Архангельск-2023. Часть 28-я часть. Новодвинская крепость. Окончание

Oct 09, 2023 12:48

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1639882.html

29.07.2023

И вот мы подошли к самой интересной части рассказа.
Это пороховой склад на территории крепости.
Именно в той стороне вход в дельту Двины. Оттуда мог появиться потенциальный враг - шведы.

Стены были из камня, а сверху валы.

Мы обошли арсенал и смотрим на него теперь с крепостной стены - с противоположной егос тороны.

Вид на "пляж" вдоль крепости. Вход в крепость напротив домика - слева скраю видна крыша дома коменданта, а белеются ворота.

А это вид в сторону моря.
Именно оттуда и пришли шведские корабли, когда от начала строительства крепости прошёл лишь месяц. И высота стены была около метра...

Шведы пришли не с бухты-барахты, а подготовились. Дельта Северной Дивны - это тысяча реки и речушек. А достаточно глубоки проход для судов только один. И такую основательную крепость тут не зря строили - другого порхода нет.
К тому же и тут надо знать, как пройти - мели везде.

Шведы подготовились, взяли в плен русских мореходов, с тем чтобы те провели по сложному речному пути. И нашли желающего. Не без пыток. Им стал Иван Седунов (по прозвищу Рябов). Провести он провёл, но в место, куда они зайти-то зашли, но в виду отлива выйти обратно не могли - и сели на мель. Шведских кораблей было три. Два оказали севшими на мель, реально маневрировать мог только третий. Это всё же разворачивалось в непосредственной близости к Новодвинской крепости.

С русско стороны оборона была такой: крепость строится лишь месяц. Тут есть пушки, запасы пороха и прочего, но стены только начались строитс я- они там метр максимум. Шведы пришли воооон оттуда и встряли левее к тому берегу.
Посреди Двины в те времена был ощё один остров, на нём тоже было русское укрепление с пушками. Но именно в этот день все артиллеристы с командованием уплыли к другим островам " в тыл". И укрепление на острове, и тут остались вообще без единого солдата. Были лишь строители. В итоге когда подошли шведы в креспости в принципе хотя бы знающих, как пользоваться пушками было два человека.

Строители, не будь дураками, сразу навострили лыжи бечь прочь. Но куда тут побежишь?! Кругом болота и острова. Вариант, как бежать сейчас с подводной лодки.
В итоге оборону возвглавили двое тех, кто возглявлял именно строительство крепости - Сильвестр Иевлев и инженер Георг-Эрнест Резе.

Своих же подопечным строителям они показали как заряжать, наводить пушки. Стрелять не умел никто. Но попадать по кораблям поначалу и не обязательно было. Обязательно было не дать подойти к крепости шведскому кораблю (не севшему на мель) на удобную позицию для выстрелов из бортовых орудий. Загородительный огонь и никогда не стрелявшие строители обеспечить смогли. Бой длился если что - 16 часов. За 16 часов и строители уже как-то навострились попадать по целям, да и настоящие артиллеристы успели вернуться на свои позиции - на Марков остров - и уже оттуда вести прицельный огонь.

Седунов был у шведов, конечно, его за то, что он не сказал про мели, решили стразу убить. Выстрелили, но в торопях не удостоверились, что убили. А он ухитрился, будучи раненым выпутаться из веревок, а потом сбежать с корабля и доплыть до позиций на Марковом острове. Выжил человек!
Вот, например, статья о нём:

Это я даль приближаю, откуда пришли шведы, чтобы было понятно, что там и сейчас остров на острове...
Я рассказала вкраце и по памяти. Но суть ясна.

И честно, самое интересное из этой поездки - это расказ об этом бое в красках со стены крепости!

Вид на стену. Чтобы оценить ширину стен.

Продумана и система подачи воды. Там резервуары с водой. Нужны были, чтобы охлаждать пушки от перегрева.

Проход к резервуару

После такого удачного сражения, на территории крепости возвели церковь.

В краеведческом музее я видела макет этой церкви:

Возвращаемся к машине. Выходим через те же ворота, что и входили

Стены крепости - вид со внешней стороны.

А вот наш микроавтобус, а перед ним мостик. Техника уже на берегу со стороны крепости.

Едем обратно

Когда ваш микроавтобус не влез на паром, ибо там лесовоз целый переправляется.

Экскурсия закончилась там же, где и началась - около краеведческого музея.
Кудесница!

Возвращаюсь к гостинице за вещами. А это подворье монастыря, что мне очень понравилось.
о нем писала раньше

Осталось немного времени - прошлсь по набережной. По этому мосту сама скоро поеду.

Мост подъёмный - эта центральная секция поднимается вверх, и корабли могут проходить.

Миишки!

Памятник строителям Архангельска

Михайло Васильевич. Кхм.. Ну, не знаю, хотела бы я такой античный прикидик на памятник себе... Но Ломоносова, похоже, и не особо спрашивали

Уже еду в поезде. Долгая стоянка в Вологде

Но сначала в "Кофемолке" увидела такое...

А потом на выезде уже из окна поезда граффити..
У меня есть подозрение, что я знаю, кто рисовал портрет :-))))

КиШ - Гимн шута

А там ещё и водонапорная башня мелькнула. Люблю.

Архангельск-2023, Путешествия, Я фотограф, Приключения, История, Русская музыка, Рокальтернатива, Просто я