Знакомлюсь с фильмами снятым в последние годы по вселенным Марвел и другим. То есть про супергероев. А супергероям надо бороться с суперзлодеями. И вот как раз с последними жуткие проблемы. Придумать супергероев легко, самых разных и разнообразных, придумать способности суперзлодеев тоже можно. Мотивация супергероев - помогать людям и нелюдям -
(
Read more... )
Что касается недоумения автора - некоторая непостижимость зла обуславливается жанром. Юного читателя приучают к мысли что разумный и адекватный человек выберет добро и гуманизм, а зло и месть - удел ущербных личностей. Причем не глупых (каждый второй злодей - доктор наук), а именно ущербных, социопатов.
Насчет The Boys я соглашусь, но это нетипичное произведение, по сути деконструкция дискурса. И как раз там мотивация "плохих" считывается легко - жажда денег, славы, шовинизм, мегаломания. Они злодеи, но не "суперзлодеи" - вполне себе бытовые уроды, просто со сверхспособностями, но не без положительных черт (Патриот искренне, пусть и эгоистично, любит сынишку - просто он в силу собственной истории не очень понимает как надо любить детей, хотя в состоянии все это изобразить в мельчайших деталях). И то, что эти "плохие" всю дорогу притворяются хорошими - это очень удачный ход. Как и отмороженные социопаты, что с ними борятся.
Классическая супергеройская фантастика для взрослых - это скорее как раз Бэтмен, как ни парадоксально. И в большей степени Хранители.
Reply
Очевидно, скандинавская мифология и скандинавский пантеон менее зрелые, менее культурные и более дикие. Тем не менее и там на передний план аыходит борььа с судбой, потому что других достойных противников у супергероя нет.
Reply
На самом деле, говоря про греческий (а тем более - римский) пантеон, вы говорите про уже выхолощенную, цивилизованную, патримональную версию, да к тому же пересказанную "рабиновичами" темных веков. Где все конфликты сглажены и утрированы до уровня "Зевс обрюхатил смертную, а Гера заревновала и испортила жизнь бастарду" и вообще "кто как кого родил". Да, в этом изложении врагов и правда нет, у Зевса нет антагониста, а терки между его потомками это просто свары. Но пантеон раннемикенской эпохи был более конфликтный, путанный и бессистемный. Множество богов, которые в дошедшей до нас традиции стали "детьми Зевса" были титанами и седьмой водой даже Кроносу - например та же Афина. Иерархия с богом-отцом была ответом на социальное требование единой страны и доминирующего бога. А там там тоже было муторно. У той же Афины есть полдюжины "родителей", по самой известной она "родилась из головы" (что кстати тоже не "зрело-культурно" - Зевс сожрал свою беременную жену Метиду, чтобы не допустить рождения сына), по некоторым она просто внебрачная дочь, а есть версии что ее отец чуть ли не смертный, или циклоп, а может гигант, а мать - океанида. В этом случае она Зевсу какая-нибудь четвероюродная сестра, а Кроносу - тетка. Геродот вообще считает ее дочерью Посейдона и какой-то озерной ведьмы.
И вот например Иллиада, хотя написана уже в эллинскую эпоху, но все же затрагивает "микенские" мифы - там Афина враждует с Апполоном. Враждует "до последнего троянца" и всерьез - до геноцида как раз. Версия Гомера подразумевает что Троя была уничтожена только лишь "злобою Паллады", которая буквально лезла в каждую щель, бесилась, науськивала всех подряд, имперсонифицировала гонцов с ложными приказами, отгоняла подозрительных троянцев от коня, и так далее. Даже лично победила Ареса, чтобы тот не не испортил план (что даже Зевс счел неспортивным поведением). То есть я бы не сказал что как противник Афина была милостивее или "супергероичнее" того же Таноса. В современной традиции Афина - спокойный и адекватный противовес брутальному и невоздержанному Аресу, богиня военной стратегии, защиты, мудрости и технологий. Но у Гомера, еще помнящего старые мифы, это злобная и кровожадная интриганка с семью пятницами на неделе. Да и вообще ранние мифы полны убийств, отравлений, мелкой мести.
При всем при этом, никто не может сказать что Афина враждовала с Апполоном - во многих мифах они заодно, даже помогает Гефесту строить храм Апполона в Дельфах. То есть нельзя сказать что уничтожение Трои - это какой-то импульсивный шаг от давней и нерассуждающей вражды. Трою стерли с лица Геи, похоже, просто из каприза.
Reply
Исходная точка мифа о супергерое - мечты мальчика о том, что был бы он самым сильным, да умел бы летатьб тогда бы всем показал. Антагонистами в исходной точке поэтому являются школьные хулиганы, уличная шпана, полиция и родители. Далее миф развивается в представлениях о мире подростка и молодого человека. Антагонистами становятся последовательно хозяин забегаловки, владелец корпорации, диктатор государства имеющего оружие, добивающее до участка мечтателя, наконец, к кризису среднего возраста - космические силы, желающие уничтожить все, Таносы и Танатосы. Далее врагами становятся врачи-живодеры, дети-пирокинетики и зловещие социальные службы в черных костюмах.
Однако, прожив несколько поколений миф перестает отражать мечты и фантазии различных этапов жизни индивидуального сознания, и претерпевает чистоикультурное развитие, где сложившиеся черты героев получают логическое завершение. Сюжет формируют уже не законы психики, а законы жанра, логика развития сюжета и повествования. В финале получаем сложную и глубокую литературную вселенную Античности.
Reply
Но Илиада - это не пальповые комиксы про сверхспособности. Это как раз и есть фокальная точка многовековой устной традиции мифа, пусть бы и переосмысленная автором.
Немаловажно, что мир в те времена был в некотором смысле больше - люди уплывали за горизонт, увозя свои версии мифа и столетиями развивая их в изоляции. А иногда прогибая в угоду политике. В Афинах миф о Афину и Апполона рассказывали не так, как в Трое, совсем не так. А потом обе версии порождали третью.
Например. Я вот сторонник версии о том, что Атлантида Платона - это Крит. Могучая островная цивилизация, подмявшая под себя всех, цивилизация злодеев и лжецов (ведь все критяне - лжецы, это едва ли не древшейшая дошедшая до нас оголтелая максималисткая фейк-пропаганда). Афиняне сражались с "атлантами" и почти победили их, а потом боги утопили что осталось от обеих армий. И во что превратился этот политический памфлет в наше время? В сказание о потерянном рае, о мире благородных учителей, павших жертвой собственной силы, прародине мудрости и познания.
Иллиада - это тоже переосмысленная, "третья версия" разных мифов. И в ней есть злодеи, геноцид и неадекватная злоба. Причем уровня, недостижимого для детских комиксов.
Возвращаясь к вопросу из поста - лишь тот, кто понял мотивацию Афины, решившей уничтожить всю цивилизацию, породившую "купленного судью с конкурса красоты" - может сказать что мотивация Таноса, мол, не проработана.
Reply
Leave a comment