Троцкий о философском пароходе: "Расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно"

Sep 22, 2018 14:35



29 сентября 1922 года на борт немецкого парохода "Обербургомистр Хакен" поднялись несколько десятков человек - представителей тогдашней российской науки - для того, чтобы покинуть ставшую враждебной для них Родину и никогда к ней не вернуться... Сегодня мы расскажем о знаменитом "философском пароходе".

Интеллигенция, в особенности научная, с первых дней Октябрьской революции тревожила Советское правительство, потому что многие ее представители стали идейными противниками большевиков, разрушавших привычные для них правила, традиции и вообще жизнь. Однако до поры до времени ученых и мыслителей не трогали.

Непосредственной причиной накала ситуации стала забастовка профессоров МВТУ (нынешнего МФТИ им. Баумана), которые выступали против нововведений в системе образования и за университетскую автономию. Кроме того, ряд философов выпустили труды, которые были резко восприняты В. Лениным. Он написал по поводу сложившейся ситуации письмо соратникам, в котором сказал:

"Необходимо ... уволить 20-40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно".
Противостояние между интеллигенцией и властью тем временем нарастало. Ученые провели ряд съездов, на которых критиковали решения правительства большевиков. Уже в мае 1922 года Ленин предложил наркому юстиции ввести в Уголовный кодекс статью, которая бы заменяла расстрел высылкой за границу. Такой "гуманизм" был вызван рациональным желанием улучшить имидж Советской России в глазах мира, потому что расстрелы ведущих русских ученых могли бы усугубить международное положение Советского правительства.

За несколько дней до своего первого тяжелого приступа Владимир Ильич писал Дзержинскому:

"К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим...
Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить, и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу".

Летом начались массовые аресты ученых, писателей, философов, студентов и их семей. Органы устраивали облавы и засады, составили списки из трех категорий (московская, петроградская и украинская) и по ним проводили аресты, заставляя подписывать перепуганных интеллигентов подписку о невозвращении в РСФСР под страхом расстрела.

Осенью 1922 года начались массовые высылки арестованных за границу. Им разрешили взять с собой только две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека. Хотя деньги и остальное имущество высылаемых подвергались, многие смогли через дипломатические органы переправить на новую Родину свои финансы. Первый пароход с 84 пассажирами (интеллигенты и их семьи) отправился из Петрограда до немецкого Штеттина 29 сентября, второй с 44 высылаемыми - 16 ноября. Кроме того, из Москвы до Риги и Берлина были отправлены 2 поезда с вынужденными эмигрантами. А зимой в немецкую столицу из Грузии прибыли 60 выселенных граждан Советской России.

Были высланы следующие выдающиеся ученые и философы: Питирим Сорокин, Николай Бердяев, Семен Франк, Иван Ильин, Сергей Трубецкой, Николай Лосский, Сергей Булгаков и др.

Далеко не у всех высланных жизнь на чужбине сложилась хорошо. Но многие получили возможность развивать свои научные мысли и достижения. Например, философ Николай Бердяев издал более 20 трудов и был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Сергей Булгаков глубже окунулся в религиозную философию и стал православным священником. Но, пожалуй, самым знаменитым высланным стал Питирим Сорокин - один из основоположников социологии, а также теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Он переехал в США, где стал профессором Гарварда и основал там факультет социологии.

"Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно". - сказал о "философском пароходе" Л.Троцкий. Конечно, можно долго рассуждать о том, что потеряла (или не потеряла) Советская Россия от высылки ряда выдающихся ученых. Возможно, ничего, потому что немало деятелей науки осталось и позже появилось уже в СССР, сделав советскую науку великой. Не потеряли, кстати, и высланные, которые могли повторить судьбу своих оставшихся в СССР коллег. Однако этим актом большевики еще раз показали всему миру, что они строили государство, в котором все подчинены коммунистической идее и все с ней согласны. А несогласные оказывались недостойными жить в первой в мире коммунистической стране...

Непосредственной причиной накала ситуации стала забастовка профессоров МВТУ (нынешнего МФТИ им. Баумана), которые выступали против нововведений в системе образования и за университетскую автономию. Кроме того, ряд философов выпустили труды, которые были резко восприняты В. Лениным. Он написал по поводу сложившейся ситуации письмо соратникам, в котором сказал:

"Необходимо ... уволить 20-40 профессоров обязательно. Они нас дурачат. Обдумать, подготовить и ударить сильно".
Противостояние между интеллигенцией и властью тем временем нарастало. Ученые провели ряд съездов, на которых критиковали решения правительства большевиков. Уже в мае 1922 года Ленин предложил наркому юстиции ввести в Уголовный кодекс статью, которая бы заменяла расстрел высылкой за границу. Такой "гуманизм" был вызван рациональным желанием улучшить имидж Советской России в глазах мира, потому что расстрелы ведущих русских ученых могли бы усугубить международное положение Советского правительства.

За несколько дней до своего первого тяжелого приступа Владимир Ильич писал Дзержинскому:

"К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим...
Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить, и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу".

Летом начались массовые аресты ученых, писателей, философов, студентов и их семей. Органы устраивали облавы и засады, составили списки из трех категорий (московская, петроградская и украинская) и по ним проводили аресты, заставляя подписывать перепуганных интеллигентов подписку о невозвращении в РСФСР под страхом расстрела.

Осенью 1922 года начались массовые высылки арестованных за границу. Им разрешили взять с собой только две пары кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека. Хотя деньги и остальное имущество высылаемых подвергались, многие смогли через дипломатические органы переправить на новую Родину свои финансы. Первый пароход с 84 пассажирами (интеллигенты и их семьи) отправился из Петрограда до немецкого Штеттина 29 сентября, второй с 44 высылаемыми - 16 ноября. Кроме того, из Москвы до Риги и Берлина были отправлены 2 поезда с вынужденными эмигрантами. А зимой в немецкую столицу из Грузии прибыли 60 выселенных граждан Советской России.

Были высланы следующие выдающиеся ученые и философы: Питирим Сорокин, Николай Бердяев, Семен Франк, Иван Ильин, Сергей Трубецкой, Николай Лосский, Сергей Булгаков и др.

Далеко не у всех высланных жизнь на чужбине сложилась хорошо. Но многие получили возможность развивать свои научные мысли и достижения. Например, философ Николай Бердяев издал более 20 трудов и был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Сергей Булгаков глубже окунулся в религиозную философию и стал православным священником. Но, пожалуй, самым знаменитым высланным стал Питирим Сорокин - один из основоположников социологии, а также теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Он переехал в США, где стал профессором Гарварда и основал там факультет социологии.

"Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно". - сказал о "философском пароходе" Л. Троцкий. Конечно, можно долго рассуждать о том, что потеряла (или не потеряла) Советская Россия от высылки ряда выдающихся ученых. Возможно, ничего, потому что немало деятелей науки осталось и позже появилось уже в СССР, сделав советскую науку великой. Не потеряли, кстати, и высланные, которые могли повторить судьбу своих оставшихся в СССР коллег. Однако этим актом большевики еще раз показали всему миру, что они строили государство, в котором все подчинены коммунистической идее и все с ней согласны. А несогласные оказывались недостойными жить в первой в мире коммунистической стране...

Источник: https://zen.yandex.ru/media/history_for_chayniks/filosofskii-parohod-chto-eto-bylo-5ba5f8acf0510600abda853f?from=feed

общество, революция, СССР, красный террор

Previous post Next post
Up