Выставка до 20 августа!!!
Что запомнила, как поняла из рассказа нашего прекраснейшего экскурсовода Жанны Григорьевны Белик тут и привожу. Повторюсь, память у меня девичья, могу что-то не так запомнить.
В качестве предисловия:
Одним из посетителей этой выставки был священник из Иерусалима. И когда гид водит его по собранию Музея Рублева, показывает с гордостью иконы XIII века, то тот отвечает,мол, ну да, хорошо, но у нас XIII век в коридорах висит, так-то есть и XII-й, и Xй чуть ли не VIII. Но когда он попал на эту выставку, то был в полном восторге. "У нас такого в принципе нет!!!".
Модерн в иконописи, может, не так ценен своей историчностью, как те древние иконы, но он безмерно красив, плюс ооочень немногочисленен. Вообще этот стиль в мировом искусстве длился лет 50 (могу ошибиться, но порядок понятен), и это от зарождения этого стиля вообще, и покаааа это он осваивал разные виды искусства, чтобы добраться наконец до такого консервативного вида искусства как русская иконопись. Я опять же могу ошибиться, но учитывая ту же революцию, этот стил в иконописи вообще лет 20 максимум существовал, а скорее 10...
Плюс революция не только прекратила иконопись как таковую (и модерн в ней), но и уничтожила огромное количество икон. И если старинные иконы (всё того же XIII века) и советская власть берегла как историческую ценность, то тогдашний "новодел" либо продавался за валюту, либо тупо уничтожался как буржуйское искусство.
Кстати, забавный отзыв о музее Андрея Рублева - то ли во время открытия, то ли уже в 60-е годы, но ещё совершенно советское время: "Слава Богу и Советскому правительству за этот музей!!".
Иконы стиля модерн всплывают в частных коллекциях. Есть, конечно, и в музеях, но и те стараются, прежде всего, "козырнуть" стариной. До "современных" даже не доходят руки привести в выставочный вид. Ну, а в тех же Третьяковках или Эрмитажах и без того есть что выставлять.
В общем иконы стиля модерн не только очень красивый (на мой взгляд), но и дико редкий вид (объективно).
И даже в самом музее Андрея Рублева насчитали лишь 7 (!!!) икон стиля модерн. И на выставку из них отобрали четыре... Ясное дело, что сделать выставку из 4 икон.. кхм.. ну, не вышло бы. И данная выставка - это собрание по крупицам из разных частных собраний. Даже не музеев!!!! Поэтому увидеть столько модерновой красоты в одном месте - это абсолютно уникальная возможность!
И да - я в принципе фанатка стиля модерн во всех его проявлеиях.
Конечно, нельзя обойтись без живописи. И данная картина хоть и даже более позднего периода, но соответствует стилю модерн.
"Всадники" М.В.Нестеров
1932 год
Музей Христианского искусства "ЦАК" Московской духовной академии
Когда Лжедмитрию Второму не удалось с ходу захватить Москву в 1608 году, он решил блокировать город. Но для этого нужно было взять Троице-Сергиев монастырь, прикрывавший дорогу из столицы в Поволжье. К стенам лавры направилось мощное войско. Началась осада, длившаяся пятнадцать месяцев и девять дней. Лавру защищало около трёх тысяч человек, во вражеском войске было в пять раз больше. Настоятель монастыря, архимандрит Иоасаф, не допускал и мысли о том, чтобы отдать врагу на поругание православные святыни. Он вдохновлял иноков просить помощи у Бога, а солдат - не унывать и не сдаваться. И когда казалось, что надеяться уже не на что, произошло чудо, которое изобразил на своей картине Михаил Нестеров. Три монаха, скачущие на конях словно по воздуху - это ученики святого Сергия Радонежского Михей, Варфоломей и Наум. Они жили на два столетия раньше! Преподобный Сергий известил во сне одного инока, что посылает в обитель подмогу. И той же ночью и защитники лавры, и враги увидели всадников, над головами которых горели нимбы. После этого польско-литовские отряды сняли осаду и отошли от стен монастыря.
По канону лошади других цветов, но чтоб усилить эффект - а модерн больше обращался к эмоциональному воздействию, то лошади стали белоснежными, чтобы усилить эффект чуда.
Модерн и в росписях храмов. Вот один, посвящённый Татьяне (ну, как я могла пропустить историю о своей Святой?!). Уже нет ни страны, ни уезда, ни храма, а эскизы остались...
"Сцены из жизни Мученицы Татианы"
Эскизы росписи Преображенской церкви.
В городище Ложвицкого уезда Полтавской губернии.
1900-е годы. В.В.Владимиров.
Частное собрание
В то же время параллельно был популярен и неорусский стиль. Так чем он отличался от модерна? Неорусский стиль обращался ко временам воцарения Романовых, то бишь лет триста назад. Модерн "копал" глебже в века. Он скорее обращался к византийским образцам, к первым христианам.
В те времена художники много путешествовали, те же мозаики Равенны, как отголоски византийского сикусства.
Я вот была там в 2007 году. И даже фотографии не сгорели:
https://akostra.livejournal.com/1238191.html Конечно, иконы рисовались под заказчиков, таковыми были в том числе и императорская семья. "Пожелание" императора было создание образа Свяой Руси. Чтобы читалось и старна, и русскость.
Кстати, ещё в это же время появляется реставрация в современном её понимании. На самом деле иконы увидеть в изначальном её виде без помощи реставраторов невозможно. ОНи же всегда около свечей, копоть.. Для защиты их покрывали олифой, которая вскоре темнела до полной черноты. Ну, максимум через 100 лет, а то и быстрей. По этой черни писался лик уже другими мастерами. Реставраторы снимают верхние записи, чтобы докопаться до изначального. Только благодаря действиям реставраторов мы увидели именно Троицу Рублева, на ней тоже было несколько слоёв списков. Знакомый реставратор нашего экскурсовода назвал цифру 17, когда она его спросила, сколько его личный рекорд записей на одной иконе был.
И именно вот так раскрывать иконы начали именно на рубеже 19 и 320 веков. То есть иконописцы увидели именно тот стиль, что был на иконах изначально. И ему тоже стали подражать.
Вот яркий пример.
Святитель Алексей, Митрополит Московский.
1907 год.
М.В.Васнецов.
"иностранные" святые изображались так, чтобы сразу виджно "не русский" он!
Святитель Павлин Ноланский
1915-1922 гг.
П.К.Лихин
Собрание А.В.Болдырева
Благоверный Князь Борис. Кирилл и Мефодий. Князь Глеб.
1910-е гг.
Собрание С.А.Ходорковского
Если разбирать по деталям, то тут уже приходили спеуиалисты в области оружия и одежды тех времён, мол, не соответствуют совсем уж то.. Но это специалисты видят. Мы же, простые зрители, видим те времена. И это главное - русские князья - не посморят даже специалисты. И пусть этим мечомникого зарубить нельзя...
Здесь скорее опять же воздействие эмоциональное чем прям документалистика.
Стиль модерн по-разному "использовался".
Где-то он был во всех аспектах. Вот тут, например, и сама икона в этом стиле, и оклад.
Как сказал кто-то из экскурсантов "Слишком много модерна".
Святитель Василий Великий и Мученица Лариса.
1910-е гг.
Собрание А.И.Мелашенко
Здесь же икона в классическом стиле, "модерн" в окладе.
Господь Вседержитель
1910-е гг.
Собрание И.А.Сысолятина
Много и редметов ювелирного искусства.
В те времена изделия руссикх мастеров закупалось тут и продавалось в своих магазинах даже такими известными марками как Картье или Тиффани!
Вот редкий вид - иконка от Фаберже.
Мученица Царица Александра
1908-1917 гг.
Собрание М.А.Ревякина
Никогда таких окладов раньше не видела!!!
Опять же что-то от европейских витражей - "клетчатых"
Богоматерь Умиление с избранными святыми
Конец XVIII века
Оклад 1899-1908 гг.
Фабрика И.А.Алексеева
Музей русской иконы им. Михаила Абрамова
Такие оклады меня совершенно очаровали!
Богоматерь Казанская
1908-1917 гг.
Оклад: К.И.Конова по рисунку С.И.Вашкова
Частное собрание
И ещё красоты!!
Богоматерь Иверская
1908-1917 гг.
Оклад: Первая московская артель
Частное собрание
Оклад из бисера!! Причем бисеренки нанизывались на волосы, таких иголок и нет...
Господь Вседержитель
1910-е гг.
Частное собрание
Богоматерь Августовская
1915-1917 гг.
Собрание И.А.Сысолятина
Авгу́стовская ико́на Бо́жией Ма́тери - почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память явления Богородицы в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября ― 26 октября 1914 года), битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской империи (ныне Подляское воеводство, Польша).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8
Забыла сфотографировать табличку к киоту..
И по-моему он Мастерской Оловянишниковых.
О них, кстати, инетресный факт. Изначально семья из Ярославля. А потом они разделились - часть перебралась в Москву, а часть в Питер. И обе ветви решили ударение в своей фамилии сделать по-разному, чтобы московские отличались от питерских (вечное противостояние :-)))) ).
ОловянИшниковы обжились в Москве. А ОловЯнишниковы - в Питере.
Кстати, в википедии у них ударение тоже не отмечено :-)))
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B
василиск!
Петух!
Павлин!
Святители Михаил Киевский, Николай Чудотворец и Алексей Московский
складень
1899-1908 гг.
Оклад: фабрика И.А.Алексеева (по рисунку Вашкова)
Собрание семьи Карисаловых
Интересно не только разглядывать, но и историю создания... Этот складень приналдежал кому-то из императорской семьи. И сочетание святых тут вполне конкретное. Михаил Киевский это тот кто Крестил Русь - тот самый священник. Николай Чудотворец - покровитель Императора Николая Второго, а Алексей Московский - цесаревича Алексея.
Богоматерь Владимирская
складень.
1910-е гг.
Икона, вилимо, важная была. На коладе святые Лидия и фёдор - на обороте иконы некие Лидия и Фёдор и дают клятвы верности как при бракосочетании.
Более чем очевидно, что икона для них была очень важной.
Здесь же складень был подарен низшими чинами высшему, который уходил на другую должность: "на будущие труды на пользу Родины"
А тут ещё и эмааааль!! Оказывается, в модерне она редко использовалась. А мне всегда казалось, что она прям подходит под этот стиль.
Святитель Николай Чудотворец. Богоматерь Одигитрия. Господь Вседержитель.
Складень
1899-1908 гг.
Оклад: Фабрика П.А.Овчинникова.
Собрание А.В.Дадиани
Богоматерь с младенцем
1902 год
Мастерская И.А. Панкрышева. Томск.
Собрание И.А.Сысолятина
Были целые артели, где в том числе и взращивались новые иконописцы. И всегда есть те, кто чуть хуже на фоне других болистательных. Блистательные сотаются в столицах, а другие ищут своё место в других городах. Вот так уехал в Томск Панкрышев. Возможно, в Москве бы не блистал, но в Томске был лучшим мастером. И все, кто приезжал в Томск, посещали его мастерскую. Ведь томичи гордились, что у них есть такой мастер. В итоге с его творчеством познакомились и высокопоставленные особы, в том исле и императорская семья! К вопросу как важно оказаться в нужное время, в нужном месте.
Я выше уже писала про деятельность реставраторов. Но они же и сами писали иконы. И вот икона, которую написал человек, который открыл нам Троицу Рублева.
Господь Вседержитель.
Начало XXвека
Мастерская В.П.Гурьянова
Оклад: К.И.Конов (по рисунку В.И.Вашкова)
Собранеи А.Р.Бокарева
Мастера потому и были мастерами, что могли писать в разных стилях.
Вот две подряд иконы одного мастера (их вообще четыре рядом было, но я уже не могла всё подряд фотографировать)
Мастерская А.Я.Вашурова
Богоматерь с младенцем
1908 г.
Мастерская А.Я.Вашурова
Собрание А.А.Фролова
Вашуров, кстати, после революции был среди содателей музея в Перми.
Комплексная охрана культурного наследия в России впервые была включена в сферу государственного регулирования только после прихода к власти в октябре 1917 г. новых политических сил, провозглашавших иные принципы государственного устройства, кардинально изменивших весь государственный аппарат.
28 мая 1918 г. в Народном комиссариате по просвещению был организован Отдел по делам музеев и охране памятников искусства.
Местные органы охраны памятников истории и культуры начинают формироваться уже с марта 1918 г. Этот процесс значительно усилился после принятия Декретов Совнаркома от 19 сентября и 5 октября 1918 года. Вероятно, под их влиянием была организована Комиссия по охране памятников природы, старины и искусства при отделе народного просвещения Пермского губисполкома. Сведений о ее деятельности практически не сохранилось, в том числе и потому, что уже в декабре 1918 года советские органы в Перми прекратили свое существование.
Повторное формирование специальных органов охраны памятников стало возможным только летом 1919 года. 22 августа 1919 года постановлением Пермской губернской коллегии по народному образованию была утверждена схема внешкольного образования, в системе которой была секция искусств и инструктор по музейной работе. В ноябре 1919 года в соответствии с постановлением НКП «Об образовании губернских подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины» (опубликовано в Еженедельнике НКП № 22 от 07.12.1918 г.) был создан подотдел искусств и охраны памятников старины. Однако основной целью подотдела являлось эстетическое воспитание пролетарских масс.
Первый действенный орган - Пермская губернская секция охраны памятников искусства и старины - был сформирован в июне 1920 г. Заведующим секцией был назначен А.К. Сыропятов (зав. Пермским государственным музеем). В число сотрудников входили 3 инструктора: художники Кириллов и Давыдкин и специалист по древнерусскому искусству А.Я. Вашуров, и 1 эксперт - специалист прикладного искусства Г.О. Марцишевский. Сотрудники секции занимались как учетом движимых памятников, особенно церковного имущества, так и выработкой мероприятий по сохранению недвижимых объектов культурного наследия.
http://kcop.ru/protect1.htm Не создавать, так сохранить
Святитель Николай Чудотворец
1908-1917 гг.
Оклад: Мастерская Д.Л.Смирнова
Собрание А.В.Дадиани
Богоматерь (из композиции "Благовещение")
начало XX века
Музей христианского искусства "Цак" Московской духовной семинарии
Крещение Господне
1910-е гг.
Собрание Сысолятина
Преподобный Иосиф Волоцкий
1908-1917 гг.
Оклад: фабрика М.Н.Рындина
Собрание семьи Карисаловых
Святая Троица (отечество)
начало XX века
Собрание семьи Авиловых
Покров
1910-е гг.
Оклад: Мастерская Ф.Я.Мишукова
Собрание К.П.Калашникова
Богоматерь Владимирская
складень
1910-е гг.
Богоматерь Казанская
1908-1917 гг.
Оклад: К.И.Конов (по рисунку С.И.Вашкова)
Собрание А.Р.Бокарева
Равноапостольная княгиня Ольга
начало XX века
Собрание Ходорковского
Рождество Богородицы
1911 год
Оклад "Оловянишниковы и сыновья" (кстати, "и сыновья" - добавили из юридической необходимости. Фирма их отца была со званием поставщик двора его императорского величества. Но это название не передавалось по наследству. Пришлось вот юриически выкручиваться, "переименовываться". Ну, как-то так.)
Собрание семьи Карисаловых
Млею от эмали
Равноапостольная Царица Елена
1915 год
Собрание Дадиани
Очень нравится эта красота... Модерн
Богоматерь с младенцем
1907 г.
Собрание А.А.Фролова
И наш экскурсовод, куратор выставки Жанна Григорьевна Белик.
Если есть возможность - то с экскурсией советую посетить. Выставка, повторюсь, до 20 августа.
PS: о мастерах. Был такой интересный иконописец - Емельянов Николай Сергеевич. Так он вообще родился под фамилией Грибов. Потом его усыновили под фамилией Емельянов. Писал он как Емельянов, а женился как Грибов. Ну, и так далее. Попробуй составь биографию... И да - до сих пор нет точной даты его смерти. ЗАГС данные не выдает, ибо сотрудники музея не родственники ему. Тайна личных данных и всё такое.... Кто-нибудь знает, как взломать ЗАГС?!! Сотрудникм музея очень надо!
А без шуток - и без того сложно находить информацию, и во такие внезапные препоны...
Вот о нём в инете (без дат рождения-смерти :-)))))) )
https://www.pravenc.ru/text/189927.html
Местный... Все долгое время ситали, что это кошечка. У-тю-тю, милота и пр. А тут на эксурсии ветеринар побывал, постановил - кот. Теперь все его гоняют. Ну, как так?!!! дискриминация по половому признаку!!!
За возможность посмотреть на всю эту красоту спасибо сообществу Москва_люблю
https://vk.com/moskvalublu?w=wall-211439994_9985Сайт музея:
https://www.rublev-museum.ru/