12.10.2013. Полет на ЯК-52 с элементами высшего пилотажа

Oct 15, 2023 20:27




Это произошло ровно 10 лет назад, точнее - 12.10.2013.
А началась она месяца за три до того. Звонит мне Киса и говорит: "Лысый, у тебя же скоро юбилей. На полтинник ты ходил на Эльбрус, на 60 тебе нужно полетать.. Что ты хочешь в подарок: прыгнуть с парашютом или поделать фигуры высшего пилотажа на самолете?"
Я ей ответил, что не хочу ничего, а с парашютом - даже под угрозой расстрела не буду. "Ок, тогда на самолете". Я, как мог, отнекивался, но уговорила (наверное, имела какие-то надежды на эту операцию…). Называется это - "Небо в подарок",


Она прислала ссылки, я тоже поизучал. Не знаю как сейчас, но тогда было два основных варианта: полетать на каком-то чешском самолете в режиме обычного полета (в том чисе посмотреть окрестности) или на спортивном Як-52 с элементами высшего пилотажа. Разумеется, пассажиром, но в случае ЯК-52 обещали, что и сам немного порулю.

Выбрал ЯК-52. Дальше вопрос - сколько времени на полет. Там было несколько опций, типа 30, 45 и 60 мин. Я говорю - 30, а Киса - "чего там мелочиться, 60". Ок. Помнился это стоило что-то около 15 т.р.

Далее схема была такая. Покупаешь некие "сертификат". Его можно "отоварить" в нескольких подмосковных аэроклубах, все они находилилсь примерно в радиусе 100 км от Москвы. А далее нужно созваниваться с ними и договариваться о дате, разумеется, с учетом погоды.

А в тот год сентябрь-октябрь выдался дождливой, каждые выходные - дождь. И вот на 12.10 (уже больше месяца сертификат на руках) обещают какой-то просвет в погоде.

Рано утром, 12.01.2013, суббота, выезжаем - в Москве льет дождь, никаких просветов. К группе поддержки подключился еще мой старший брат Юра. Где-то за Подольском дождь прекратился, но все равно - все кругом серо. Переезжаем Оку - тоже все безрадостно, но чуть получше. Аэродром - по Семфиропольскому шоссе, после Серпухова, за Окой еще километром 10 и налево.




Приезжаем туда: аэроклуб, насколько "контор", находим нужную нам.



Это брат Юра на фоне ЯК-52, на котором мне лететь.





Облачно. Время - 11:00, за полчаса до оговоренного времени. "Нет, ждем еще час - полтора, обещают солнце, с севера идет хорошая погода". Сидим в кафе на краю поля,.



Смотрим, как тут уже приземляются парашютисты (куда меня Кисик хотела записать), у них погода уже позволяла.






Рядом стоят ветераны - АН-2. Я на таком с мамой летал в детстве, в середине 1960-х, от Гагино до Горького (ездили навещать деда, маминого отца в деревню). До сих пор знаю, что такое воздушные ямы, и почему лучше на таком не летать.




А можно было полетать на таком. Но - без высшего пилотажа




Погода расходится. Где-то около 13-ти говорят - "поехали".
Мне, признаться, еще дома не очень хотелось, но глядя на все это вблизи расхотелось совсем. Но что делать - "уплочено!". Мне - сюда





Знакомлюсь с водилой, он объясняет примерный план: сначала просто полетаем над окрестностями, потом - фигуры, а затем, если "Бог дасть", позволит мне немного порулить.



Садимся, я - второй номер. Пристегивают, показывают, как говорить по связи, где лежать пакетики на случай "тошниловки". И говорят: "Видишь эту ручку? За нее не дергай ни к коем случае". Мне это про ручку сразу не понравилось - а вдруг у меня крыша поедет, и я буду хвататься, за что попало.

В рекламном описании полета говорилось о том, что будет вестись видеосъемка. Но оказалось, что снимать будут меня, что мне сразу показалось несколько неуместным. Хотя, с другой стороны, тоже интересно, на заднем фоне хорошо видны наши маневры.
Включаем камеру. Видео получилось в двух частях (ограничение по размеру файла у GoPro).

В общем, пристегнули, закрыли кабину. Поехали:



Далее даны ссылки на полный вариант видео, а по ходу рассказа еще отдельные фрагменты полета.

Видео. Часть 1. (тайминг по видео, общее время - 43:15)

Тут полная запись - 43:15.

image Click to view



А вот - отдельные эпизоды (каждый - меньше минуты).

Расселись, пристегнулись, завелись.
03:40 - поехали на взлет (на видео тут какой-то сбой, пропали и видео и звук), а потом - полетели. Надо сказать, тут мне это тоже не очень понравилось. Во-первых, как-то очень шумно, и даже не столько шумно, сколько как мотор как-то с надрывом работает "тыр-тыр-тыр…" Во-вторых, воняет бензином. Сразу вспомнилось далекое советское детство, но тут воняло сильнее, чем в тогдашних авто. А мне и тогда этот запах не нравился.

03:40 -11:05 - сбои на видео, время идет, а картинки и звука нет. Потом нормальное видео до конца.
В общем, взлетели. Летим, пилот рассказывает о высоте (600 м), и что под нами. Сначала пролетели над Окой, потом вниз по реке в сторону Каширы, там развернулись, до Серпухова, там опять разворот.

13:30 - двигатель загудел сильнее, набираем высоту. Кажется, до 2000 м.
22:40 - начались наши более активные маневры, в том числе разного рода виражи с набором высоты.

24:45 - Началось! Боевой разворот (разворот с набором высоты) и Мертвая петля.



Будет вот так:

26:15 - Тут какой-то модифицированный вариант Петли

27:20 - Два Иммельмана подряд (две полупетли наверх с переворотом вокруг оси в верхней точке)

37:15 - еще одна Сложная петля

41:50 - бочка

До этого я держался. Но вот эта бочка меня доконала… И запах бензина.... Хочу на твердую землю. Немедленно!

43:15 - конец первой серии

Часть 2.

Тут - полностью, общее время - 09:36.

image Click to view



После этой бочки мне что-то сильно захотелось на землю. Что-то внутри меня запросилось наружу, причем через голову. Пришлось взять в руки пакетик, но до практического его применения дело все же не дошло - то, что было внутри решило пока там и остаться.

Петля Нестерова - это, оказывается, вполне переносимо, но вот бочки во время горизонтального полета - это сложнее. И потом - это запах бензина!
Ну, и разумеется, общая слабость здоровье.

Тут, пилот спрашивает:
- Ты как? Можем, попробовать, чтобы ты немного порулил.
- Не, что-то мне уже расхотелось летать, давай, домой, на землю.
- Ок.

Приземлились, приехали на стоянку.
Мой состояние - не огурцом, но не квашенной капустой. Пакетики остались неиспользованными, вылез из кабины сам, дошел до встречающих лиц самостоятельно. Из 60 оплаченных минут использовал 50. Как сказал пилот - "очень неплохо".






Даже помощь группы поддержки не понадобилась. Сам дошел до машины.

Некоторые выводы

1. После полета я немного поговорил с пилотом. Он сказал, что для первого полет, 60 минут - это многовато, нужно было начинать с 30-ти. С каждым полетом вестибулярный аппарат постепенно адаптируется. "На следующем полете будете чувствовать себя лучше". "Спасибо, я подумаю, но что-то сомневаюсь…"

2. Организация всего этого дела мне не очень понравилась.
- "эту ручку не трогай" - это вообще как-то странноговато
- запах бензина - это не только неприятно, от него и на земле тошнить начинает.

3. Совсем никак  с медициной. Там у них в конторе не было даже какой-то медсестры. Наверное, нужно было перед полетом, как минимум, измерить давление, и вообще, хотя бы посмотреть на пассажира - в каком он виде. И, возможно, потребовалась бы помощь после полета. Опять же - померить давление, дать, в случае необходимости, какие-то лекарства. В общем, странновато.

И поехали обратно. По дороге заехали в рыбное хозяйство. Я там смог даже поесть что-то .




1_АвтоМоскваПодмосковье, 1_Мемуары

Previous post Next post
Up