ФБ напомнил сегодня о дне рождения Ильи, и я решил сделать то, что собираюсь сделать уже много лет - рассказать немного об истории нашего сотрудничества, которое, как меня кажется, переросло в некоторый вариант дружбы.
(Странно, но в моем большом фотоархиве я нашел только одну фотографию с Ильей.)
Так получилось, что после 20 лет работы в качестве "инженера-системотехника" (как было записано у меня в дипломе МИФИ, а по сути - преимущественно разработчика ПО), в 1995-м я стал профессиональным ИТ-журналистом. Как совершился этот непростой переход - отдельная история, в реализации такой моей трансформации участвовало в той или иной мере много людей, но я бы сейчас выделил троих: главреда журнала "Монитор" Диму Бройтмана, начальника маркетинга российского отделения Microsoft Илью Биллига и пресс-секретаря российского отделения Intel Александра Палладина (Сан Саныча).
В 1989 году наш ПНИИИС приобрел (за сумасшедшие деньги, по 100 тыс. руб. каждая) две IBM PC AT. Мы начали программировать на них и так получилось, что основным инструментом разработки для нас
стал MS QuickBASIC (который притащил к нам из МГУ Серега Поздняков). Создавая некоторой прикладное ПО для гидрогеологических исследований, у меня стал параллельно нарабатываться технологический инструментарий, получивший потом название QB Tools. Причем этот пакет стал при этом и самостоятельным коммерческим продуктом.
В 1991-м году я написал свою первую статью про программированию, опубликованную в "КомпьютерПресс" (
Мы пишем программы на языке QuickBASIC. И Вам советуем). Статья вызвана некоторый интерес читателей, и я продолжил публикации по этой тематике, сначала там же, а потом в журнале "Монитор" и в некоторых других изданиях. Мои мотивы были такие: сначала - хотелось просто поделиться своими позитивными впечатлениями от QB, потом к этому прибавились коммерческие интересы: продвижение своих разработок (и самого себя) и получение гонораров, которые уже были совсем не символическими по сравнению с оплатой научных статей в советское время.
Я получал отклики читателей (по обычной почте, по телефону), пользователей QB, получил некоторую известность в этих не очень широких кругах, а также в ИТ-СМИ. Короче, где-то в ноябре 1992 года я неожиданной получил приглашение встретить с Робертом Клафом, который был назначен начальником московского офиса Microsoft, официальное открытие которого намечалось только еще через месяц. Я сейчас не помню точно, но, кажется, мне позвонил тогда сам Роберт, я, помнится, спросил "откуда вы вообще меня знаете?" и услышал - "Ну, вы же известный Basic- программист и журналист ".
(Тут я должен сказать, что Билл Гейтс в те годы и чуть ли не конца своей ИТ-карьеры, очень часто, перечисление своих титулов - президент, председатель… - заканчивал указанием - "Basic-программист").
Пришел я на встречу в здание на Старой Басманной (они там сидели недолго), там было тогда всего три сотрудника: секретарша, Роберт и его зам - Николай Любовный.
Мы говорили вдвоем с Клафом, он рассказал о своей идее создания и поддержки программистских сообществ, выделив при этом три направления - FoxPro, Basic и, кажется, C. И предложил мне каким-то образом заняться "общественным Basic-движением". Сразу скажу, что никаких коммерческих предложений и даже намеков на них не было. Было только сказано, что Microsoft будет со своей стороны продвигать эти направления.
В общем-то, идеи как-то организационно оформить сообщество Basic-программистов у меня были и раньше (у меня было несколько десятков контактов, и это во времена, когда никакого Интернета не было и в помине), но они тут же отвергались, как только задавался вопрос "зачем это тебе?". Но беседа с Клафом спровоцировала меня на реализацию этой довольно безумной идеи, и я в кругу своих Basic-контрагентов объявил о создании
"Ассоциации пользователей MS Basic". И в 1993-м году уже как руководитель (самопровозглашенный!, но я этот момент не афишировал, хотя все об этом знали) этой ассоциации и продолжил общение с уже начавшим официально работу московским офисом Microsoft, контактируя при этом с появившемся там новым сотрудником - Ильей Биллигом.
К сожалению, история отечественной ИТ-отрасли не написана. Но нужно сказать, что именно 1992-94 гг. - это ключевой переломный момент в этой истории, поскольку именно в этот момент происходило формирование современной российской ИТ-отрасли на качественно новых принципах (становление рыночных отношений и интеграция в мировое пространство). Хотел бы это подчеркнуть: это была даже не столько трансформация старой советской компьютерной отрасли, сколько именно создание новой.
А кроме характерных для России экономических аспектов, одновременно проходил общемировой технологических перелом, в том числе, в виде перехода от DOS к Windows. И для огромного сообщества программистов (99% которых еще работали в DOC) вопросы "что делать дальше?" и "чего ждать дальше от Microsoft?" были вопросами почти "жизни и смерти".
Мало того, что в тот момент была полная неопределенность с вопросом будет ли Microsoft осуществлять развитие и поддержку систем DOS-Basic в Windows (с VB такой совместимости не было, а в отношении QB и PDS корпорация молчала, а только у меня на QB было уже написано несколько тысяч строк кода), так еще и оказалось, что не только конечные пользователи теперь должны платить деньги за прикладные программы, но самим программистам нужно покупать средства разработки у той же MS!
Короче говоря, мне, как представителю (самопровозглашенному!) местных Basic-программистов, и как конкретному Basic-программисту, было о чем поговорить c Microsoft в лице Ильи Биллига.
Я немного помню наши те встречи: я обычно говорил довольно эмоционально, он - спокойно. Не хочу сейчас детально анализировать те разговоры, но уже довольно скоро я оценил их важность для себя: я стал лучше понимать устройство современной ИТ-отрасли, именно тогда во мне внутри тоже происходил переход от "советско-социалистического программиста" к "рыночному разработчику". Некоторые моменты тех наших разговоров я запомнил навсегда.
При этом разговоры наши проходили порой в любопытном режиме, когда Илье иногда нужно было "посоветоваться". Вот, например, я задавал вопрос: "Так будет Microsoft развивать направление PDS 7.1 или нет?". В ответ Илья говорил: "Минутку, мне нужно посоветоваться", выходил из кабинета и возвращался через несколько минут в ответом типа: "В настоящее время позиция корпорации еще окончательно не определена". Я тут хотел бы подчеркнуть, что это был совсем не бюрократический "уход от ответа", а на самом деле именно оперативный реальный ответ (посоветовавшись с коллегами) "как оно есть сегодня".
В общем, так или иначе, но деловые отношения местных Basic-программистов (в моем лице) с местным офисом Microsoft проходили активно и очень непросто, а местами и конфликтно. В какой-то момент возникала проблема с получением уже оплаченных коробок VB-DOS (да-да, была и такая версия), мои устные разговоры с MS не помогали, и чтобы как-то сдвинуть дело с мертвой точки, я решил прибегнуть к "силе печатного слова".
Написал статью с красочным описанием ситуации, записал ее на дискету, пришел в сентябре на выставку Софтул, нашел там стенд ведущей тогда ИТ-газеты ComputerWeek-Moscow, и попросил сидящую там девушку передать дискету кому-то из редакции. Отдал без особых надежд, но думал, что кто-то из редакции хотя бы позвонит. Но из редакции не позволили, через неделю позвонил кто-то из друзей - "Слушай, тут в ComputerWeek-Moscow опубликована твоя огромная статья!". После этого, я уже сам позвонил в редакцию, мне сказал: "Приезжайте за гонораром и с вам хочет поговорить наш главред Громов". Так у меня появилась первая статья по ИТ-бизнес-тематике (
Как купить продукты Microsoft) которая в результате привела меня через два года в профессиональную ИТ-журналистику.
Не знаю в какой мере статья помогла, но вскоре проблема с поставкой VB-DOS была решена. А где-то в октябре случилась еще одна история, которую меня еще тогда красочно рассказала Ира Попова.
Дело в том, что моя жена Ира имела ту же специальность, что и я (мы учились вместе в МИФИ на "Кибернетике", она работала программистом, причем начинала в ИТМиВТ, в лаборатории Бабаяна - ПО "Эльбрус"). Но фамилия у нее осталась девичья - Попова. В 1992-м году она занималась разработкой систем управления знаниями (обработка полнотекстовых баз данных) в известном тогда агентстве новостей "Постфакту". И изредка посещала какие-то ИТ-тусовки, кося при этом под "человека из СМИ", к тому же ничего не понимающего в ИТ. В общем визитка у нее была - "СМИ Постфактум". Кстати, в какой-то мере, идея со статьей была нашей совместной, я в очередной раз поругал дома MS - "не знаю уже как с ними быть! Может, злобную статью написать?" - "Давай, Лысый (студенческая кликуха), пиши! Может, прокатит!"
И вот на одной из таких ИТ-тусовок она была вместе с Ильей Биллигом. Ну, и подкатила к нему в кулуарах с вопросом "Как дела у Microsoft в России". Илья, приняв ее за журналистку из "политических СМИ" (что тогда было редкостью, "политики" тогда ИТ-делами не интересовались), начала обстоятельно рассказывать ей "всё хорошо, Прекрасная маркиза, и хороши у нас дела". И тут Киса (Ира Попова) достает из сумочки газету с моей статьей и говорит: "А вот тут пишут, что дела не так уж хороши".
"Ой! Это ж статья Андрея Колесова! Вы знаете, с ним так сложно иметь дела…" - сказал Илья.
"Да, я вас отлично понимаю", - очень искренне ответила Ира, не уточнив, что уже двадцать лет знает об этих сложностях.
(тут я привет фото 1999 года из PC Week, где есть Ира, но уже в роли серьезного заказчика из НТВ. Может, Илья узнает :-) ),
(В визитнице Иры я нашел такую визитку. Возможно, она получила ее от Ильи именно при этом разговоре, обратите внимание на индексы телефонов)
На этом я закончу этот свой рассказ. Поначалу рассказать "всё", но получится перебор на этот раз, потому что наши общение с Ильей на той истории только еще началось. Продолжение будет на следующий день рождения.
Илья, поздравляю!