"Комедия условностей. Дон Жуан" Театр русской драмы п/р Михаила Щепенко

May 24, 2018 14:31

За приглашение спасибо pamsik и moskva_lublu
Приглашение: https://moskva-lublu.livejournal.com/128314.html
Страничка спектакля на сайте театра: http://rus-drama.ru/performances/dj.html
группы театра в Фейсбуке и ВКонтакте

Спектакль философский, но мне не хватило логики в происходящем. Вполне тому виной может быть усталость - день был сложный, возможно, я была неготова к таким размышлениям.
Главная идея прекрасна - подчиняться чьим-то правилам нельзя бездумно. Эти правила писаны людьми, а человеку свойственно ошибаться. Надо стараться всё же и своим умом думать, прислушиваться к своей совести. Условности, то бишь эти правила игры, устанавливаемые цивилизованным обществом, запутывают всех по одному Автору известной причине. Но кто тот Автор? А у кого сейчас власть. Власть (общественное мнение) поменяется, будут другие условности.
Мне на память пришла история, не такая уж и яркая, но показательная. Даже не власть, а именно восприятие обществом.
Сериал "Друзья" - один из самых рейтинговых, обласканный и зрителями, и критиками.
И вот и 20 лет не прошло после окончания его съёмок, как новое поколение уже совершенно по-другому его воспринимает. Оказывается, сериал совершенно нетолерантен!! То есть за 15 лет, в том же обществе сменилось восприятие этого сериала с "классный сериал" на "нетолерантный".
https://pikabu.ru/story/independent_britantsyi_nashli_seksizm_i_gomofobiyu_v_lyubimom_seriale_90kh_5636544

Но вот я так и не поняла, почему Автор прицепился к Дону Жуану? Автор его видит кумиром девочек, ловеласом, вот прям Димой Биланом. Только на самом деле он вот не такой ни разу.  Да, поёт серенады, но только своей любимой. На сцене не выступает.. Какой резон автору именно про него пускать славу "донжуана"? Тут упор на то, что жизнь - театр и мы все актёры. Дали роль старушки, хоть ты усатый дядька - играй! Но для актёра это точно удача! Есть где развернуться. Он и согласен. В жизни ему старушку играть бы ни при каком режиме бы не дали, и уж тем более слух пускать. Поэтому я окончательно запуталась о причинах этих слухов для Дона Жуана. Да, сейчас часто пользуют даже лживыми слухами, главное, раскрутить кого-то. Упоминание о скандалах перед премьерой, чтобы разогреть интерес - обычное дело. Но в нашем случае в чем интерес Автора слагать небылицы? И странный Король - если он так хотел в жёны Изабеллу, то чего отступился? Он же Король! Зачем пьесы переписывать, условия менять? Он же вроде как на уступки Жуану идёт.. Да криво, но уступает тому невесту и отказывается от права первой ночи. Мол, да не достанься ты никому. А зачем так? Ведь Король мог взять понравившуюся барышню без всего этого марлезонского балета. Но почему-то он именно Дона Жуана изжить хочет. Но почему?!!! Потому что он просто не нравится своей безгрешностью?

Возвращаясь к Дону Жуану - а зачем ему приписыывают авторство оды, которую он не писал? И вновь лишь для того самого "Димы Билана" ещё бы это подошло, но какой смысл тихому влюблённому-то это приписывать? Из уст Дона Карлоса звучит "я твой импресарио" - но зачем Дону Жуану этот импресарио? Кому его "продавать"?! И мучающий меня вопрос прозвучал на сцене - Дон Жуан спрашивает, чего к нему привязались, и ответ звучит - потому что ты главный герой пьесы. Ну, я так и не поняла, почему именно на Дона Жуана столько "слухов". Можно попытаться додумать отвергнутую влюблённую барышню, которая мстит.. Но это уже совсем какой-то слишком условный наворот. И что в итоге случилось с Командором? Его убили или нет? Или он по-прежнему жив, просто памятник самому себе изображает?... Второе хотя бы как-то логично..

В общем я запуталась...

Но идеи, как показаны условности и их изменения по прихоти кого-то, это было интересно. И исчезновение человека по воле автора. Взяли и вычеркнули из сценария. Скольких неугодных власти убирали быстро и чётко.
И оды царю, а после смерти и поругать - дело чести!
Вспомнилась песня владимира Асмолова "Поэты и цари". Вот в тему!
Но только Царь уходит -
И подпевалы все
Изъяны в нем находят,
Как сало в колбасе.
Один был кровожаден,
Другой, вообще, без головы!
Скажите, бога ради,
Где ж раньше были вы?
http://www.russhanson.org/text/asmolov/poeti_i_tsari.html

Красив момент на фоне всех слухов, когда Жуан просит Изабеллу отбросить все слухи, а ценить его только вот, что она лично в нём видит.
Кстати, педалируется то, что история вне времени и вне геогорафического расположения. Может быть в любой год, в любом месте. И катайский дракончик был прелестен!
А мне ещё в мелодии Жуана и Изабеллы всё мерещилась песенка одна - японско-народная. До кучи о внетерриториальности :-)))
Нравится, как её Скорпионс исполняли:

image Click to view



Опять же - замена одного героя на другого. Того мальчонку в бейсболке, взятого затыкать провисы в спектакле, я ещё раньше ожидала на место Жуана. Как в том же "Ласковом мае" триста составов. Но опять же - Жуан-то и не хотел в кумиры... Мальчик же вроде и не против. Ему предложили - он и не отказался. Тема выбора. Но где была та точка выбора у Жуана? Быть им или не быть?...

И в итоге у меня о спектакле двойственное впечатление. И интересно, и непонятно, и шикарные идеи, и нехватка логики..
Но главная цель - заставит думать - авторам в любом случае удалась.

Ну, и хочется особо отметить игру Аркадия Аверина - Дона Карлоса и Алексея Савченко - Инквизитора. Один остроумен, изобретателен и циничен. Всё понимает, но принимает эти условности и живёт по этим правилам, где-то подстраиваясь, где-то играя ими. А инквизитор просто шикарен!




Кстати, интересны были и костюмы с декорациями! Очень интересное обыгрывание стремянок - чем только (и даже кем!) они не становились! А жилетки с кучей кармашков на молниях на средневековых вельможах? И ведь смотрелись очень удачно! Ну, так ведь всё - условности!

#Театр, Восточная музыка

Previous post Next post
Up