Медвежьегорск. Сентябрь 2015

Mar 28, 2018 14:53

хотела сделать пост в другое сообщество, но пока не могу из-за модерации. Решила себе сюда продублировать. Чтобы не потерять

Одна из самых запоминающихся "экскурсий"! Во-первых, она случилась неожиданно. Во-вторых, с виду маленькая ж/д станция, маленький городок, а история ого-го!
Это не было поездкой в этот конкретный городок. Мы ехали на поезде Мурманск-Москва. Просто остановка. Вышли в шлёпках ноги размять на станции. Только и всего! А вышло...

Станция "Медвежья гора". Вообще-то по расписанию стоянка 15 минут, зато в Питере 1 час, но расписание изменили буквально уже по ходу. В Питер не заезжаем, а вот в Медвежьей горе стоим - 147 минут!!!!!!!!! Я, когда смотрела расписание, вообще поняла, что 47 минут, тоже порядочно, но что это 2,5 часа!! Мы и поняли это-то не сразу. Уже минут 20-30 побродив вдоль состава, услышали из разговора проводниц. И переспросили у них.  И да - стоим ещё часа два!



В 1914 году Российская империя вступила в Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающим заливам Баренцева моря. В 1915 году началось сооружение Мурманского порта в Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также железной дороги, которая должна была соединить Романов-на-Мурмане с Петроградом.

Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноименной посёлок. В 1915 году на берегу озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции. Также было построено временное здание депо.

В 1916 году по проекту архитектора Р. М. Габе было построено деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор. В ноябре 1916 года пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей, в двух посёлках - в Захарьевском и Железнодорожном. В административном отношении станция находилась на территории Повенецкого уезда.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D1%8C%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA#Достопримечательности



Ну, раз так, то можно и по городку пройтись. А то и в кафе каком посидеть. У вокзала же должно что-нибудь быть?
Не было. Но мы пошли дальше в город.
Моя подруга собирает фотографии памятников Ленину из мест, в которых онга побывала и видела эти памятники лично. Ну, вдруг тут есть?
Его не нашли. Даже местную девушку спросили - она сказала, что памятника Ленину нет, но есть памятник Кирову на центральной площади.
Даже боюсь представить, что девушка о нас подумала - мы ж ещё в шлёпках - я в розовеньких. Стильные дамы... про памятник Ленину.
"Вы не подскажете, как пройти в библиотеку?" (с)
А вот памятник воинам-интернационалистам.. В списке есть и девушка



Ну, раз у нас ещё два часа до поезда, решили дойти и до центральной площади.
Природа же тут тоже шикарная!



Гора медвежья, куда ж без мишек?





И тут мы видим вот такое здание!! Для маленького городка практически из деревянных домиков - оочень неожиданно.
Меня оно поразило.



Как оказалось, это здание Управления Беломорканала НКВД СССР, а Медвежьегорск был центром стройки Беломорканала.

Беломо́рско-Балти́йский кана́л (сокращённо Беломорканал, ББК, до 1961 г. - Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) - канал, соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.
Построен между 1931 и 1933 годами в рекордно короткий срок. Открыт 2 августа 1933 года. Строительство велось силами заключённых Белбалтлага.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%91%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB

О Белбалтлаге
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%B3

Здание было построено в 1934 году уже после завершения строительства Беломорканала.
В 1930 году советское правительство приняло решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней. Канал был открыт 2 августа 1933 года, 17 августа вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1774-384с «О Беломорско-Балтийском комбинате». Главная цель создания комбината - «освоение Беломорско-Балтийского канала имени тов. Сталина и прилегающих к нему районов». Управление Беломорско-Балтийского комбината НКВД СССР осталось в посёлке при станции Медвежья Гора.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B6%D1%8C%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA#Достопримечательности

С пуском канала сеть лагерей ОГПУ на терр. Карелии не закрылась. 17 авг. 1933 Совнарком СССР принял 2 специальных секретных пост., согласно к-рым рук-во создаваемым Беломорско-Балтийским комб-том возлагалось на ОГПУ СССР. Комб-ту (нач. Я. Д. Рапопорт) предоставлялись монопольные права на эксплуатацию канала и естеств. богатств прилегающих к нему р-нов. Принадлежащая комб-ту терр. простиралась на тыс. километров и включала все предпр-я Приладожья и Заонежья до Мончетундры и Териберки на Кольском п-ове. Никто без особого разрешения СНК СССР не мог вмешиваться в адм.-хоз. деят. комб-та. По состоянию на 1 янв.1939 на комб-те числилось 86 567 заключенных, из них за т. н. контр-рев. преступления, шпионаж, террор, диверсии, измену Родине ― 29 706 чел. (35 %). Заключенные размещались в 139 ла-герных пунктах и отд. трудовых колоннах. Кроме того, в состав комб-та входил 21 спецпоселок (трудпоселок), где проживали 8 505 семей раскулаченных крестьян (ок. 28 тыс. чел.). В отд-ях комб-та, как и Беломорстроя, отбывали срок десятки изв. всей стране и за ее пределами ученых, художников, писателей, артистов, военачальников. Напр., писатель Мир-Якуб Дулатов, философы А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский, ученый-литературовед Д. С. Лихачев и др. В Карелии Г. было заготовлено более пол. всей вывезенной древесины (6 522 тыс. фм в 1939), выловлены тысячи центнеров рыбы, в 1934 пущены Сунозерский, Пиндушский и Летнереченский лесоз-ды, мебельные ф-ки в Медвежьегорске и Надвоицах, 10 однорамных лесоз-дов передвижного типа, в 1935―36 построена Туломская ГЭС, в марте 1939 вступила в строй первая очередь Сегежского ЦБК (ныне «Сегежабумпром»), начато стр-во ж.-д. ветки Оленья ― Мончетундра, организовано произ-во товаров нар. потребления в Кеми, Медвежьегорске, Пиндушах. С нач. Вел. Отеч. войны на базе комб-та было создано Управление оборонного стр-ва Карел. фр., затем осн. контингент заключенных эвакуирован в др. лагеря страны.
https://ptzgovorit.ru/encyclopedia/gg/gulag-ogpu







Памятник товарищу Кирову.







Памятник советским воинам-освободителям





До вокзала решили поехать на такси. Но уже сев в машину и поехав, спросили у водителя, а нет ли тут достопримечательности недалеко? Есть! И он повёз нас к пещере.
Во времена советско-финской войны 1941-1944 тут был финский укрепрайон.
5 декабря 1941 года части «Карельской армии» Финляндии вошли в Медвежьегорск.

11 декабря, после отступления всех частей Красной армии, советские подрывники взорвали последний шлюз канала. Вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через поселок Повенец, который был практически уничтожен потоком. Линия фронта остановилась на Беломорско-Балтийском канале, фарватер которого стал своего рода нейтральной полосой.

В январе 1942 года советские войска провели Медвежьегорскую наступательную операцию. Существенно потеснить финские силы не удалось, но в результате операции медвежьегорская группировка противника оказалась вынуждена ввести в бои все имевшиеся резервы и не смогла предпринять наступательных действий в кампании 1942 года.

В 1942 году командующим финской армией Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельском перешейке.

К середине 1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером Сегозеро и Повенецким заливом Онежского озера.

Медвежьегорск и подступы к нему были превращены в мощный и глубоко эшелонированный узел обороны. Были построены две линии - передовая в основном полевого характера (в непосредственной близости от линии фронта) и основная долговременная, на удалении от линии фронта от 10 до 20 км. Передовая линия, выдвинутая с Масельского перешейка и основной рубеж, расположенный в самом узком месте перешейка, соединили берега двух озёр по кратчайшему расстоянию. На всех господствующих высотах с севера, северо-востока и северо-запада от города были построены 11 опорных пунктов с огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. На 1 км фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и несколько дзотов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D1%84%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1941%E2%80%941944)

Пещеру расширили взрывчаткой в том числе до внушительных раземров. Тут казарма была, если я правильно поняла. На второй фотогрфии пыталась сфотографировать следы взрывчатки. Сейчас в этой пещере дискотеки устраивают! Акустика ааафигительная - на том конце города слышно!





Лестница наверх. Собственно, она практически вся в кадр вошла. Наш гид-водитель засомневался, что мы сможем влезть по ней. Хех! Я в своих розовых шлёпках ещё и не такое могу! Тут даже падать-то толком некуда. Единственное, с освещением тут совсем швах, налобных фонариков мы тоже почему-то не захватили, короче, подсвечивать могла лишь фонариком в сотовом. В общем лазание немного осложнялось тем, что одна рука держала "фонарик" и не могла использоваться при вскарабкивании. Но это мелочи, конечно, мы влезли!



А вот так выход верхний выглядит - это уже вид снаружи. А вот около него ямка - ловушка. Наверное, для непрошеных гостей.



Вид на волю.



Это вот отсюда мы только что вылезли



Около входа тоже ловушки



Недалеко от этой пещеры скалы, а в них доты!
Дорога "перегорожена", чтобы на машинах не въезжали, ибо дорога тут резко заканчивается. Дальше тропинка.





Вид на Онежскую губу



В этом месте реконструкции боёв постоянно проводятся.







Ещё один дот.







Вид открывается вот такой! И где-то отсюда наш провожатый ещё и поезд наш разглядел - стоит! Фух...



Идём обратно к машине.



В здешних местах снимался кусочек фильма "Охота на пирань", новые "А зори здесь тихие".
По пути он рассказал, что ещё и занимается поисками останков бойцов. Один же раз на рыбалке с отцом напоролись на танк Т34. Его, видимо, наши же и взорвали, заклёпки послетали, но в целом части-то целы были. Рассказал и про чёрных копателей, даже показал их дом - они как раз в рейс собирались - машину грузили. "То, что берут-то ладно, но ведь именно по этим вещам и можно личность установить, а так - кости как опознать? Хоть бы записку что-ли оставляли, что было при скелете" (с)
А ещё тут в огородах постоянно кости находят - ГУЛАГи ж.. Зато земля плодородная! "Но я бы такую картошку в рот не смог бы взять" (с)

Была ещё остановка. "Драконьи зубы" - вариации "противотанковых ежей". Говорят такие ряды аж до Мурманска шли... (Медвежьегорск чётко на юг от него)








На поезд мы успели!!!! И как же были благодарны таксисту за такую потрясающую экскурсию!

Однако есть ещё одно важное место в 12 км от Медвежьегорска.
Мемориальное кладбище «Сандармох» - место массовых расстрелов репрессированных в 1937-1940-х гг. граждан СССР.

Сандармо́х (реже Сандормох, кар. Sandarmoh) - лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12 км от Медвежьегорска по автодороге А119 «Вологда - Медвежьегорск», где на площади 10 гектаров, во время Большого террора 1937-1938 годов, расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей.
Это одно из самых больших на Северо-Западе России захоронений жертв сталинских репрессий. Преимущественно это были спецпоселенцы и заключённые с Беломорско-Балтийского канала (каналоармейцы) и Соловецких лагерей, а также жители окрестных сёл. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле 1997 года.

1 июля 1997 года экспедиция Петрозаводского и Санкт-Петербургского «Мемориала» под руководством историка Юрия Дмитриева обнаружила место трагедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%85

Юрий Дмитриев с 1997 года возглавляет Карельскую региональную общественную организацию «Академия социально-правовой защиты». Составитель и издатель Книг памяти жертв политических репрессий 1930-1940-х годов в Карелии, исследователь мест кладбищ заключенных ГУЛАГа на территории Карелии.
Сейчас Юрий Дмитриев в ожидании приговора суда. Обвинение - изготовление детской порнографии.
http://activatica.org/blogs/view/id/4743/title/delo-dmitrieva-blizitsya-k-zaversheniyu-proizneseno-poslednee-slovo

Фото памятника в Сандармохе
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%85




Вот так вот мы вышли ножки на станции размять в нашу поездку на поезде Мурманск-Москва.

История, Мурманск-2015, Я фотограф

Previous post Next post
Up