Прецедент Галины Ширшиной: наступление чиновников на избирательные права граждан

Jun 09, 2015 18:59



В Карелии продолжается неравное противостояние непопулярного губернатора Худилайнена и народно избранного оппозиционного мэра города Петрозаводска Галины Ширшиной. Худилайнен  по версии Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина занимает 72 строчку в рейтинге губернаторов.

Карельские парламентарии пошли по пути «новгородского сценария», вынеся Галине Ширшиной «черную метку». Избранного мэра, согласно планам депутатов, заменит назначенный сити-менеджер. Впрочем, Ширшина не планирует уступать без боя, называя заказчиков своей травли: по ее словам, в отстранении мэра Петрозаводска заинтересованы люди, годами выигрывавшие сомнительные контракты по завышенной стоимости.

Хочу подробно поговорить со своими читателями о ситуации вокруг Галины Ширшиной, выдвиженца от партии «Яблоко», вопреки всему и вся победившей на выборах мэра Петрозаводска и о последствиях этого шага.

До этого момента в России сохранялась хотя бы иллюзия равноправия в политическом пространстве: оппозиция была искуственно разделена на «системную» и «несистемную», причем представителям первой дозволялось принимать участие в выборах, выдвигать инициативы и кандидатов на выборах различного уровня.
Было и несколько прецедентов, в рамках которых деятели от «системной» оппозиции занимали довольно высокие посты, выигрывая это право на всенародных выборах.

Это и выдвиженец от КПРФ, губернатор Орловской области Вадим Потомский, мэр Петрозаводска Галина Ширшина (ЯБЛОКО), губернатор Кировской области Никита Белых, сделавший политическую карьеру как политик от СПС. В этот же список можно включить выдвиженца «гражданской платформы», главу Екатеринбурга, - председателя Екатеринбургской городской Думы - Евгения Ройзмана.

И вот сейчас, в преддверии выборов 2016 года, власть старательно зачищает выбранных народом оппозиционных политиков, занимающих заметные посты.
Прецедент Ширшиной может стать первым пробным шаром, который приведет к полной зачистке политического поля.

По сути, власть наступает повторно на все те же грабли, на которые она наступила в 2011 году. Тогда в преддверии выборов также осуществлялась тотальная зачистка политического пространства от «чуждых элементов», - оппозиционных политиков, которые не состояли в «партии власти». Всего, в предвыборный период было «репрессировано» свыше 50 оппозиционных мэров городов и примерно столько же глав районов.
Людям предлагалось уйти в досрочную отставку, если они отказывались - их «ломали», заводили уголовные дела, давили финансово.
Зачистив даже намек на оппозицию, даже системную, власти в 2011 году провели выборы, которые оппозиция обвинила в тотальной фальсификации.
По одному из центральных телеканалов была показана картинка: проголосовало 146% избирателей. Позже Глава Центризбиркома России объяснил произошедший казус «вмешательством из-за океана». Однако конкрентного человека запустившего диаграмму со с146% - он так и не назвал.

Народ на столь демонстративные нарушения отреагировал протестами и выходом на Болотную площадь в Москве. По различным оценкам, в протестном движении приняли участие более 100 тысяч москвичей, также многочисленные протестные акции прокатились по городам России.

Сейчас мы проходим тот же самый процесс, но уже в преддверии выборов 2016 года.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ:
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

«Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»
Иными словами, возможность назначения сити-менеджера была прописана в законе еще в 2003 году, однако люди предпочитали избирать мэров прямым голосованием. Про положительные эксперименты отдельных городов, связанные с введением сити-менеджеров вместо мэров - лично я до последнего времени не слышал. Инициативу назначаемой местной власти стали спускать сверху, насильно внедрять, именно в преддверии выборов 2016 года.

Предполагаю, что это связано с высоким рейтингом Путина - выросшим до исторического максимума на фоне событий связанных с присоединением Крыма к России.
По крайней мере, наступление на институт выборности губернаторов совпало с терактом в Беслане и последующим ростом рейтинга Путина. Выборы глав субъектов проводились в России в период с 1991 по 2005 год, затем последовал перерыв до 2011 года, когда губернаторов просто назначали сверху. В апреле 2012 года, по инициативе президента России Дмитрия Медведева был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов, хотя ранее Медведев говорил о нецелесообразности возвращения прямых выборов глав субъектов.

Теперь, с отменой прямых выборов мэров и глав районов, власть в очередной раз наступает на старые грабли, которые уже не раз больно били страну по лбу. Можно не знать исторический опыт предшественников, но из своего собственного опыта следует делать выводы…

Какие потенциальные угрозы таит в себе этот шаг?

В 2013 году, выступая на форуме ОНФ, президент Путин заявил следующее: «Надо обязательно вовлекать в нашу общую работу талантливых профессионалов, активистов, управленцев, зарекомендовавших себя на уровне местного самоуправления».

Но разве проводимая политика не противоречит в корне заявлению президента двухгодичной давности? Отстранение оппозиционных деятелей, фактическое уничтожение выборного местного самоуправления на местном уровне и его замена назначенцами - разве подобная политика будет способствовать возникновению и профессиональному становлению управленцев?

Кадровый резерв власти - ограничен.

Политолог Алексей Никонов комментирует ситуацию с кадрами в областях Верхневолжья, но по моему мнению, эта ситуация характерна для страны в целом. - «Данные отставки я расцениваю как определенный кризис власти, слабость кадрового потенциала. Как результат - во многих рейтингах как губернаторов, так и в целом областей Верхневолжье, увы, находится в конце списков. Это объективный показатель того, что есть проблемы, в том числе кадров на руководящие должности».

Понятно, что отсекая от себя значительный кадровый потенциал, который заключают в себе оппозиционные партии - власть автоматически ослабляет управленческую машину страны, «замыкая» ее на кадры «единороссов» и то зачастую не самых лучших, а самых наглых.

Второй опасный и негативный момент этого процесса - риск радикализации общества. Рейтинг президента высок, на митинги оппозиции в Москве выходит все меньше людей. Значит ли это, что все хорошо? Нет, не значит.
Уровень жизни большинства наших граждан за последний год значительно упал. Многие из тех людей, кто ходил на митинги, выражал гражданскую позицию, желал каких-либо перемен к лучшему - сейчас просто заняты выживанием.

Я не зря опубликовал в своем блоге книгу, «Прологъ Трагедiи» написанную в 1930 году. В своем посту я попытался провести параллели с современностью, показать властям, что есть риск наступить на те же грабли что и 100 лет назад.

Россия, казавшаяся сто лет назад очень сильной - не выдержала испытания войной. Царь, еще в 1914 году бывший довольно популярным - оказался низвергнут, страна охвачена хаосом гражданской войны.
Кто такие были большевики, если разобраться? Небольшая маргинальная группа, которая не имела значительной поддержки населения. Однако война, голод, кризисная ситуация и паралич кадров власти - сделали свое дело. Многие поверили популистским лозунгам, пошли за теми людьми, кто обещал «построить новый мир на обломках старого».

У России нынешней есть еще возможности для развития - рубеж не перейден. Местное самоуправление должно развиваться, должны привлекаться и взращиваться кадры «с земли», знающие свою территорию, здесь живущие, заинтересованные в процветании своей малой Родины.
И уж тем более, попытка зачистить управленческий сегмент от руководителей мыслящих не в полном согласии с «генеральной линией партии», имеющих собственное мнение и возможность донести его до федеральных властей - не пойдет на пользу ни власти, ни регионам и городам, ни России, в конечном счете.

Фото: http://start.sampo.ru

общество, мэры, Галина Ширшина, вертикаль власти

Previous post Next post
Up