"Рыцарь. Моцарт. Пир." Мастерская Фоменко

Oct 13, 2022 12:29

Страничка спектакля на сайте театра (фото взято оттуда)
https://fomenki.ru/performance/little_tragedies/

Сразу скажу, я не очень большая поклонница постановок Фёдора Малышева. Безоговорочно нравятся лишь "Души". Поэтому моё мнение учитывайте с этой оговоркой.

Очень интересное пространство спектакля. Фёдор Малышев прекрасно обыграл красоту и многоплановость фойе театра. Использовал и фишку из "Рыжего", когда зрители сидят в центре, а действие проходит вокруг них. Но если в "Рыжем" вращается одновременно весь пусть и крохотный, но зрительный зал, то тут у каждого зрителя своё "крутящееся" кресло Я правда не смогла победить кресло и сделать его ниже - не знаю, была ли такая возможнсть, но мне с моими короткими ножками было тяжко сидеть, не доставая пола...). Ах, да - действие подчас проходило через ряды зрителей! Это, конечно, точно является интересной стороной постановки.

Также в плюс можно отнести актуальность пира во время чумы. Не отпускает и у меня ощещение в реальной жизни, что надо исполнять мечты сейчас, ибо дальше не факт, что будет возможность. Вот и пир... Конечно, приличия требуют скорбеть, но если завтра не наступит, то может, лучше попировать в последний раз?... Но если честно, то именно часть про пир хуже всего мне запомнилась, к тому же и как-то плохо слышалась. Уж не знаю, это моё личное восприятие, музыкальное сопровождение, в котором тонули слова... Но интереснее были две другие части. Они тоже объединены смертью. И тоже как и в жизни когда свирепствует чума, ещё больней смотреть на убийства из-за зависти, а то и отцеубийства.

Алексей Колубков. Очень его люблю, но Скупой Рыцарь?!!! Вот с его щёчками, с его не суетящимся констеблем Монтгомери - маньяк денег, их слуга и питающийся одними сухарями и водой? Я уж не говорю, что на старика тоже с натягом похож... ну, вот же совершенно не его роль. Опять же если б был грим-костюмы, может, больше было б достоверности... Но костюмов как таковых нет, вообще складывалось впечатление, что из "своего гардероба". В итоге слова Пушкина прекрасны, и произносились они интересно, с шикарными акцентами и эмоциональностью. Но вот не отпускало ощущение, что это артист Колубков читает Пушкина. Аудиокнигу. Ну, или актёрская проба пера.

По счастью следом шёл Рыцарь. Вот Александр Мичков более соответствовал своему Рыцарю. Там было столько отчаянья и обиды, столько страсти в рассказе о битве за шлем! Ирония и отчаянье. А потом прямолинейное непонимание намёка еврея про отравить отца. А как сидел и слушал разговор герцога с отцом?! Прям школьник из-за парты. :-)))) Настолько бесхитростен - рыцарь, чё уж... Костюм тут тоже не очень соответствовал представлению о средневековом рыцаре, но тут было точное попадание в образ.

Примерно такой же дисбаланс вышел и с Моцартом и Сальери. Насколько понравился Сальери - Анатолий Горячев, настолько же не похож Фёдор Малышев на Моцарта. Малышев скорее змей-искуситель, интриган, Мефистофель. Но не искренний и по-детски бесхитростный Моцарт. Честно, я всё ждала, что Моцарт извернётся и подсыпет отравы в отместку, что он-то всё просёк :-))). Я даже на первое появление его не сразу поняла. что это Моцарт. Хоть если на сцене Сальери с двумя бокалами вина, то кто тот второй появившийся на сцене? Тут как бы не так много вариантов. :-))) В оправдание могу только предположить, что похоже Моцарт был другой, и режиссёр закрывал грудью амбразуру. Но впечатления это не меняет... А вот Сальери Горячева очень хороший. И его несколько "с издевочкой" интонации. Единственное, я его монолог слушала вполуха. Редко такое бывает, но в этот момент одной из зрительниц стало плохо. Ну, и когда на твоих глазах женщина падает в обморок, следить за происходящем на сцене уже как-то сложно. И вообще до конца спектакля не могла выбросить из головы, что же в итоге с ней. Успокаивала себя, что если б реально что-о серьёзное, то спектакль бы остановили. А Горячев продолжал невозмутимо читать монолог, хоть в этом микрозале с четверть зрителей подскочило помочь женщине.

Дмитрий Рудков царственен Герцогом, но концовка с вроде важными словами про "век, где сын принимает вызов отца" как-то смазан вышел. При том что мне понравился ход, что Рыцарь принимает брошенную перчатку отца со словами "вот первое, что я от вас получил", но уходит от вызвавшего его на дуэль отца прямо в противоположную сторону. Ощущение, что он уходит от поединка. Поэтому же тоже слова герцога как-то потонули...

Пир больше идеей понравился. Захаров музыкален и тут это демонстрирует - это классно. Но слова я расслышала не все, сюжет я там хуже знаю, и услышанного не хватило, чтобы понять сцену. Александра Кесельман прекрасно создавала мрачную тень смерти - и вокалом, и образом, крутясь и вокруг Моцарта, и вокруг Скупого, и пируя во время чумы. Но та же Роза Шмуклер для меня как-то затерялась... Вообще женские образы тут как-то даже не на втором плане... Но зато понравился проход Василия Фирсова со свечей через зрительный зал - очень трагично вышло!
Понимаешь и выбор настоящего Малого зрительного зала для сцен Пира. Когда несколько актёров посреди множества пустых мест, ощущение нехватки, что тут должны быть ещё люди, но их нет. Чума ж... Но ведь и в зрительном нашем зале пустовали места из-за происшествия с женщиной... Ряды редеют даже не фигурально.

Я рада, что посмотрела спектакль, но пойду ли ещё - вопрос.

Пара фотографий с сайта. Фотограф Сергей Петров


Дмитрий Рудков, Театр Мастерская Петра Фоменко, Дмитрий Захаров, Александр Мичков

Previous post Next post
Up