12 (Dvenadcyat)
Режиссер - Никита Михалков
В ролях - Никита Михалков, Cергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Александр Адабашьян, Виктор Вержбицкий, Алексей Горбунов
Россия. 2007. 140 мин. Бюджет: $4 млн..
"Новогодний салат "Оливье": Каждая хозяйка, конечно, помнит, что в этот салат кладут картофель и яйца, отварное мясо, соленые или маринованные огурцы, зеленый горошек, яблоки и майонез. Чтобы придать "Оливье" новогоднюю тональность, надо выложить его на круглое блюдо, а вокруг - 12 кружочков вареного картофеля. Нарежем соломкой морковь и на каждом картофельном кружочке выложим римские цифры от 1 до XII. В середину поместим кружок из огурца или помидора, а из лука сделаем стрелки часов".*
Чтобы завершить описание сюжета фильма "12", добавим, что совсем еще зеленый огурчик в центре на первый взгляд похож на злую чеченскую редиску, а 12 вареных кружочков должны решить виновен он в этом или нет.
Интересные факты**:
- Другое название современного рецепта этого салата - «Зимний» (возникло из-за того, что его ингредиенты легко доступны в зимнее время, в отличие от «летних» салатов из свежих овощей).
- Картошку для оливье варят в мундире
- Если в салате отварная говядина - это оливье. Если отварная курица - "Столичный"
- Оливье-бюджет: майонез разбавляют водой от горошка - для экономии майонеза или для большей диетичности блюда
Приступая к дегустации, сразу отметим неадекватность упаковки. Я не про пластиковый судок, понятно, что продукт коммерческий, никто хрустального тазика и не ждал. Но скажите, товарищ дизайнер, какого лешего на первые пять минут упаковки лепить Ельцина с Горбачевым? К чему эти мальчики на лисапедах, лозунги "говори по-русски, мать моя"? Что за дикая смесь из Perestroyka с либеральной империей? Продукт позиционировался как исконно русский, ну так и не хрен делать вид, что он не в Мытищах сфабрикован, а прям таки La salade russe прямо из Парижу. Точнее, для Парижу.
Теперь о вкусе. Лично мне, пока я этот продукт кушал, нравилось. Да, возникали вопросы о, скажем, уместности Стоянова, который между Маковецким и Гармашом смотрелся как селедка в компоте со своим пригородными репризами. Ну не драматический он актер, какого, спрашивается, рожна? Похабные флэшбеки из Чечни, нудно рассказывающие как папа чеченской редиски умер. Его не федералы убили, что вы, что вы, как можно. Папа хороший был, пас корову, курил одну лишь травку и с капитаном русского спецназа дружил, и не думал не гадал он, никак не ожидал он, что на это могут косо посмотреть отдельные многочисленные разрозненные группы террористов. А убил папу злой полевой ваххабит именным ножом в спину. И нож в спине забыл, так и торчит, колышется. Надо было еще труп в сельской библиотеке оставить, но Михалков не решился, а зря. Изящная получилась бы отсылка к винегретам миссис Марпл. Детектив все-таки, чего стесняться?
Впрочем, все это мелочи. Актеры хороши, режиcер величественнен, оператор в теме. Сценарий, правда, мягко говоря, хреноват. Именно как детектив. Теория заговора, немные убийцы и все это ради выселения из дома под снос? А проще никак нельзя было? Газ, например, в квартире взорвать, накрыв одним махом всех трех фигурантов, включая старичка-скорохода, да заодно и на сносе съэкономив. А можно бы (вот неожиданное предложение) и по-хорошему - дать квартирку на выселках. Две однокомнатных квартиры в Химках - это не проще, чем банды наемных киллеров, адвокаты, разборки со спецслужбами и чеченскими кровниками? Нет? Опять же Маковецкий своим безразмерным портфельчиком быстро утомляет. То он из него нож вынет, то план квартиры, то набор порнооткрыток (а вот оригинал, а вот фотомонтаж... оригинал-то откуда?). Ну чисто тебе Пуаро.
И рендеренную птичку, и сталкеровские завихрения в углу шифоьера и жизненные истории из газеты "СПИД-инфо" с надрывом декламируемые актерами, все это можно пережевать. Но финал! Знаете, всякие пулусъедобные включения еще можно списать на стиль "фьюжн". Мало ли. Повар так видит. Но если на дне мы обнаруживаем собачью какашку, элегантно прикрытую листиком салата, то нас тошнит. Нас эдакое послевкусие нехорошее обуревает, как иногда бывает от мух с котлет.
Сразу после катарсиса Гармаша (который сам по себе кошмарно безвкусен) начинается какой-то бред в стиле "от нашего стола, вашему, мнгувжмй В.В. Путин". Председатель суда присяжных оказывается спецполковником в отставке. Весь фильм он сидел молча, изображая из себя постер фильма, наклеенный на славянский шкаф. Но видя, что сеанс идет к концу, а тост "хочу чтобы все" так и не произнесен, берет инициативу в свои холодные руки. Дернув лицевым нервом, он сообщает, что, оказывается, "Русский офицер бывшим не бывает". Аплодисменты. Далее он информирует присутствующих, что он с самого начала был уверен в невинности происходящего, и искренне рад, что наш дружный коллектив в составе: "российский грузин, российский еврей, российский хохол, российский строитель, российский таксист***" и даже, прости господи, российский демократ, пришел к тому же мнению. Все могут принять стойку "вольно", оправиться, но не расходится. Потому как он, Путин Михалков, считает, что оправданному и невиновному подростку лучше все-таки малехо в тюрьме посидеть. Там хорошо, говорит тов Путин Михалков, тепло, уютно, макароны по пятницам, и, главное, гораздо безопаснее чем на воле. Охреневшие от такой постановки вопроса, россияне робко ропщут. Ладно, соглашается Путин Михалков, черт с вами, пусть гуляет, но все вы, слышите, все, суки, бросите работу и семью и посвятите свою дальнейшую жизнь борьбе с коррупцией и беззаконием, жить будете в лесу, а патроны и бумагу для писем в инстанции я вам, так и быть, дам. Россияне, потупив взор, краснея и стесняясь, бормочут, что мол, может не ихнее это дело? Их задача, вроде бы как была определить "виновен-невиновен", а остальным как бы должны заниматься компетентные органы и прочие специалисты, разве нет?
Ну и пшли нах, брезгливо говорит Путин Михалков и удаляется весь в белом. После чего, оказывается у него жилплощадь лишняя для чечёнка имеется, и связи какие надо, и отряд коммандос на посылках. Какого ж ляда он на народ наезжал? А чтоб знали, суки, что виноваты. В чем неважно, но на душе пусть будет тяжело. А то, понимаешь, обрадовались - работу хорошо сделали, истину установили. Истина, она не в вине, а в чтоб место знали. Ну и бога помнили, - нам напоминает Маковецкий, забежавший опосля банкета забрать свою рублевую иконку-календарик (это она таинственно весь фильм мерцала). Да, а еще он с птичкой по душам поговорил (зря что ли рендерили?).
Птичка, как нам любезно сообщил интернет, символизирует Святой Дух. Так что имеет смысл фильм внимательно пересмотреть, чутко вслушиваясь, что она, точнее он, нам чирикает.
Ибо, братья славяне, сдается мне, это не фильм был, это, блядь, был МЕССИДЖ.
P.S. Кино-говно:
Драматургия «12» - высшее проявление искусства. Все уравновешено. Если персонажи-функции, то у каждого - индивидуальная история, добавляющая человечности. Сюжетная линия с легкостью уходит от главных персонажей, чтобы заглянуть в другие уголки сюжета. Накал страстей и не думает сбиваться - действие не то чтобы идет по нарастающей, но в нем присутствует огромное количество эмоциональных взрывов, связанных с каким-то персонажем или просто безукоризненно поставленной сценой.
* "
Вечерняя Москва", новогодний номер 1995 года
** журнал "Работница"
***
Владимир Гордеев: 12 негритят в спортзале президентаПочему присяжные сидят в спортзале? Ну, потому что это такая метафора, такой вот, в общем, гараж (вы ведь помните "Гараж" Эльдара Рязанова? Через частное - к общему. От гаража - до страны. Метафора, короче). Но я бы даже уточнил: президентский гараж.