По ходу па
рного (со старинным студенческим другом Сашей М.) велозаезда Красногорск-Звенигород в минувшую субботу (16.09.2023) из информации на Картах мы узнали о наличии в Звенигороде дома Чехова. Оказывается Антон Павлович тут тоже жил и трудился, причем - именно врачом, без писательства.
Вроде бы простая история, но, начав разбираться в ней, яобнаружил некоторые любопытные моменты.
А поводом для "разбирательства" стали две мемориальные доски на доме, ныне по адресу Звенигород, ул. Лермонтова, 10, где в конце XIX века размещалась местная земская больница, которые отличались только словами "работал врачом" и "жил". Это несколько удивило: зачем делать две доски, если можно сделать одну "жил и работал врачом"?
Конечно, можно выдвинуть версию, что сначала (в 1950-е) сделали доску "работал", а потом оказалось, что он тут еще и жил, сделали вторую. Но она видится не очень достоверной, поскольку доски явно делались одновременно (одинаковый стиль, материал). И даже, если вторая появилась позднее, то было бы логично было сделать новую "жил и работал" и заменить на стене ею старую доску.
Так началось изучение вопроса, в результате которой я пришел к выводу, что в этом доме Чехов не жил вовсе. А если и жил - то не в 1884-м, но работал - именно в 1984-м.
Вот как выглядел этом дом лет 70 назад
Вот так - относительно недавно
Вот так - во время нашего веловизите 16.09.2023 (появилась мансарда и еще что-то). Это с конца XIX века - частный жилой дом, там нет музея (хотя многие визитеры ожижают, что он есть).
А вот вид от дома по дороге вниз, в реке Москве. Тут улица Лермонтора заканчивается и начинается улица Красной горы. налево - пешеходная дорога через Малиновый овран к городскому парку и к центру города, направо - дорога (можно проехать на любом авто) к Звенигородскому городку (территория Звенигородского кремля, от которого остались только крепостные валы и знаменитая
Успенская церковь, самая старое каменное здание Москвы и Московской области!).
Моя версия табличек такова. В 1954 году было решено увековечить память Чехова в Звенигороде. По этому поводу были сделаны две однотипные доски, которые было повешены соответственно на знании бывшей больнице и на доме, где жил будущий великий писатель в 1884-м году. Но потом жилой дом куда-то делся (или не делся, но настолько обветшал, что держать там памятную доску стало неудобно), и доску оттуда перевесили (нужно же ее было куда-то девать) к первой.
Тем более, что весьма вероятно, что Чехов все же жил в этом доме, только не в 1884-м, а позднее, скажем, в 1986-м.
Конечно, можно было бы сделать новую доску с надписью: "Здесь в 1884-м работал и в 1985-м жил великий…" Но зачем?
Надо сказать, что история "Чехов в Звенигороде", да и история "Чехов как профессиональный доктор", выглядят несколько запутанно. Наверняка, есть доскональные исследования этого вопроса, но в найденных мной разного рода популярных публикациях об этом рассказывается не очень согласованно по фактам и временам, в Вики же говорится довольно общими описаниями.
Для начала отметим, что был профессиональным врачом Чехов недолго. В 1879-84 гг. он учился на медфаке МГУ и уже во время учебы подрабатывал в уездной Чикинской больнице Воскресенска (ныне г. Истра, место больше известно по монастырю Новый Иерусалим) Звенигородского уезда. Так получилось, потому что именно в Воскресенске с 1979-го жил и работал учителем Иван Чехов (старший брат), в большую квартиру которого на все лето приезжала вся семья Чеховых, и таким образом Антон познакомился с доктором А. П. Архангельским, заведующим больницей.
В Вики говорится: "в 1884 году Чехов окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Чикинской больнице… От предложения занять постоянное место в Звенигородской больнице Чехов отказался, замещая в то же время заведующего земской больницей на время его отпуска, производя всю рутинную работу уездного врача". То есть в Звенигороде он временно работал только эпизодические, обычно летом (ко время отпуска своего приятиеля-заведующего), от нескольких дней до пары недель в 1884 - 1886 гг.
Долго ли Чехов работал в Чикинской больнице - я найти такую информацию не смог. Но, судя по всему, недолго, кажется, уже в 1885 году он перешел на частную практику. Так или иначе, но известно, что в 1884 году, после получения диплома врача он повесил на дверях своей квартиры (только я не смог понять - где была эта квартира) табличку "Доктор А.П.Чехов", а уже в 1887-м снял ее, сделав окончательный жизненный путь в пользу литературы. Известно, после этого Чехов оказывал медицинские услуги, имея на это законное право, но делал это уже в режиме "хобби", насколько известно - исключительно бесплатно.
Правда, в 1891-92 гг, во время эпидемии холеры, Чехов отказался от литературной деятельности и вернулся к работе земским врачом, но служил бесплатно "дабы сохранить себе хотя [бы] маленькую свободу действий, и потому пребываю без гроша".
В общем, "профессиональный врачебный" период в жизни Антона Павловича был недолгим (и пришелся во многом именно на Звенигородский уезд), но нашел яркое отражение в его писательской деятельности, что видно по обилию произведений на медицинские и уездные темы.
Что же касается, именно "Чехов в Звенигороде", то вырисовывается такая картина.
1. Точно известно, что Чехов побывал в Звенигороде летом 1883 года (правда, по другим данным - 29 июля 1881). Возможно, бывал и раньше, но именно 1883 год зафиксирован в официальных документах - в полицейском протоколе.
Он тогда в компании друзей совершил пеший 25-километровый поход из Воскресенска (ныне Истра) в Звенигород, где молодые ребята (в 1883-м Чехову - 23 года, он студент 3-го курса медфака МГУ) зашли в гости к своему знакомому, местному земскому врачу Персидскому, и по результатам этой встречи на них был составлен полицейский протокол, а Персидский лишился работы в местной больнице (он был единственным там врачом, то есть начальником).
По воспоминаниям Михаила Чехова (на 5 лет моложе Антона) ребята просто хором исполнили "Дубинушку" и что-то еще, а надзиратель "придрался". Но надо сказать, что людям свойственно рассказывать истории для себя в более позитивном свете, чем это было на самом деле. По собственному опыту могу сказать, что хоровое пение обычно начинается после некоторого "застолья". И судя по всему, обсуждение итогов походов проходило именно в здании больницы (за что Персидский и был уволен, если бы дело было у него в отдельном доме, то вряд ли было такое наказание). Так, что можно было бы на доме по адресу ул. Лермонтова 10, можно было бы повесить еще одну мемориальную табличку: "Здесь на будущего великого русского писателя…. был составлен полицейский протокол".
2. Персидского уволили, на его место поставили "молодого человека из семинаристов» С.П. Успенского. Летом 1884 года он решил отправиться в двух недельный отпуск, но по тогдашним правилам он должен был найти себе на время отпуска замену (так как был единственным врачом в больнице). И уговорил (с трудом) приятеля - Антона Чехова.
«В настоящее время я нахожусь в граде Звенигороде. Где волею судеб исполняю должность земского врача, упросившего меня заменить его на две недельки», - написал тогда еще начинающий писатель 14 июня 1984 г. Н.А. Лейкину, редактору журнала «Осколки», с которым сотрудничал.
Так, где же жил тогда врач-литератор? Это можно немного понять из его следующего письмв тому же Лейкину, где рисуется не очень лестная картина провинциального Звенигорода: "Перед моим окном гора с соснами, правее дом исправника, еще правее паршивенький городишко, бывший когда-то стольным городом... Налево заброшенный крепостной вал, левее лесок, а из-за последнего выглядывает Савва освященный. Заднее крыльцо, или вернее задняя дверь, около которой воняет сортиром и хрюкает поросенок, глядит на реку..."
Так вот - такой картины из дома по адресу Лермонтова 10 увидеть невозможно. Ведь строение это находится на окраине города, а сам город - за спиной, а не спереди, хоть и правее. И дом исправника - налево и назад. И "Савву" (монастырь) отсюда не видно, так как впереди находится гора, заросшая лесом. И река - не сзади (как это сказано в письме), а налево и она далеко, ей отсюда не видно.
Короче говоря, даже я по этой фразе определил примерно, где же именно жил Чехов, когда приехал на пару недель подменить своего коллегу.
Потом я обнаружил, что ровно к такому же выводу исследователи этого вопроса:
"В 1984 году писатель жил не при больнице, а в небольшом скромном домике в начале улицы Фрунзе, называвшейся тогда Саввинской. Дом это не сохранился".
Получается, что жил от вот тут:
3. Как раз в 1884 году местная земская управа выделила деньги на постройку нового здания больницы, и уже через год оно было введено в строй, во многом благодаря активной деятельности Успенского, который выступал также в роли проектировщика и прораба.
В ноябре 1885 Чехов приезжал на открытие нового корпуса земской больницы, ему предлагали работать в Звенигородской больнице на постоянной основе отказался, но он отказался. Наверное, потому что уже тогда решил не погружаться полностью во врачебные дела (писательство требовало все больше времени).
Довольно странным образом, Звенигородская больница еще в советские времена приняла название "имени Чехова",.
Бюст А.П. Чехова на территории больницы
4. Три лета подряд с 1885 года семья Чеховых (и Антон Павлович в том числе) жили в усадьбе Бабкино (на берегу Истры, 5 км на север от Воскресенска, у них был отдельный флигель), в гостях у семьи Алексея Сергеевича и Марины Владимировны Киселевых (Алексей Сергеевич. Киселев - местный земской начальник, меценат и покровитель творческих талантов, его жена писала для детских журналов). В эти же годы там жил и работал (с 1886 года в гостях у Киселевых) И.И.Левитан, с которым А.П.Чехова связывала дружба.
Раньше в Бабкино был памятник Чехову, но несколько лет назад его заменили на варианта "Левитан & Чехов"
5. Известно, что в 1885-86 гг. обитая в Воскресенске и его окрестностях (но не очень понятно - круглый год или только летом) А. П. Чехов иногда подменял своего друга-коллегу Успенского, в том числе во время его отпусков. Вот из его письма все тому же Лейкину 30.07.1886 из Бабкино:
"Пять дней тому назад ездил в Звенигород сменить ненадолго своего товарища, земского врача, где был занят по горло и болел". А летом 1887 года о работе в больнице в письмах уже не упоминается: «…из Бабкина не выезжал, если не считать поездок в Звенигород и окрестности».
6.После строительства новой больницы, старое здание стало жилым. Говорится, что тут стал жить врач больницы. Где-то упоминается, что и сейчас дом принадлежит врачу, но имеет ли он отношение к больнице не известно. Но только вполне очевидно, что небольшой домик за последние годы сильно разросся, Он стал двухэтажным, с разными пристройками.
Итак подводим итоги нашего небольшого расследования:
1. В звенигородской больнице А.П.Чехов действительно работал в 1884-86 гг., но наездами, "на подмену" своего друга Успенского.
2. В 1884 году он действительно работал в доме, который сейчас по адресу Лермонтова, 10, но жил при этом в другом месте, метров 200 вниз, у реки Москвы. Хотя, возможно, в 1886-м останавливался тут, когда больница переехала в новое здание.
3. Понятно, почему на доме 10 две почти одинаковых доски о "великом русском писателе": одну в 1950-х повесили тут, а другую - на дом у реки. А когда дом у реки исчез (скорее всего, развалился от старости), то доску оттуда перевесили сюда.
4. А.П.Чехов - великий писатель, оно конечно. Но врач он был все же рядовой. Было бы намного лучше назвать больницу именем "молодого человека из семинаристов» С.П. Успенского, усилиями которого во многом и была она создана. И бюст бы именно его поставить во дворе больницу (к сожалению, я найти больше информации о нем не нашел, даже как его имя-отчество).
А уж его друга-писателя упомянуть второй строкой. Думаю, Антон Павлович не обиделся бы, тем более, что шикарный памятник ему стоит в центре Звенигорода.
И еще про улицу Фрунзе, бывшую Саввинскую. Вот те места, где жил Чехов в 1884 году. Все эти дома (в состоянии полуразрухи) помечены в Викимапии, как "историческое здание", а некоторые - "здание культурного наследия".
Такие дела.