Тверь-2022. Часть 3-я. Тверская мануфактура (Морозовский городок). Начало

Apr 06, 2022 15:54

Предыдущая часть: https://akostra.livejournal.com/1576243.html

Утром воскресенья мы поехали в Морозовский городок в Твери.
И если честно, это чуть ли не главный восторг от этого города. Но да - я очень люблю фабричную краснокирпичность.

В городке мы нашли и информационные щиты. Возьму оттуда информацию, ну и фотографии. Тексты с информационных щитов буду обрамлять звёздочками

Схема городка (тоже со щитов взята)


***
Появление городка связано с историей "Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий". Первая фабрика была основана в 1856-1858 годах московскими купцами С.М.Шибаевым, В.Залогиным, Н.И.Каулиным на правом берегу реки Тьмаки на землях Успенского Желтикова монастыря. Затем в дело вступили Савва Васильевич Морозов, основатель  знаменитой купеческой династии, и его сын Тимофей Саввич, под руководством которого предприятие развивалось до 1872 года.

После раздела фирмы "Савва Морозов, сын и К" Тверская мануфактура переходит к внуку С.В.Морозова - Абраму Абрамовичу Морозову, при котором расширились прядильное и ткацкое отделения, в 1874 году был открыт отделочный корпус и начато строительство первых трёх каменных трёхэтажных казарм для рабочих мануфактуры (ул. Двор Пролетарки д. 15, 156, 122)

Ещё при жизни А.А.Морозова делом фактически руководила его жена, Варвара Алексеевна Морозова, урождённая Хлудова, незаурядная предпринимательница, известная благотворительница. Попечением В.А.Морозовой с 1883 по 1892 год при фабрике были открыты больница, родильный приют, аптека, богадельня, училище, библиотека.

Из трёх сыновей В.А.Морозовой склонность к предпринимательству проявил Иван Абрамович Морозов: закончив политехникум в Цюрихе, с 1890 года принял на себя управление Товариществом. При нём были возведены четырёхэтажные казармы 47, 48 и 118, 119 и здание Народного театра (архитектор В.А.Терской). И.А.морозов получил большую известность не только как предприниматель и благотворитель, но и как крупнейший коллекционер французских импрессионистов, картины которых размещались в специально приобретенном московском дворце (ул. Пречистенка, д. 21 - ныне здание Российской академии художеств). После революции он эмигрировал, а коллекция картин была национализирована.

К 1915 году на предприятиях Товарищества действовало 4020 механических ткацких станков, число рабочих достигло 14 000 человек, прибыль превысила 9 млн. рублей.

Планировка комплекса, сложившаяся к 1910 годам и в значительной степени дошедшая до нашего времени, отличается чётким зонированием. Главная улица (Двор Пролетарки) , вытянутая с севера на юг, делит городок на две зоны - большую западную, занятую жилыми зданиями казарм, и восточную, где размещено большинство общественных и хозяйственных сооружений. На берегах Тьмаки сосредоточены промышленные сооружения.

После революции Тверская мануфактура была национализирована, в 1922 году получила новое официальное название - Тверская пролетарская мануфактура (в обиходе "Пролетарка"). В 2000 годы предприятие прекратило своё существование.

1. Восточные ворота.
Конец переулка Рождественских горок. Рождественские ворота фабрики "Тверская мануфактура" .
Фото конца XIX века


Восточные ворота, или Рождественские (сразу за воротами начиналась дорога к Христорождественскому монастырю, названная в народе Рождественскими горками), - главные кирпичные въездные ворота на территорию городка  с надписью на фигурном аттике: "Тверская мануфактура". Сегодня место, где стояли Восточные ворота, находится в стороне от основной транспортной артерии Пролетарского района, но в середине XIX века, когда начинал строиться Морозовский городок, это была самая близкая точка от города по прямой. 20 октября 1885 года Его Императорское Высочество генерал-фельдмаршал великий князь Николай Николаевич, внук Николая I, посетил Морозовский городок. К его приезду на воротах оформили горящие газовые щиты.

Помимо Восточных ворот на территории городка были ещё ворота. Краснослободские ворота вели на так называемую территорию Красной слободы, располагавшейся севернее Морозовского городка, состоящей из одноэтажных деревянных домов, заселённых преимущественно рабочими Тверской мануфактуры. Ворота стояли рядом с домом для служащих, недалеко от деревянного здания богадельни (сегодня здесь находится остановка "Пролетарка" по пути в город), где доживали свой век бывшие работники производства.

Третьи ворота, единственные из сохранившихся, появились в 1910 годы и расположены за казармой "Париж", рядом с железной дорогой.
***

Казарма "Париж", вообще прекрасна. И до неё дело дойдёт. Но пока вот нашла фото тех "сохранившихся" третьих ворот. Кстати, когда едешь вдоль казармы, то бишь со стороны городка, то их плохо видно - они за бетонным забором, ограждающим жд дорогу.
Вот тут фото найдено: https://moscow-i-ya.livejournal.com/492260.html


***
2. Бумагапрядильная фабрика.
Морозовская фабрика. Ткацкий корпус. Фото конца XIX века
ныне Двор пролетарки, д. 1


Бумагопрядильная фабрика (Двор Пролетарки, д. 1, сегодня в этом здании ТЦ "Этажи") - первое пятиэтажное здание в Твери (тогда это место находилось за городской чертой) и доминанта в Морозовском городке. "Бумагопрядильная... Морозовская фабрика в Твери должна быть причислена к огромнейшим фабрикам не только в России, но и Европе",  - писал в своих путевых заметках И.И.Колышко. Первая очередь ткацкого корпуса была возведена уже в 1859-м, через год после основания мануфактуры, когда был подписан Устав мануфактуры Александром II и выпущена первая партия товара.

На бумагопрядильной фабрике производилась основа, обрабатывался хлопок. Это первая инстанция всего механизма фабрики. По расчетам одного из директоров, "длина нитки, вырабатываемой на мююльных машинах в день, могла бы 36 раз обойти по экватору, а каждая маленькая катушка имеет на себе её 2-3 версты". Работали здесь день и ночь - посменно, меняясь через каждые 6 часов.

Хлопок и оборудование владельцы выписали из-за границы. Однако уже в конце XIX века части машин начинают чинить на производстве и даже изготавливают новые ткацкие станки.

Художники, которые работают в мастерской, сочиняют до 500 красивейших узоров в год.

В 1865 году на Московской мануфактурной выставке изделия фабрики были отмечены большой серебряной медалью, на Всероссийской выставке в Петербурге в 1870 году - государственным гербом.
***

Мы это здание бывшей фабрики увидели. Даже не сразу поняли, что оно старинное. Его явно осовременили. И где башенки?......


***
3. Главная фабричная контора и магазины.
Новое здание конторы, харчевая лавка и дом для служащих. Фото конца XIX


В 1890-1910 отстроен корпус, вытянутый с севера на юг, состоящий из трёх разновремённых частей с разностильным наружным убранством.

Угловой корпус стал уже третьим по счёту зданием конторы. Его построили на месте деревянного дома 1859 года, в котором находилась контора, продовольственный склад и квартира приказчика. Главный фасад симметричен: в центре семь осей окон, по бокам трёхосевые ризалиты с восьмипилястровыми портиками на втором этаже и рустованным нижнем этажом.

Ещё до начала нового фабричного года вывешивалось объявление, в котором объяснялись условия найма и рабочая плата. Каждый желающий приходил в контору и заявлял, на какую именно работу он хочет поступить. Отдавал свой паспорт, записывался в конторскую книгу под известным номером, и ему выдавалась расчётная книжка с обозначением положенного жаолования. Таким образом, рабочий на год прикреплялся к той машине, на которой он заявлял желание работать, и уже не мог оставить фабрику до окончания срока найма.

В корпусе южнее (сейчас он вплотную прижался к угловому, хотя раньше между ними были ворота) размещалась харчёвая лавка, продовольственный магазин. Его уличный фасад в восемь световых осей отличается необычным декором в "ренессансном" духе. Перемычки арочных окон украшены архивольтами. Одной из форм организации снабжения продовольствием рабочих Морозовской мануфактуры были харчёвые артели, которые имели харчёвые лавки. В фабричных лавках можно было взять товар в долг в счёт будущей зарплаты, но цены там были выше, чем в городе, а качество товара не всегда на высоте.

Третья, южная часть корпуса 1910 годов (возможно, построенная В.К.Терским), где располагались также магазины, имеет выразительное убранство в стиле модерна. Главные декоративные элементы - широкий венчающий карниз, объединённый с П-образными накладками на перемычках окон, и междуэтажный пояс с горизонтальными филёнками - выделены цементной штукатуркой, контрастирующей с фактурой кирпичной кладки стен.
***

Похоже тот первый "угловой" корпус конторы на этом фото - слева. В центре самый "обновлённый" корпус - это харчёвая лавка, а справа - тот самый новый "модерновый" корпус. Опять же П-образные накладки над окнами. А в филёнках вывески теперь.


***
4. Первые каменные казармы для рабочих.
Двор Пролетарки, д. 15, 156, 122

Дом 122, фото конца XIX века.


Ранние кирпичные казармы, построенные во времена правления мануфактурой Абрама Абрамовича Морозова, внука С.В.Морозова, мужа В.А.Морозовой, открывают первый длинный ряд жилых зданий за сквером. После строительства деревянных зданий Морозовской мануфактурыэто первые кирпичные постройки в городке 1870-1880 годов, обращённые восточными торцами на главную улицу городка.

Казарма 122 отличается декором окон двух верхних этажей с массивными П-образыми рустованными перемычками.
***

Сейчас это здание 122 вот так выгладит. Ближайшее к нам - и это торец его. Я, кстати, думала, что окна заложили потом, но и на старой фотографии эти окна "обманки".


Оно же тут слева, зато виден тот "подъезд", что на старом фото.


***
Казарма 15 (с 1994 года в ней располагается Тверская епархиальная православная средняя общеобразовательная школа во имя спасителя Тихона Задонского) и казарма 156 - трёхэтажные, имеют одинаковый скромный фасадный декор. Карнизы венчают кронштейны, над прямоугольными окнами помещены веерные перемычки с оригинальным замковыми камнями "шахматной" кладки.
***

Это дом 156. Он ещё будет мелькать на фотографиях, но да - ничем особенно не примечателен.
Да и тут я фотографировала это круглое сооружение. Что это?!!!


если кому интересно, то вот тут можно почитать об укладе жизни в таких казармах
https://burckina-new.livejournal.com/1234046.html

***
5. Казармы, построенные В.К.Терским
Двор Пролетарки, д. 117, 118 и 119.

Здания казарм, построенных при Иване Абрамовиче Морозове, сыне В.А.Морозовой, относятся к 1890-1900 годам. Для возведения красивых зданий со сложными объёмными композициями и выразительным сочным эклектическим декором в стиле готирующего модерна из Москвы был приглашён на должность главного архитектора и руководителя строительством
В.К.Терской. В основе планировки всех 4-этажных казарм - коридорная система.

Казарма 117 наиболее ранняя, прямоугольного объема, с небольшими ризалитами лестничных клеток, карнизы увенчаны кронштейнами, на крыше поставлены две высокиеотопительные башни.
***

На карте 117 дома не гнашла. Но есть просто 17. Подозреваю, что это он. Он и зеркалит 119-й дом. Тоже четыре этажа, ризалиты. Башню вижу лишь одну, но фото обрезано - вполне может быть и вторая.


Здание поближе


***
Казарма 119 прямоугольная в плане с ассиметричной композицией: на северном фасаде выступает крупный поперечный объём, а на южном - два небольших ризалита. Декор отличается большой объёмностью, особенно в верхней части стен. Торцовые фасады имеют повышенные ризалиты с верхниими арочными окнами. Здесь эффектные боковые аркбутаны.
***

Это вид на здание 119, а чуть дальше 17 (117).


Вид на 119 с другой стороны


А тут вид же на 119, но уже прям от дома 17 (117). И вот на последнем видна какая-то конструкция из железные прутьев. Что это?...


Приближаю. Аркбутаны какие!


Мы не заходили с другого торца здания, а там похоже вот такая красота:
взято вот отсюда: https://podmoskva.livejournal.com/466160.html


***
Казарма 118 Ш-образная, отличается более сложной пространственной композицией. Эффектные торцовые фасады трёх крупных поперечных крыльев обращены внутрь двора. В середине торцов выступают ризалиты, завершённые массивными щипцовыми аттиками с ушами. В стрельчатую арочную нишу вписано полуциркульное окно.
***

Дом 118 слева. Справа - 156, одна из первых трёхэтажных казарм, о ней писала выше. Тут видна и та круглая постройка, чьё назначение я так и не знаю...


Вид на дом 118 издали - и 156 (там и башенки есть)


С другого ракурса приблизила крышу


Разглядывю дом 118 поподробнее. Из всех зданий этого Морозовского городка, оно вызвало наиболее противоречивые чувства. Однозначно, одно из самых красивых, также и одно из самых развалившихся....


Кстати, похоже вот тут можно заглянуть в этот подъезд. 2020 год
https://zen.yandex.ru/media/show_me_the_world/samoe-interesnoe-i-samoe-jutkoe-mesto-tveri-morozovskii-gorodok-5f18098d3ad8482fc9295548

Немного фото с того поста возьму сюда
Там и табличка адресная висела, сейчас её уже нет (фото выше)..


Коридор


Следующие пара фото - санузел.
Умывальня


Туалет


Но и тут же чугунные лесницы, красивые окна...


Ну, а мы продолжаем гулять вокруг дома...
Слов нет никакх... Впечатление усугубляла погода. Было холодно и дикий ветер. Мало того, что руки замерзали мгновенно, так ещё ветер стучал отрывающимися карнизами, железками какими-то.... Постапокалипсис как он есть...




И главное, есть и "нормальные окна". Причем друг под другом - это вертикальная квартира на три этажа?...


А рамы-то какие! Явно ещё старые. А то и аутентичные?...


Сложно определить аутентичность этой пристройки.. И ворота синие... Они тут изначально были? Но меня тут совершенно сразил балкончик выше!


Дом 94. О нём информации нет, но чую, тоеж из этого ансамбля. Был.


А это общий вид. И напомню, тут ещё дикий ветер и холод....

Розовое без окон здание вдали справа, точнее остов его - 94е. Дальнее слева - 118е, которое обходили. чуть ближе него 156 - трёхэтажное из первых казарм. Кусочек справа - это 119 - из четырёхэтажных уже - с акробутаном. А вот о доме блмжайшем слева я ещё не писала. Это дом  48. О нём вс ледующей части. Но для затравки спойлер - вроде как именно здесь в детстве жил Михаил Круг.


Да, я прервусь. В один пост всё явно не поместится.
Продолжение следует.
https://akostra.livejournal.com/1577218.html

Приключения, История, Тверь-2022, Путешествия, Архитектура, Я фотограф

Previous post Next post
Up