Первый закон гуманизма

Jun 08, 2017 19:14

Как избавиться от неприятных мигрантов?
Как эффектно уделать мерзкого соседа?
Как превратиться из «совы» в «жаворонка»?
Будьте гуманистом и любой ваш каприз!

Затравочка. Сегодня в законодательных базах большинства стран написано, что все люди - равны, за это очень кроваво бился двадцатый век, и наша страна в частности, но долго ли, коротко ли… Постепенно определение равенства ужалось ровно до законодательной базы, а если быть точнее, вышло что-то вроде: «Равенство - это право предстать перед судом и получить за свое преступление столь же суровое наказание, которое должен был бы получить и я, если бы родился таким чудовищем.»

Хы-хы. Нет.


ТЕОРИЯ

Настоящее определение равенства выглядит так:

Все люди - равны, и каждый человек стремится к личному счастью, которое исключает несчастье другого.

Обычно эту мысль приписывают французским просветителям, на самом деле и после них человечеству пришлось проделать путь едва ли не больший, чем до, чтобы понять простое: это касается всех людей, вне зависимости от цвета кожи, пола, вероисповедания, уровня цивилизованности и социального статуса. Все взрослые, здоровые психически и могущие отвечать за свои поступки люди - равны. То есть, едины в своих базовых потребностях и праве на них. А все законы - это всего лишь следствия из базового определения. И к этой мысли мы до сих пор идем. Идем-идем.

Презумпция человечности

Способность осознавать и чувствовать «человечность» и идентичность себе называют эмпатией. Человек эмпатичный легко ставит себя на место соплеменника, и понимает, что тот, другой, тоже стремится к личному счастью, а потому, пусть даже где-то в глубине души (иногда очень глубоко, да), желает счастья и ему. А не мечтает порезать сухожилия в пыточной Хостела, предварительно крепко связав и хохотнув Волдемортом. Эмпатия у людей считается нормой, она защищает нас от видового самоуничтожения. Это не говорит о том, что мы должны любить всех и каждого. Это говорит о том, что нормально давать всем и каждому некую «презумпцию человечности», а не собирать доказательства принадлежности к одному виду для каждого отдельного случая.

Но если все так кучеряво, откуда весь этот ад, а главное - Израиль?

На противоположном от эмпатии конце шкалы находится расизм. Многим кажется, что расизм - это когда белые плохо обращаются с черными, а особо прогрессивные индивидуумы считают, что наоборот. На самом деле расизм - не в том, чтобы плохо к кому-то относиться. Расизм - это когда вы думаете, будто тот, другой, есть совершенно отличное от вас существо, с иными врожденными потребностями, возможностями и помыслами.  К примеру, будто он может, как Фродо Беггинс, идти босым по льду Мории, жить на полпайки в сутки в концлагере, да и удавить его, если что, не жалко или жестоко, а рационально и предусмотрительно - пока он не прикончил вас, как медведь-шатун. Будет ли счастлив расист, если удавит? Нет, он получит «- 100 к карме»: воспоминания повиснут тяжелой гирей на совести и подсознательно не отпустят даже после того, как он поставит все свечки в церкви, начнет исправно поститься и слушать радио Радонеж. И, кстати, вполне вероятно, что он пойдет давить вновь и вновь таких «Фродо», чтобы доказать себе и прочим, будто убить человека низшей расы - это как два пальца об асфальт и никаких угрызений. Возможно, он даже будет кичиться и гордиться этим, но счастливым этот расист не будет никогда.

О расизме и его всевозможных вариациях, мы еще поговорим, а пока - о счастье.

Формула счастья и чужая корова

Простую формулу счастья можно представить так:

Счастье - это удовлетворение базовых потребностей с учетом индивидуальных особенностей минус факторы несчастья.

Пойдем по порядку.

Базовые потребности. Это общевидовые потребности. То есть, у всех homo sapiens они едины, даже если разнятся способы реализации, а выраженность колеблется в зависимости от условий и индивидуальных настроек. Понимание общности видовых потребностей - это своего рода презумпция человечности, благодаря которой нам не нужно выяснять, замерзнет ли вон тот папуас, если его выкинуть нагим на мороз, и нужно ли ему быть свободным для счастья.

Надо заметить, что в виду суровых обстоятельств жизни, и, особенно, формирования личности в условиях депривации, может показаться, будто какой-то потребностей у человека нет. Например, будто ­восточным женщинам не нужно иметь свободы передвижения, а креаклам знать математику. Однако это не так, даже глубоко подавленная и не произносимая, потребность остается.

Индивидуальные особенности. Индивидуальные особенности могут проявляться как отдельные необязательные потребности или накладываться на базовые, влияя на способы их удовлетворения. Это то, что делает нас разными при общем равенстве. С одной стороны, индивидуальные особенности нас отдаляют друг от друга, с другой - они же нас и сближают.

Многие индивидуальные особенности позволяют нам лучше адаптироваться к среде или просто дают внутривидовое разнообразие - это тоже стратегия безопасности и благополучия на случай грядущих перемен. Мы все же не тля, которая тупо клонируется в промышленных масштабах, а поэтому люди, отличающиеся от нас самих, нам подсознательно нравятся как носители интересной и перспективной наследственности. Какие-то вещи мы стараемся закрепить в популяции в целом, например, способность пить молоко или понимать домашних животных. Какие-то просто остаются индивидуальной фишкой.

Выраженность индивидуальных пристрастий тоже бывает разной. Ну, вот, к примеру, есть люди, которым нужна лошадь. Далеко не всем нужна лошадь, а этим - нужна, и без лошади они совершенно несчастны. Но кто-то становится коннозаводчиком и таким образом реализуется профессионально. А кому-то хватает недельных занятий в манеже «для себя», тогда эта потребность остается «вишенкой на торте», не превращаясь в кислород и смысл жизни. Это примерно то, что мы отвечаем на вопрос «Что тебе нужно для полного счастья?»

Особое место в ряду индивидуальных нужд занимают те, что связаны с полом. Восходя к базовым по сути (родительский инстинкт, например), они могут заметно отличаться по форме реализации. Более того, половые особенности будут окрашивать способы реализации большинства базовых потребностей, а также их выраженность. Например, у женщины есть потребность кормить ребенка грудью, а у мужчины - мягко говоря, не очень, но родителями хотят быть оба. Подробней о том, что курица не птица женщина - тоже человек, будет подробней в следующей части.

Можно ли игнорировать индивидуальные особенности? Нет, поскольку они напрямую связаны с удовлетворением базовых потребностей, и дальше мы это увидим. Важно помнить, что расхождение в индивидуальных настройках никак не нарушает презумпцию человечности. От того, что вы не можете переваривать молоко, ваша потребность в животном белке никуда не исчезает.

Наконец, главное.

Факторы несчастья. Большинство факторов несчастья тупо мешают удовлетворению наших базовых потребностей. Типа: надо двигаться, а ножек нет. Или согреться бы, да крыша протекла. Но есть один особый негативный фактор, который кажется неочевидным: чужое несчастье. То есть несчастье любого человека вообще, не близких и родных, а всех людей на планете, кто попадает в поле зрения.

Главное, что тут надо понять, это наш эгоизм. Страдаем мы от чужих бед исключительно за себя любимого. Почему нам от этого плохо? Потому что мы все принадлежим одному виду, и угроза благополучию одного представителя потенциально равна угрозе всему виду, а этого мы хотим избежать, потому что угроза виду - это и угроза лично нам. И именно потому, пусть порой и только подсознательно, мы желаем всех благ ближнему. А не потому, что мы такие православные, кошерные или еще какие-нибудь особо элитные и прекраснодушные.

Богач кидает монету нищему, потому что хочет видеть радость на его лице, а не муку. Врач проводит пациенту болезненные процедуры, потому что чувствует удовлетворение, когда тот становится здоровей и счастливей. Иногда это желание счастья другому настолько скукоживается, что остается только в подсознании, но остается всегда. Одно из самых страшных и антигуманных изобретений человечества - газенваген - было создано, потому что один самых страшных нацистов, Генрих Гиммлер, не мог видеть, как умирают в расстрельных ямах ненавистные ему евреи. Никакие теории расового превосходства не помогли его подсознанию защититься от страшной для любого человека картины - гибели себе подобных, и он грохнулся в обморок при первой же экзекуции.

Возможно сейчас кто-то хмыкнет и таки произнесет: «хочу, чтобы твоя корова сдохла, и в том моя базовая потребность». Однако это лишь сублимация собственной неудовлетворенности, а никак не искреннее пожелание ада другому. Дайте этому человеку огромное стадо отборных коров, и он с чувством глубокого самоудовлетворения отведет его часть владельцу сдохшей. Если не отведет, дайте еще одно стадо, лучше и больше прежнего. А потом еще и еще. Рано или поздно, он это сделает.

Любая злая месть предполагает страдание того, кому мстят, но никогда не учитывает свои собственные. Тот, кто мстит, уже страдает и он банально не собирается избавляться от своего недуга, потому что если бы он все же продолжал курс к личному счастью, то мстил бы более изящно и позитивно, ибо давно известно, что нет ничего слаще, чем враг, обязанный тебе своим благополучием.

Рано или поздно, мы научимся так удовлетворять собственные потребности, чтобы ярко осознавать этот фактор несчастья, который портит нам малину. А пока смотри на каждое отдельное лузерство и страдай, человече. Что бы ты ни сделал, чего бы ни добился, как бы ни прятался от других за высоким забором, пока кто-то живет в коробке и ест доширак, тебе вместо пения ангелов будет стучать тот самый чеховский молоточек, и не благородным хрустальным минором, а больно по пальцам.  Конец лирического отступления.

ПРАКТИКА

А сейчас перейдем к практическим примерам, которые несомненно возрадуют всех противников толерантности и прочих добровольно-принудительных выносимостей невыносимого бытия.

Для начала несколько простых примеров.

Вариант 1. Всем людям свойственна потребность в животной пище. Но, представим, что у нас два не похожих друг на друга персонажа: один ест все, что шевелится, вплоть до тараканов, а второй - только рыбу. Потребность они удовлетворяют оба, если, конечно, потребляют достаточное количество. Рыба и насекомые - это всего лишь разные способы.

Вариант 2. Добавим уточнение к примеру: один живет в тропиках, а второй - в приполярье. Конечно, второму потребуется большее количество животной пищи, ведь у него выше расход калорий и на брюкве он протянет ноги. Однако это не значит, что северянину животная пища нужна, и южанин может перетоптаться без мяса вовсе. Тут речь о разных условиях существования.

Вариант 3. Сделаем еще один финт, поменяем северянина и тропикана местами. Окажется, что жителю юга нужно даже больше животной пищи, чем ел истинный норд, ведь его кожа темней и плохо справляется с накоплением витамина D, доступного нам благодаря солнечному свету и животным продуктам. И вот уже наш тропикан трескает рыбу как не в себя, чтобы компенсировать дефицит. Это индивидуальные особенности.

Таким образом, есть суть - базовая потребность человека в животной пище и содержащихся в ней веществах, от нее мы отталкиваемся. А на эту базу, как на фундамент, уже накладываются коррективы в зависимости от условий существования, индивидуальных особенностей организма (в том числе, этнических), личные вкусы и так далее.

Почему нельзя выделить темнокожих в отдельную ячейку и заявить, что у них другая базовая потребность? Потому что это неправда, животная пища нужна абсолютно всем людям, любых цветов кожи. Если мы упустим этот общечеловеческий базис и пойдем, скажем, от особенностей этнической группы, телега встанет впереди лошади и случится то, что уже случалось много раз. Когда одни вдруг решают, будто есть народы, способные выжить на листьях салата в средней полосе, а другие визжат, что добавки витаминов и особые рационы для темнокожих на севере - это расизм. Когда рушится сама презумпция человечности, и мы, вместо того, чтобы вносить индивидуальные поправки в общий шаблон, начинаем рисовать каждый раз все мерки заново для каждого индивида, постоянно сверяя - а руки-то у него есть? А ноги? А вдруг у него хвост, надо бы как-то деликатно спросить…

Правильный алгоритм заботы о другом человеке выглядит так:

а) оттолкнуться от того, что все люди имеют такую-то потребность. Сделать это просто, нужно просто предположить, что другой = я.
б) выявить, нет ли дефицита у конкретного человека и постараться устранить его (дефицит, не человека!), если есть.

Именно на втором этапе мы обращаем внимание на темный цвет кожи нашего южанина и подозреваем нехватку на том основании, что темная кожа плохо накапливает нужное организму вещество под скупым северным солнцем.

Гостеприимная дискриминация

А вот и обещанная нетолерантность. Если следовать вышеописанному алгоритму, мы придем к любопытному выводу. Что равенством и вообще братством будет добрый совет нашему смуглому гостю покинуть гостеприимную Норвегию и выбрать себе для проживания более южную страну, в которой солнце сделает свою работу как следует, и его организм получит все необходимое, не пытаясь чесать левое ухо правой ногой. И, напротив, делать вид, что наш смуглян - обычный норвег и никаких телодвижений по поводу его этничности предпринимать не стоит, будет расизмом.

Но реальность, конечно, затейливей.

Наш гость с юга, которому добрые самаритяне толерантно обещали гостеприимство, остается на севере и через какое-то время начинает страдать от дефицита. Экс-житель тропиков  не чувствует себя счастливыми, а местным самаритянам, еще недавно гостеприимно обещавшим, постепенно перестает нравиться их гость. Они себя, возможно, даже мысленно корят и настраивают на позитивный лад, стыдясь нехорошего чувства, но им все равно не нравится смотреть на это несчастье, ведь оно делает несчастными их самих. Поэтому они откровенно не радуются каждый раз, когда видят нашего страдальца, и чем дальше, тем больше... Вместо дружбы народов получаем неудовлетворенных, закипающих в своем неприятии людей, а это был только один аспект.

Почему так происходит? Даже не упоминая тех, кто на публику улыбается, а сам мысленно шипит «ты там у себя, поди, тараканов жрал, чего же у нас морду квасишь», причина именно в расизме основной массы населения. То есть люди считают, что наш герой - неведомая зверушка и настолько боятся в этом признаться, что шарахаются любых открытых намеков на индивидуальные отличия. Сам же расизм вызван невежеством и слабой коммуникацией, построенной на огромном количестве внутренних запретов. Не забывайте, что само понятие «толерантность» восходит к действию «терпеть», а терпеть - это, как ни крути, мириться с чем-то априори неприятным. Для проверки, попробуйте спросить у толерантных активистов, толерантны ли они, к примеру, к своим взрослым детям. Обычно такой вопрос ставит в тупик.

Так строится драма, которой можно было бы избежать даже без спецзнаний о витаминах, а просто глянув на нашего героя и сказав ему человеческое: «Тебе поди солнышка не хватает, да?» И отправив его к врачу, который бы скупо посоветовал принимать добавки, а потом, не расшаркиваясь, вынес: «но вообще, вам бы на юга, наш климат вам не подходит». Или, помните, как герой «Джентльменов удачи», вместо города на А сказал «Джамбул», потому что «там тепло»? И никто не считал тогда, что автор фильма выставил нацменьшинство глупым и неполноценным, потому как всем было понятно, о чем речь.

Адаптируемость

Безнадежен ли наш герой?

Нет, не безнадежен. В некоторых случаях сублимация тоже может быть удовлетворением потребности. К примеру, для всех характерен родительский инстинкт, но не все заводят детей. Это нормально и предусмотрено природой как составляющая естественного отбора. Кто-то отрывается на чужой поросли, а кто-то - на кошках. Некоторые тем и счастливы, потребность они удовлетворяют. К тому же не существует абсолютно счастливых людей, огромное количество несчастных доказывают этот факт.

Наш герой выучил язык, реализовался как профессионал, обжился и интегрировался, женился на местной, его дети уже не такие темные, а жизнь вполне счастливая по среднечеловеческим меркам. Солнца ему маловато, он принимает витамины и старается регулярно вывозить семью на южный отдых. Местные его принимают хорошо, даже те, кто в целом против мигрантов. Он не такой, он интегрированный и уже свой, к тому же свежие гены для довольно замкнутой популяции совсем не лишние.

Можно ли сказать, что неинтегрированным и страдающим он был плохим человеком? Нет, настройки и запасы прочности всегда индивидуальны. У кого-то получается приспособиться, у кого-то нет. К тому же есть много дополнительных факторов, типа уровня образования, знания языка, общего количества таких же мигрантов (чем больше, тем хуже), условий жизни.

Забегая вперед, можно сказать, что абсолютное счастье вообще невозможно, поскольку некоторые базовые потребности друг другу противоречат. Так потребность в защищенности противоречит потребности самореализации, которая всегда связана с выходом за пределы зоны комфорта. Кроме того, ввиду многообразия условий на нашей планете, мы вымрем от инбредной депрессии, если будем делиться на столь мелкие социумы, в которых каждый приспособлен к среде идеально. К тому же, среда изменчива. В общем, счастье - это как бесконечность, стремиться к ней бесполезно, а не стремиться - глупо, потому что на противоположном конце шкалы - ноль.

ВЫВОДЫ

Что нам это все дает?

Во-первых, презумпция человечности дает моральную свободу. Нет никакой необходимости заранее тушеваться в своих антипатиях к тем или иным людям по тем или иным признакам, если вы не сомневаетесь в их принадлежности к тому же виду, что и вы. Не нравится гетто с неграми в соседнем районе? Так правильно не нравится. И не должно нравиться, надо искать решение проблемы, а не терпеть и улыбаться.

Во-вторых, это дает инструмент для достижения личных целей. Когда вы видите, как кто-то великолепно делает что-то, что хотелось бы и вам, да упс - надо не свешивать лапки, а пытаться понять механизм действия. Ведь отсутствие низших рас говорит о том, что и высших нет. Например, «жаворонки» - это совсем не высшая раса в сравнении с «совами», а всего лишь люди, которые удачно научились планировать сон, идеально укладываясь в фазы, и приучили организм к такому удобному расписанию. Если присмотреться, то окажется, что «жаворонки» и «совы» отличаются не столько часами подъема, сколько тем, что первые всегда встают примерно в одно время, а вторые - каждый раз в разное. Таким образом, можно перекроить в себе даже то, что казалось безнадежно врожденным.

В-третьих, самореализация. Если вы остро чувствуете потребность в какой-то деятельности, но уверены, что «не дано», это обманчивое ощущение. Потому что потребности без возможностей бывают только у больных людей, про них мы поговорим в четвертой части. Это как хотеть есть, но не иметь желудка. Так что, если вам страстно хочется музицировать, а сосед считает, что вам бог не дал, то это неверный вывод. Ваше желание само по себе проистекает из чувствительности к музыке. Нет, ну есть какие-то экзотические таланты, как правило рудиментарные, типа шевеления ушами, но представить себе человека, который, не обладая этой способностью, страстно бы ее желал, сложно. Бывает так, что желания нам навязывают извне, но тут уж надо прислушаться к себе, чтобы отделить зерна от плевел.

P.S. А кто все эти люди?

Такой вопрос, конечно, возникает.

Ну тут надо понять следующее. Любые преступления и даже сугубо теоретические помыслы против человечности увеличивают груз личного несчастья. Никогда они не совершаются хотя бы относительно счастливыми людьми, что в корне отличает, к примеру, убийство человека от убийства животного, которое вполне себе укладывается в парадигму счастья, когда речь идет о нормальной охоте или рыбалке.

Даже распоследний нацист со стажем в SS в одиночестве подойдет к зеркалу, и он там герой, он на светлой стороне. Там, в зеркале, он не убивает детей и стариков, не издевается над пленными, не потворствует преступникам, а только освобождает, помогает, выносит из огня, кует победу во благо всего человечества. И даже не важно, что это за война и чья сторона, каждый видит себя именно так, это нормально для человека.

Но есть ошибки, условия существования, среда, обстоятельства. А главное, есть вот это уникальное для человека сознательное самоубеждение, будто кто-то из людей может не быть таким же человеком, как он сам, равным ему по всем параметрам. Об этом будем много говорить.

Кроме того, в следующих четырех законах разберемся с нюансами. Женщины, дети, инвалиды. И про животных отдельной главой.

Кто виноват и что делать: все ответы на все вопросы! Следим, участвуем!
Previous post Next post
Up