обостряет заголовок поста.

Рецепт особого статуса

Еще раз повторим - Олег Кожемяко не оппозиционер, а назначенный Путиным врио губернатора. До Приморья он управлял еще тремя регионами (Сахалинской, Амурской областей и Корякским округом). На Сахалине при Кожемяко центр пересмотрел распределение доходов от нефтеперерабатывающего проекта в свою пользу (вместо 75% регион стал получать 50%, а будет получать 25%). Кожемяко свое слово тогда, конечно, сказал, но оно было не таким жестким и, как видно, безрезультатным. А выборы мэров на Сахалине Кожемяко, наоборот, отменил.

В Приморье ситуация другая - выборы главы края, которые прошли в сентябре, признали несостоявшимися. Во втором туре голосования, куда вышли врио губернатора Андрей Тарасенко, выдвинутый «Единой Россией», и коммунист Андрей Ищенко, первоначально лидировал кандидат от КПРФ. Но под конец результаты единоросса стали неправдоподобно расти, и выборы решили отменить.

Сейчас кампания Олега Кожемяко выглядит как работа над ошибками в кампании Андрея Тарасенко. Тарасенко публично одобрял инициативы центра - например, пенсионную реформу, пренебрегал местным патриотизмом, баллотировался от теряющей популярность «Единой России», напирал на то, что его поддерживает Кремль и лично президент, что-то просил у Москвы. Он был типичным представителем типажа «хороший лоббист», ранее вполне успешного. Но именно эту ориентированность на центр, а не на край приморцы поставили в упрек Тарасенко, проголосовав за малоизвестного коммуниста, которому помогла выдвинуться администрация региона.

Штаб Кожемяко, за работой которого пристально наблюдают из президентской администрации, пошел противоположным путем. Образ нового врио - это не эмиссар Кремля, а «капитан Приморья», который не просит, а требует. Новый врио губернатора - и есть главный революционер, перед которым должны померкнуть любые оппозиционные кандидаты.

Тактически эти шаги верны. После сентябрьского второго тура местные влиятельные группы воспряли, и противником Олега Кожемяко может оказаться куда более сильный кандидат, чем Андрей Ищенко. Тут надо играть на опережение.

С другой стороны, это опережение пока выглядит слишком нарочито. Если щедро выданные обещания потом никто не подумает исполнять, то это чревато сильным разочарованием и раздражением жителей и без того протестного региона. А если эти обещания исполнить, то возникнет интересная ситуация - Приморье станет регионом, который живет по своим правилам, и центр разрешает ему это делать.

Его жители могут выбирать мэров, их не касаются федеральные нормативы. И для получения этих свобод надо всего лишь прокатить кандидата от власти на губернаторских выборах. Получится, что праздник непослушания сработал - избиратели показали силу и Москва прогнулась.

Политтехнологические игры Кремля сделали (даже если допустить, что только на время избирательной кампании) Приморье центром реального федерализма, примером для других регионов. Олег Кожемяко пока выглядит идеальным руководителем субъекта - ради победы на выборах его политтехнологи и АП вылепили этот образ. «Дайте и нам такого! А не дадите - сами выберем!» - такое желание может возникнуть у жителей других регионов. Тем более что сюжеты о справедливом приморском врио то и дело мелькают на федеральном ТВ.

Проблема установки ГЛОНАСС на подержанные авто общая для всей страны. И вряд ли жители других регионов горят желанием платить за электроэнергию по повышенным нормативам. «Наш-то чего молчит?» - задумаются граждане. Тактические действия власти в Приморье ставят стратегический вопрос о федеральных отношениях регионов и центра. Методологические игры АП в регионах, с обнулением результатов, изменением правил и вводных, вопреки желанию организаторов переформатируют политическую реальность.

Источник: https://carnegie.ru/commentary/77508

Приморье, народ, власть

Previous post Next post
Up