В Тульской области арестовывают строителей музея героев ВОВ по делу об экстремизме

Jul 21, 2018 17:35



В городе Суворове Тульской области суд заключил под стражу лидера неформального движения «Партизанская группа партизан», историка и писателя Алексея Меняйлова, а также его супругу. Следователи считают, что он вместе со своими последователями занимался экстремистской деятельностью. Сами участники движения связывают произошедшее с их попыткой открыть народный музей героев Великой Отечественной войны. Представитель инициативной группы Роман Аргашоков рассказал Znak.com подробности этой истории.

Разговоры об истории и героях ВОВ
- Как появилось ваше движение, что легло в его основу?



- Нас сплотил Алексей Меняйлов - писатель, историк Великой Отечественной войны. Он работал в Российской академии наук, опубликовал свыше десяти книг. В рамках исследований объездил места сталинских ссылок. Это эрудированный человек, и неудивительно, что он хотел донести свои мысли до широких масс. Меняйлов стал снимать видеоролики, которые выкладывал в Сети. Темы были разные. Он размышлял о биографиях и психологии героев Великой Отечественной войны, Иосифе Сталине, особенностях женской натуры.

Многие разделяют его точку зрения на разные исторические события и явления, у роликов много просмотров (на открытую группу Меняйлова в социальной сети «ВКонтакте» подписано свыше 37 тысяч человек. - Прим. Znak). В группах мы обсуждали литературу, фильмы, историю. После общения с Меняйловым хотелось читать больше хороших книг, он помогал разбираться в психологии людей.

- О нацистской литературе речь не шла?

- Конечно нет. Интерес прививался совершенно к другой литературе. Более того, осенью 2017 года возникла идея построить музей героев Великой Отечественной войны, чтобы объединить их точки мировоззрения в одном месте, рассказывать об их судьбах и подвигах в целях патриотического воспитания молодежи. Откликнулось много людей из разных уголков России, которым захотелось поучаствовать в добром деле.

Лично у меня был бизнес - я обучал людей финансовой грамотности. Мне этот бизнес надоел, я его продал и уехал поохотиться в тайгу. Вернувшись, узнал, что Меняйлов решил строить музей, и я решил на некоторые время присоединиться к строительству, пока не начал новый бизнес. К тому же были некоторые накопления.

Искали подходящее здание, и оно нашлось в Суворовском районе Тульской области. Местная администрация выставила на торги сгоревший детский сад на улице Фрунзе. Это здание купил на свои средства Алексей Меняйлов. Затем пошли пожертвования на восстановление здания, собрали более двух миллионов рублей. Многие брали отпуска за свой счет и отправлялись в Тульскую область. Поверьте, добровольцев было очень много - от Калининграда до Владивостока. Были даже спецназовцы ВМФ и разведчики.

Запрет на ремонт сгоревшего детского сада

- О каких героях Великой Отечественной войны вы говорите?

- Основной круг - это герои Советского Союза: Александр Чекалин, Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Лиза Чайкина и др. Также хотели создать комнату писателя Аркадия Гайдара, снабдить музей военными мемуарами, картинами, показывать там документальные фильмы. Но началось противостояние с местной администрацией, и строительные работы пришлось свернуть.

- По какой причине возникла конфликтная ситуация?

- Фактически вместо крыши детского сада было пепелище. Мы решили отремонтировать сгоревшую крышу. Никто нам не препятствовал. Но когда ремонт был почти закончен, чиновники обратились с иском в суд с требованием вернуть крышу в первоначальное состояние, так как якобы идет реконструкция здания без необходимых разрешений. Хотя по факту мы делали капремонт.

Но как вернуть крышу в «первоначальное состояние», снова ее сжечь? Администрация ведь не просит ее демонтировать, а требует сделать так, как было до ремонта. И чтобы мы ни делали, нарывались на угрозы штрафов. В итоге суд признал, что было допущено нарушение и обязал нас выполнять требование чиновников. Мы это решение будем обжаловать в вышестоящей инстанции.

Однако на строительные и ремонтные работы наложен запрет, и сейчас в здании ничего не происходит. Мы стали привлекать к этой истории общественность, и тут появилось уголовное дело, которое, по нашему мнению, было инициировано администрацией города, у главы которой через полтора месяца выборы.

- Почему вы так считаете?

- Потому что понятыми при обысках были сотрудники администрации. Одного из них я видел лично - он представлял интересы мэрии в суде по «делу крыши». И здесь можно выявить связь.

«Дело явно заказное»

- Дело возбуждено по «экстремистской» 282-й статье УК РФ («Возбуждение ненависти или вражды»). Что легло в его основу?

- Самое удивительное то, что вменяют разжигание ненависти к женщинам. Но мы считаем, что это вырвано из контекста. Меняйлов говорил в целом о пороках, критикуя, например, тех, кто ведет беспорядочную половую жизнь.

Вы посмотрите сами - в Интернете полно видеороликов, где женщин, например, лупят по лицу. Меняйлов ни к чему такому не призывал. Наше дело явно заказное.

- Сколько активистов проходит по уголовному делу?

- Семнадцать человек волонтеров и строителей музея: десять мужчин и семь женщин. Это люди разных профессий. Есть преподаватели университетов, бизнесмены, сотрудница «Газпрома», например. Кто-то занимался ремонтом здания, кто-то - грядками вокруг. Другие готовили документы для разработки проекта ремонта крыши.

Пока мы все проходим по делу как свидетели. Еще два человека - Алексей Меняйлов и его супруга - накануне, 19 июля, по ходатайству следствия были взяты под стражу.

- Какие ваши дальнейшие действия?

- Мы будем делать встречную экспертизу, чтобы доказать, что в видеороликах нет признаков экстремизма. Отвечаем на запросы журналистов. Многие СМИ обвиняют нас с подачи СКР чуть ли не в фашизме, а мы пытаемся объяснить обратное.

К слову, нас поддержал Олег Матвейчев (прокремлевский политтехнолог, работал советником Управления президента РФ по внутренней политике, был членом президентского штаба Путина на последних выборах. - Прим. Znak), который не считает, что наше движение противопоставляло себя властям и пропагандировало идеи экстремизма. По его мнению, уголовное дело инспирировано рейдерами, которые хотят заполучить здание сгоревшего детского сада.

- Верится с трудом, что сгоревшее здание в небольшом городке действительно может стать поводом для возбуждения такого серьезного дела…

- Есть еще одно предположение. Меняйлов много приводил случаев, когда потомки предателей родины - бандеровцев и власовцев - негативно высказывались о героях Великой Отечественной войны. Так, экскурсовод из музея Чекалина - дочь репрессированных - родилась в ГУЛАГе. Ее родителей судили за поджигание дома Саши Чекалина. А теперь она рассказывает про него и, как нам кажется, у нее потомственная ненависть к этому персонажу. Говорит не о том, что он героически убил группу фашистов, а что он неудачник и просто попал «под замес». То есть уже долгое время идет перевирание истории, и мало кто хочет разбираться в событиях. Возможно, это сыграло определенную роль.

- Сообщалось, что в ходе обысков у членов движения нашли запрещенную литературу и оружие…

- Один раз ребята выезжали на природу и стреляли в качестве развлечения, а пневматические пистолеты не так сложно купить. О наличии запрещенной литературы могу судить только по репортажам в СМИ - они показывают книги, которые доступны в любом крупном интернет-магазине.

- Что вам говорят следователи насчет уголовного дела?

- Говорят, мол, нам запудрили мозги, мы завербованные идиоты, сектанты, бесплатно работаем. А Меняйлова посадят, а вас, дай бог, отпустят. Это немного странно выглядит. Но мы надеемся на то, что все во всем разберутся. И музей героев Великой Отечественной войны появится в Тульской области.

Источник:  https://www.znak.com/2018-07-20/v_tulskoy_oblasti_arestovyvayut_stroiteley_muzeya_geroev_vov_po_delu_ob_ekstremizme

силовики, общество, чиновники

Previous post Next post
Up