Бахчисарайские дети. Часть 5-я. Севастополь. 35-я батарея

Jan 31, 2017 11:34

Предыдущая часть:

Если накануне при походе на Тепе-Кермен погода была замечательная, то на следующий день погода испортилась абсолютно. Собственно, прогноз таков и был. Изначально по плану у нас была ещё одна прогулка в горы, но Настя переставила на этот день поездку в Севастополь, справедливо полагая, что в ливень лучше быть в городе, да гулять по музеям, чем в горах.
Сначала была экскурсия на 35-ю бронебашенную батарею.
Крымская "Брестская крепость".
Ещё до революции началось строительство батарей. Не успели закончить. В революционное время было не до строительства, а вот в 20-е году уже при Советском праивтельстве её зкончили. Две 305мм бронебашенные артеллирийские батареи. И это ещё ж не просто пушка в степи стоит, тут ещё куча коммуникаций, тут множество подземных помещений для долгого житья личного состава. Медпункт, комната отдыха..
Когда немцы захватывали Крым и сопротивление оставалось лишь в Севастополе, то именно сюда стекались отступавшие защитники Крыма. Батарей тут две - 35-я и 30-я (они довольно близко размещены друг от друга). В 35-й сделан музей. 30-я после войны была восстановлена. Но я буду рассказывать больше про 35-ю. Именно здесь рядом был и аэродром, опять же батарея располагалась на берегу и имела свои причалы. Мало того что это была крепость, так и отсюда были возможности эвакуации. Сюда и гражданское население шло.
И да - батареи держали оборону.
30 октября 1941 года передовые подразделения 11-й немецкой армии вышли в район Севастополя. Начались бои за Главную базу Черноморского флота. Планы противника овладеть Севастополем с ходу рухнули, и он вынужден был предпринять три наступления - ноябрьское и декабрьское в 1941 году, июньское - в 1942 году.
Гитлер планировал взять Крым, включая Севастополь, за несколько дней. В итоге Севастополь стоял, в том числе и благодаря этой батарее, с 30 октября 1941 по июль 1942. И стоял бы и дальше, если бы немцы, взяв полностью Крым, не стали абсолютными хозяевами на акватории и воздушном пространстве вокруг Севастополя. Батарея оказалась фактически в блокаде. Не поступали боеприпасы в том числе. И не было возможности эвакуировать защитников Севастополя, ибо корабли и самолёты не могли прорваться. Последними имевшимися снарядами была взорвана сама бронебойная башня. её не немцы, а сами наши, чтобы не досталась врагу. Опять же в Крыму всегда были напряги с пресной водой, в бетонной крепости в самый разгар лета (а в Крыму в июне-июле не так чтобы очень холодно)... К июню 1942 на территории батареи было около 70 тысяч человек.. Кто-то погиб в самой батарее, кого-то взяли в плено, но и там немцы с ними особенно не церемонились, кто-то по берегу моря пытался уйти к партизанам. пытались уйти сотни, дошли считанные единицы.
Но стойкость Севастополя всё равно работала на Победу. Ибо его взятие стоило немцам огромного количества ресурсов - и людских, и технических, и временных. Всё это было бы брошено на Сталинград. Многие не дошли.

Море! Вид из коридора, ведущего к морю. Сюда отступали наши в наджде уйти по берегу или таки увидеть наши корабли, пришедшие эвакуировать, но убитые или пленённые здесь. На этом же пятачке спустя пару лет также будут стоять немецкие солдаты. Точно также отступавшие в сюда с точно теми же надеждами.. Странно, но в эту поездку этот вид на море был первым, что мы увидели...

Ну, это я в начале рассказала, что запомнила, об этой батарее.
Теперь по порядку. Привезли нас к этому музею, а на улице ливень.. Ну, мы перебежками в лекционный зал. Нам сказали подождать до начала экскурсии. И тут объявляют, что экскурсаностов на 10 утра просьба пройти на экскурсию. Я было подорвалась, но меня осадили - мол, мы на 10:30.. Хм.. Значит, померещилось. И тут спустя минут 5 влетает женщина и объявляет "Бахчисарайские дети", сколько вас можно ждать - экскурсия уже началась. Так всё-таки на 10?!! Вот всё-таки нечего грешить на свою память, иногда она правильно помнит... Были и стыдно, и смешно одновременно. "Бахчисарайские дети" :-))). И кто тут за детей? :-)))))))))
Экскурсовод у нас была замечательная. Мало того что расказывала интереснейшие вещи, но и так проникновенно, с таким чувством! И об истории, и о людях, строивших, воевавших, защищавших.. К сожалению, не запомнила имя её...
Вход на территорию музейного комплекса

Вход на саму батарею

Внутри множество переходов, помещений. Эти фото я с инета взяла.
Медпункт. Даже плитка осталась.. А вот своды поддерживали ещё и металлические брусья (не помню, как они праивльно называются). Обстрелы немцев они тоже выдержали. Не выдержали они 90-е года прошлого века.. Когда всё тащили на металлолом.

Алексей Яковлевич Лещенко - командир батареи с ноября 1940 по июль 1942.. Рядом с орудием.

Орудие после взрыва.

Сейчас площадка для этого орудия выглядит так:
Кстати, несмотря на размеры орудие было довольно скорострельным. Полный залп мог осуществлятся несколько раз в минуту. По-моему четыре.. Мы тоже выходили на эту площадку

Далее нас повели в зал, где фильтровался воздух, поступавший в батарею извне. На случай отравления. Из очистительных систем тут сейчас лишь один фрагмент, да и то неродной - её подарила соседняя 30-я батарея. Такая система заполняла всю стену зала.
(это уже мои расплывчатые фотографии)

Сейчас на том месте стоят остовы коек.. А внизу вдоль стен идут трубы - это канализация.

Ещё фото из инета:
 Тут лучше видно, что слева на стене портрет бойца, а в витрине его личные вещи. При создании музея тут в этом коридоре были найден медальон и его вещи, по которым обрёл имя ещё один из множества пропавших без вести в ту войну.. И да койки - что они делали тут в промышленном отсеке? Наверняка при отступлении сюда сносили раненых...
А безымянных тут много, ещё больше - не оставивших ни намёка на своё существование. Сколько тут было трупов! Июльская крымская жара.. Немцы не пустили на самотёк распространение всяких инфекций и просто все могилы засыпали дизефицирующим составом. А то и хлоркой. Тот состав просто разъедал дочиста всю органику. Так что даже костей тут не найти... Но сколько же тут в земле людей...

А через этот зал мы проходим в потерну, которая и вывела нас в бухту.. Да-да, ту самую последнюю надежду.
Это фото из инета, ибо нас было много на этом клочке смотровой

Ну, и ещё моих фото.. во-первых, море, во-вторых, какая тут была история!

Возвращаемся всё той же потерной (на самом деле все фотографии, сделанные мной, сделаны на обратном пути, фактически на бегу)

А это остался "родной" учебный снаряд, "начинённый" песком.

Фото из инета, как заряжали снарядом пушку

На этом экскурсия в самой батарее завершена.
Но мы ещё идём в Пантеон памяти. На стенах по кругу тут написаны имена погибших тут... В кадре даже не четверть списка...

А потом мы зашли в круглый зал, где изначально было темно. Но потом над нами "зажглась"панорама крымской ночи. Со звёздами, с шумом морской волны, набегающей на берег. Курорт же! А люди в этой красоте сражались и погибали. И на звездном небе появляются фотографии защитников севастополя.. Очень сильное впечатление это производит..
Вечная память..

И конечно, я не могла не вспомнить, что накануне вылета в Симферополь я побывала в московском Планетарии. И также мотрела на звёздное небо... Оно одно, но сколько всего под ним происходит.

А уже на выходе из музейного клмплекса Оля разглядела памятную доску: Сахалин-Крым! Учитывая, что предыдущая наша большая поездка была именно на Сахалин (http://akostra.livejournal.com/tag/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD-2016), то этот памятник оказался ну очень в тему!!!

Мы! Участники марафона Сахалин-Крым! :-))))

Это вид на цитадель, где располагался "Пантеон памяти"

PS: А Настя сфотографировала вот такое стихотворение:

PS: А вот тут ещё один пост с впечателниями об этом музейном комплексе. И да - я не знала, что музей бесплатный. Мы под ливнем такими перебежками рысили - лишь следовали указаниям организаторов поездки. Знала бы - больше положила денюжек, где свечи можно было поставить в память.