Архангельск-2023. Часть 18-я. Морской музей и речная прогулка.

Sep 08, 2023 15:39


27.07.2023

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1635284.html

В Архангельске меня ещё интересовали и Полярные конвои. Многие знают про лендлиз, поставки вооружения, одежды и продовольствия не безвозмездно, но как жто всё поступало в ССР из той же Америки? И оплата в виде золота и леса обратно?
А через Мурманск и Архангельск по морю.
Караваны из США достигали той же Шотландии, а потом конвоем по северным морям в эти два порта. Странно, но немцы не хотели, чтобы эти грузы доходили до СССР. И подлодки, бомбардировщики, ну и "просто" военные корабли атаковали эти конвои. А "конвои", потому как состав был - транспортные суда, груженые под завязу, и "охрана" из военных кораблей. При этом сами транспортые суда совершенно беззащитные. Ах, да - это северные моря, ледяную воду, не тропическую погоду, а также вероятность шторма никто не отменял. Плюс тупо всякие мели под водой.
Можно спорить о важности лендлиза, выгоды союзников и прочем, но одно не подлежит сомнению - в эти рейсы уходили отчаянные люди.
Например, самый печально известный конвой был в 1942 году PQ17 - из 36 кораблей дошло 11.

Конвой состоял из 35 транспортов, включая 22 американских, 8 британских, 2 панамских, 1 голландский и 2 советских (танкеры «Донбасс» и «Азербайджан»). С конвоем шли три британских спасательных судна (переоборудованные пассажирские суда) «Зафаран», «Замалек», «Рэтлин» и эскадренный танкер для заправки эскортных кораблей.

Перечень грузов конвоя PQ-17
Тип груза                      Доставлено           Потеряно           Всего
Автомобили, шт.                896                      3350               4246
Танки, шт.                          164                         430                594
Самолёты, шт.                   87                         210                 297
Прочие грузы, тонн          57 176                  99 316             156 492

И очевидно, что те 11 - они дошли по факту, но там наверняка и пробоины, и пожары, и потери среди личного состава.

Вы бы после такого пошли в следующий конвой? И допустим юнги и матросы ещё могли как-то по мобилизации "случайно" попасть и не понимать в какую реальную заварушку они попали. Но офицерский состав, а тем более капитаны - это явно какие-то суперлюди. Никто, кроме нас...

И вот ещё только мы у входа в музей, а вот каток и ещё что-то из тех самых конвоев. Это один из последних - 1945 года. Потери "всего-то" пара-тройка кораблей.

И с одного лишь в 2014 году подняли груз. И вот этот каток только из порта в Шотландии вышел в 1945 году (а так как он американский, то из американского порта он вышел ещё раньше), и вот таки дошёл! Пусть лишь в 2016-м до Архангельска! Кто бы знал, что по тому лендлизу мы до сих пор получаем оборудование!






Тут и история того конвоя.



Вообще я в своё время и об Валентине Пикуле, и об Алистере Маклине узнала, как о писателях остросюжетных романов. Даже исторические романы Пикуля явно не были документальными, но очень интересными, а уж Маклин вообще прям как для Джеймса Бонда писал. Но оба они во Вторую мировую войны служили на кораблях тех конвоев. И обоих есть книги, посвященные именно им. Они тоже ни разу не докумнтальные, но можно с уверенностью сказать, что они как минимум знали тех людей, которые в описанных ситуациях поступили бы именно так.

Я в ЖЖ писала об этих книгах. И Маклина потом ещё и на английском читала.
https://akostra.livejournal.com/564126.html

Песни, посвящённые морю вообще - очень люблю
Там по ссылкам есть и перевод
Heart of the Ocean - Gaelic Storm

image Click to view



Михаил Муромов "Капитаны"

image You can watch this video on www.livejournal.com


Городницкий - Памяти конвоя PQ-17

image Click to view



И в тему же морей. - даром, что именно там одни из самых страшных ёкаев. Буквально недавно делала

Но мы зашли в музей
Маяки - моя слабость



Знаю слово "веха", но вот, оказывается, как она выглядит не в фигуральном значении.
Веха речная - навигационный знак с флагом или иным условным обозначением для ограждения навигационных опасностей, районов стоянки судов, производства работ и др.




Вновь эти лодочки - реально такие тонкостенные...



Модели судов. Очень люблю разглядывать



Раньшина - промысловое судно, предназначенное для ловли рыбы и зверя в тяжелых ледовых условиях.
Яйцевидная форма подводной части способствует выдавливанию его на поверхность, в случае сжатия льдов.



Яхта "Святой Пётр"
Первый морской корабль Петра Первого



Флейт. Длина этих судов в 4-6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусаму уже довольно ркуто к ветру.
На протяжении XVI - XVIII вв. флейты господствовали на море.



Фрегат "Святой Илья" 1702 г.



Линейный корабль "Город Архангельск"



Линейный корабль "Азов"



Красивая инсталляция




Экспедиционное судно "Святой мученик Фома"
На нем проходила экспедиция Селова в 1912-1914 годах, которая пыталась достичь Северного полюса



Ледокол . Построен в 1917 году



Ледокол "Красин".

Построен в 1916-1917 гг. в Великобритании для России.
На протяжении долгого времени был самым мощным ледоколом в мире.
В 1918 году его затопили около Архангельска на мелководье, чтобы не дать пройти английской эскардре в Архангельск.
Вскоре его подняли и передали в пользование англичанам.
в 1922 году он был вновь выкуплен Советским правительством..

Война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.

После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер» во время операции «Вундерланд», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним.

Сейчас ледокол - музей в Санкт-Петербурге





Маяки!!!

Никодимский маяк
Вот тут кто-то к нему приезжал - фотографии есть
https://dzen.ru/a/XKcRFFKNAgCzVGi2



Ка́нин Нос - мыс на северо-западной оконечности полуострова Канин, в Ненецком автономном округе Архангельской области
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD_%D0%9D%D0%BE%D1%81





Святоносский маяк
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA




Терско-орловский маяк
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%9E%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%8F%D0%BA




Ледовый причал. И так вот можно...



Первое советское научно-исследовательское судно "Персей"



Глобус Звёздного неба






Тут был стенд, где можно было узелочки повязать по схемам.



На втором этаже много экспонатов, а также много чего можно послушать в наушниках.
я же зависла на показе слайов. Эти старинные слайды былди сделаны во время одной из экспедиций начала прошлого века.





После музея пошли прокатиться на катере вдоль берега
Причалы у них такие



О! Капитан!



Капитан, улбынитесь!

image Click to view



Why is the Rum Gone? - Remix
Ну, и пусть будет ещё капитан!

image Click to view



А мы любуемся видами с реки.



Саламбола



всё криво, но я на огромном приближении с качающегося кораблика фотогафирую.



Я ещё не знаю, но мы уже в этот же день по этому мостику проедемся. А я потом и ещё раз!



Граффити





Не, ну это вообще шикарность!!!










А тучки-то какие!









Прервусь Продолжение следует
https://akostra.livejournal.com/1637593.html

Джонни Депп (johnny depp), Кира Найтли (keira knightley), Архангельск-2023, Английская музыка, Жан Рено, Путешествия, Я фотограф, Приключения, История, Русская музыка, Гэри Олдман (gary oldman), Натали Портман (natalie portman), Просто я

Previous post Next post
Up