27.07.2023
Предыдущая часть:
https://akostra.livejournal.com/1635284.html В Архангельске меня ещё интересовали и Полярные конвои. Многие знают про лендлиз, поставки вооружения, одежды и продовольствия не безвозмездно, но как жто всё поступало в ССР из той же Америки? И оплата в виде золота и леса обратно?
А через Мурманск и Архангельск по морю.
Караваны из США достигали той же Шотландии, а потом конвоем по северным морям в эти два порта. Странно, но немцы не хотели, чтобы эти грузы доходили до СССР. И подлодки, бомбардировщики, ну и "просто" военные корабли атаковали эти конвои. А "конвои", потому как состав был - транспортные суда, груженые под завязу, и "охрана" из военных кораблей. При этом сами транспортые суда совершенно беззащитные. Ах, да - это северные моря, ледяную воду, не тропическую погоду, а также вероятность шторма никто не отменял. Плюс тупо всякие мели под водой.
Можно спорить о важности лендлиза, выгоды союзников и прочем, но одно не подлежит сомнению - в эти рейсы уходили отчаянные люди.
Например, самый печально известный конвой был в 1942 году PQ17 - из 36 кораблей дошло 11.
Конвой состоял из 35 транспортов, включая 22 американских, 8 британских, 2 панамских, 1 голландский и 2 советских (танкеры «Донбасс» и «Азербайджан»). С конвоем шли три британских спасательных судна (переоборудованные пассажирские суда) «Зафаран», «Замалек», «Рэтлин» и эскадренный танкер для заправки эскортных кораблей.
Перечень грузов конвоя PQ-17
Тип груза Доставлено Потеряно Всего
Автомобили, шт. 896 3350 4246
Танки, шт. 164 430 594
Самолёты, шт. 87 210 297
Прочие грузы, тонн 57 176 99 316 156 492
И очевидно, что те 11 - они дошли по факту, но там наверняка и пробоины, и пожары, и потери среди личного состава.
Вы бы после такого пошли в следующий конвой? И допустим юнги и матросы ещё могли как-то по мобилизации "случайно" попасть и не понимать в какую реальную заварушку они попали. Но офицерский состав, а тем более капитаны - это явно какие-то суперлюди. Никто, кроме нас...
И вот ещё только мы у входа в музей, а вот каток и ещё что-то из тех самых конвоев. Это один из последних - 1945 года. Потери "всего-то" пара-тройка кораблей.
И с одного лишь в 2014 году подняли груз. И вот этот каток только из порта в Шотландии вышел в 1945 году (а так как он американский, то из американского порта он вышел ещё раньше), и вот таки дошёл! Пусть лишь в 2016-м до Архангельска! Кто бы знал, что по тому лендлизу мы до сих пор получаем оборудование!
Тут и история того конвоя.
Вообще я в своё время и об Валентине Пикуле, и об Алистере Маклине узнала, как о писателях остросюжетных романов. Даже исторические романы Пикуля явно не были документальными, но очень интересными, а уж Маклин вообще прям как для Джеймса Бонда писал. Но оба они во Вторую мировую войны служили на кораблях тех конвоев. И обоих есть книги, посвященные именно им. Они тоже ни разу не докумнтальные, но можно с уверенностью сказать, что они как минимум знали тех людей, которые в описанных ситуациях поступили бы именно так.
Я в ЖЖ писала об этих книгах. И Маклина потом ещё и на английском читала.
https://akostra.livejournal.com/564126.html Песни, посвящённые морю вообще - очень люблю
Там по ссылкам есть и перевод
Heart of the Ocean - Gaelic Storm
Click to view
Михаил Муромов "Капитаны"
You can watch this video on www.livejournal.com
Городницкий - Памяти конвоя PQ-17
Click to view
И в тему же морей. - даром, что именно там одни из самых страшных ёкаев. Буквально недавно делала
Но мы зашли в музей
Маяки - моя слабость
Знаю слово "веха", но вот, оказывается, как она выглядит не в фигуральном значении.
Веха речная - навигационный знак с флагом или иным условным обозначением для ограждения навигационных опасностей, районов стоянки судов, производства работ и др.
Вновь эти лодочки - реально такие тонкостенные...
Модели судов. Очень люблю разглядывать
Раньшина - промысловое судно, предназначенное для ловли рыбы и зверя в тяжелых ледовых условиях.
Яйцевидная форма подводной части способствует выдавливанию его на поверхность, в случае сжатия льдов.
Яхта "Святой Пётр"
Первый морской корабль Петра Первого
Флейт. Длина этих судов в 4-6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусаму уже довольно ркуто к ветру.
На протяжении XVI - XVIII вв. флейты господствовали на море.
Фрегат "Святой Илья" 1702 г.
Линейный корабль "Город Архангельск"
Линейный корабль "Азов"
Красивая инсталляция
Экспедиционное судно "Святой мученик Фома"
На нем проходила экспедиция Селова в 1912-1914 годах, которая пыталась достичь Северного полюса
Ледокол . Построен в 1917 году
Ледокол "Красин".
Построен в 1916-1917 гг. в Великобритании для России.
На протяжении долгого времени был самым мощным ледоколом в мире.
В 1918 году его затопили около Архангельска на мелководье, чтобы не дать пройти английской эскардре в Архангельск.
Вскоре его подняли и передали в пользование англичанам.
в 1922 году он был вновь выкуплен Советским правительством..
Война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.
После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер» во время операции «Вундерланд», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним.
Сейчас ледокол - музей в Санкт-Петербурге
Маяки!!!
Никодимский маяк
Вот тут кто-то к нему приезжал - фотографии есть
https://dzen.ru/a/XKcRFFKNAgCzVGi2
Ка́нин Нос - мыс на северо-западной оконечности полуострова Канин, в Ненецком автономном округе Архангельской области
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD_%D0%9D%D0%BE%D1%81
Святоносский маяк
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA
Терско-орловский маяк
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA
Ледовый причал. И так вот можно...
Первое советское научно-исследовательское судно "Персей"
Глобус Звёздного неба
Тут был стенд, где можно было узелочки повязать по схемам.
На втором этаже много экспонатов, а также много чего можно послушать в наушниках.
я же зависла на показе слайов. Эти старинные слайды былди сделаны во время одной из экспедиций начала прошлого века.
После музея пошли прокатиться на катере вдоль берега
Причалы у них такие
О! Капитан!
Капитан, улбынитесь!
Click to view
Why is the Rum Gone? - Remix
Ну, и пусть будет ещё капитан!
Click to view
А мы любуемся видами с реки.
Саламбола
всё криво, но я на огромном приближении с качающегося кораблика фотогафирую.
Я ещё не знаю, но мы уже в этот же день по этому мостику проедемся. А я потом и ещё раз!
Граффити
Не, ну это вообще шикарность!!!
А тучки-то какие!
Прервусь Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1637593.html