"Ричард III" Театр Вахтангова

May 12, 2022 12:15

29.04.2022

Праздники и обилие событий отсрочили этот пост. Впечатления уже подугасли, но и упорядочились.

Шекспир. Одна из ярчайший драм. Длинный и насыщенный текст, раздражители для морали в ассортименте. Не так чтобы легко это все хотя бы просто высидеть 3 с лишним часа :-)))). И да, для меня лично трагедии Шекспира никогда не смотрятся на одном дыхании. Даже зная сюжет, все равно это трудная работа по осознанию текста, написанного одним, переведенного другим, задуманного к постановке третьим, сыгранного четвертым. От этой многослойности уже устаешь, но и одновременно кайфуешь, пытаясь разгадать, что хотели донести авторы.

Легко сказать, что Ричард злодей и нелюдь. А докопаться, почему? Вот тут раздолье. Раздолье в том числе для актеров. Волшебство Шекспира, что буквально в любой роли есть где развернуться.

Актеры прекрасны все! Но за самим Ричардом интересно наблюдать просто каждую секунду его нахождения на сцене. Даже если он где-то на заднем плане "всего лишь" молится. Злодей и к Богу обращается? А фишка в том, что исчадие ада не вышло у Севриновского :-)))). Одна лишь черная краска не интересна. Ричард не упивается самой властью, скорее следует правилам игры... раз уж. Цель тут была одна - заслужить любовь мамы. Ибо по умолчанию ему эта любовь не досталась. Недолюбленный ребенок пытается доказать, что тоже достоин любви. А его считают браком, его не любят. Корона ему нужна не ради всемогущества как такового, а ради того, чтобы его полюбили. Не то чтобы он обольщается, что та же Анна влюбиться в него, но постель будет делить. Но вожделенней именно любовь матери, которая, увы, также недоступна. Он надеется, что положив у ее ног корону, он заслужит хотя бы того, что мать его заметит, оценит, а то и погордится! Возможно, я ошибаюсь, но лишь эта линия матери и Ричарда была мне тут отчетливо понятна. Не видела я вожделения власти как таковой. Все злодеяния, все поступки - это ступени к получению короны. Того трофея, которым можно было б впечатлить мать. И если уж и это не заставит ту полюбить своего родного сына...

Самые запоминающиеся места - именно мать и сын.

И наверное, до конца я не сформулировала себе образ Ричарда. За этой линией недолюбленного матерью ребенка я не могу определить, все же сколько там именно злодея, а ведь не все недолюбленные становятся убийцами, сколько сумасшедшего (а не сойти с ума тут сложно), сколько просто обаяния - причем именно не обаяния злодея, а что-то от грустного клоуна.

Надо однозначно смотреть еще раз, хотя бы просто Севриновским полюбоваться, но не сразу. надо поднагулять аппетит, поднакопить силы.

Но не Севриновским одним интересен спектакль. Повторюсь, за давностью подстерлись детали, но образы были шикарные! Маргарита - страшное существо, настрадавшееся, как в ней можно узнать красавицу Елену Сотникову? Зато роскошна Полина Чернышова. И кстати, тут даже более зловещ образ, что легко подчинилась воле и вышла за Ричарда. И вполне себе королевствовала. Очень понравился Кларенс (Юрий Поляк), Бэкингем (Владимир Логвинов). Но опять же для меня второй главный персонаж тут мать - Герцогиня Йоркская - Ольга Тумайкина. Самая яркая на сцене. Красная тряпка для быка. Не совсем то выражение по смыслу, но центр боли и главный стимул к достижению власти. И столько именно в ней ненависти к сыну! Что вот уж главное зло, породившее другое - не Ричарда самого, а его желание доказать и достичь этого любыми силами. Как же я ненавидела Герцогиню! Как же ужасна и прекрасна одновременно была Тумайкина!

А еще же музыка!!! Узнать бы что за центральная композиция была... Ну, и помост/погост, он же темница.. И красота ухода в тот мир. При этом уходят метафорически, но физически остаются рядом. А их, мертвецов, все больше и больше...

Ярко, интересно... Посмотрю еще раз. Но наверное, в следующем сезоне.

Театр имени Евгения Вахтангова #еленасотникова #владимирлогвинов

Максим Севриновский, #владимирлогвинов, Театр Вахтангова, #еленасотникова

Previous post Next post
Up