Предыдущая часть вот тут:
https://akostra.livejournal.com/1687751.html Рядом с водопадами стены крепости.
Мы сейчас отправимся в музей, и о ней будет много говориться.
Музей расположен в Доме Чупанова.
Дом начальника Аварского округа Али-Клыча Чупанова - пример крупной богатой жилой постройки Дагестана конца ХIХ века, построен в 1864 году.
И вот макет крепости. И почти все постройки сохранились до наших дней, и часть активно используется.
Крепость датируется 1867 году. Именно как российское фортификационное сооружение. Но разумеется, на этом выгодном стратегически месте крепости строили и ранее.
Вообще Хунзах на минуточку был столицей Аварского ханства. А поселение само возникло ещё в 1 тысячелетии до нашей эры.
В 1837 году эти места вошли в состав России. Это и обусловило необходимость строительства крепости.
Вот тут видны все водопады, о которых я писала в прошлом посте, и над ними крепость. Кстати, вот что не сохранилось, так это Церковь. её снесут в советский период.
Вид сверху. Теперь церковь внизу фото, а выше чаша каньона, по углам которой водопады.
Вернемся в 2022 год. Мы тогда по крепости немного прошлись.
Здесь виден и Тобот, и Хунзахская крепость
Вот пост о 2022 годе
https://akostra.livejournal.com/1606304.html Эта часть явно используется.
А вот заброшенное крыло..
Ну, и дальше идём по музею.
Вот этот узорчик красиво руками изогнул Омар Ханапиев.
Самый сильный человек планеты. Книга рекордов Гиннесса.
Вот видео о нём
Click to view
Но он не так просто уродился сильным. Там и мама ого-го какая.
Бабушке тут на видео 76 годиков. Специально спортом никогда не занималась
Click to view
Но вспоминается песня из Каникул Петрова и Васечкина. "Это женская работа"
Click to view
Лампы. Но больше поразил вот тот зеркальный круг - это для отражения света, чтобы ярче было.
Этот стол в центре комнаты, где очаг - родовой столб. Его и могут перенести из дома в дом, если семья переезжает.
1861 год
Много старой утвари
Но тут и разные экспонаты.
Да, в этих местах было когда-то дно океана....
Окаменевшие аммониты
Крепость строилась примерно в том же месте, где был Ханский дворец.
Вот, видимо, остатки его...
Это камень из ханской цитадели. И на нём надпись гласит, что "это здание возведено со стенами и укреплениями высокими, которые будут стоять до тех пор, пока не подует СУР, и эти ворота построены высокими: это такие ворота, за которыми - милосердие, и перед которыми - муки..." и так далее.
Подпись "Рабиюл Аввал 1248 год"
"Справедливость часа дороже тысячи лет богослужения"
Старая фотография.
А вот озеро Мочох
Озеро это выше в горы. Не то чтобы в двух шагах от Хунзаха.
Вот фото из интернета
Аварское знамя
Мы входим в лучшую (читай - тёплую) комнату. Она прежде всего для гостей. Низкий вход как раз для сохранения тепла.
Георгиевское знамя Сурхай-хана Аварского
А это "столовые наборы" - поставцы. Но это практически хранители очага. Их нельзя выкидывать, для каждой семьи свой.
А ложки какие интересные!!
Вот ложка для левши!!
В исламе левая и правая сторона тела четко разграничены. Ямин, что в переводе с арабского буквально означает «правая рука», - «чистая» и богоугодная, противопоставляется левой руке - «грязной» и пригодной лишь для выполнения «причиняющих неудобства дел».
Считается, что Аллах Всевышний возвышает всю правую часть человеческого тела, оставляя в Раю только «асхабуль-йамин» - правоверных, тех, кто занял «правую сторону». Почитание правой стороны основано на упоминаниях в Коране двух ангелов. Сидящий на правом плече Ракиб записывает благие поступки и богоугодные дела. Сидящий на левом Атид - плохие. Согласно исламской эсхатологии, каждый мусульманин после смерти получит Книгу собственных деяний. Праведникам (или асхаб аш-шимал) ее вложат в правую руку, и они попадут в Рай. Неверующие и грешники получат Книгу в левую руку и отправятся в Ад.
Пророк Мухаммад наставлял, чтобы правоверные «ни в коем случае» не ели и не пили своей левой рукой.
Соответственно, левшей переучивали. И вот такой ложкой невозможно есть левой рукой.
А эта ложка для удобства бородачей!
Много посуды. И не только местной.
Пловницы. И такой формы не из-за красоты. Крышку переворачивали навершием внизу, туда наливали масло, затем остальные ингредиенты, и когда переворачивали, поставив на казан, то масло постепенно стекало сверху вниз, пропитывая весь плов.
Уникальная керамика Испик. Поливная подглазурная керамика.
Секрет утерян, никак не могу восстановить.
В эпоху раннего средневековья (V-X вв.) лезгины осваивают производство керамических изделий с помощью гончарного круга. Традиции изготовления расписной керамики у лезгин также уходят исторически достаточно глубоко в древность.
Установлено, что уже в XII-XIV вв. в древнем лезгинском селении Кала существовало развитое керамическое пропзподство бронзовой расписной керамики, типичной в то время для всего южного Востока. Уже тогда изделия калинских гончаров бытовали среди других народов Дагестана.
Тарелки, миски, большие блюда из хорошо обработанной красной глины, кувшины для воды и т. п. и в настоящее время встречаются в горных селениях Кубачи, Кудали, Балхар. Сохранились образцы калинской бирюзовой керамики на месте разрушенного селения Цудахар, в развалинах средневековой крепости Аркас и на месте древней крепости Капчугай, разрушенной еще в XIV в. Тамерланом.
Таким образом, уже в средневековье производство бирюзовой керамики в селении Кала, которое было расположено недалеко от современного селения Испик Касумкентского района, носило характер развитого ремесла.
Производство бирюзовой керамики у лезгин, как утверждают Э. В. Кильневская и А. С. Иванов, прекратилось в XIV в. в связи с разрушением селения Кала во время татаро-монгольских междоусобных войн.
В дальнейшем, уже с XV в., традиции керамического производства древнего Кала продолжили селения Испик, Сальян и Гезеркент.
Керамическое производство на территории Южного Дагестана особенно высокого расцвета достигло в XVIII в. К этому времени керамическое производство распространилось на селения Испик, Сальян, Гезеркент Кюринского округа, Кахул Самурского округа и лезгинские селения Испик, Мюгюч, Еникет Кубинского уезда.
Здесь изготовлялись оригинальные по своим художественным особенностям тарелки, кувшины, миски, чашки и другие изделия поливной подглазурной керамики, украшенные ангобной росписью и налепными узорами. Лепные рельефы изображались в виде рыб, мулов, птиц, людей, двуглавых орлов, а также украшались солярными знаками и растительными мотивами.
Люлька, куда клали крепко спеленутого ребенка. А в изголовье лежит трубочки для выводения мочи. Где-то я виела росо дырка в люльке бывает. А ту вот трубочки, причем разные конфигурации для мальчиков и девочек.
Стул не детский, низенький и трехногий для устойчивости. Землю-то тут трясет периодически..
Ночная ваза. Вот в самом прямом значении.. Правда, мужской вариант. Дикая редкость! Не сохраняются обычно. И это у нас ведро, а тут вот такой изыск.
Две ручки - за одну удобней нести, а за вторую - наливать.
И есть версия. что именно с таким девушки ходили за водой. Мол, если попросят её дать воды, то она именно из кувшинчика. А попросит-то то кто? Парень, который хотел увидеть лицо девушки. Так-то глаза поднимать девушкам было не принято. Всё просчитано!
Прервусь. Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1688093.html