ВоЖНС-3. Студенческие годы

Feb 02, 2023 19:36


3-я глава мемуаров Колесова Александра Николаевича "Воспоминания о жизни нашей семьи".
Исходный вариант автора!

Учительствуя в Водоватове, я иногда задумывался над вопросом: "А что дальше? На всю жизнь быть сельским учителем или продвигаться дальше по дороге образования?"

В июле 1933 года я подал документы на поступление студентом на исторический факультет Горьковского педагогического института. Вступительные экзамены сдал на тройки. Студентом меня приняли условно, без стипендии. Если в зимнюю зачетную сессию сдам экзамены хотя бы на удовлетворительно, то буду зачислен в институт, а при двойках -- отчислен и направлен в распоряжение Арзамасского РОНО.

Нас, студентов-иногородников, поместили на жительство в Лядовское общежитие, что ныне на проспекте Гагарина. В комнате нас жило 7 первокурсников: Ваня Харитонов -- сын муромского рабочего, Костя Горнов и Алим Насретдинов -- бывшие беспризорники-детдомовцы, Коля Балов и я были сиротами, без отцов. Аркаша Завьялов и Костя Хамов -- выходцы из учительских семей. Позднее, когда Ивана Харитонова взяли на службу в армию, курсантом военно-летного училища, в комнату поселился Миша Максимов, если не ошибаюсь, тоже сирота. Все юноши были неплохие ребята, не увлекались спиртным, не курили. Все четыре года мы жили дружно, иногда по очереди носили выходные брюки, делили между собой все, что привозили или посылали с "оказиями" родители. Хлеб, картошку, пироги ставили на общий стол.

С первых дней студенчества у многих из нас стала забота о насущном куске хлеба. Студент Саша Колосов, живший тоже в нашем общежитии, организовал из нас рабочую бригаду. По вечерам, а иногда и ночью мы уходили на Ромодановский вокзал или окские пристани, на разгрузку зерна, помидор, арбузов, дров. Наш заработок позволял не только купить буханку коммерческого хлеба, но и сходить в кино, драматический или оперный театры.

Благодаря усилиям зимние экзамены я сдал на удовлетворительно и хорошо. Меня зачислили в институт. На втором и третьем курсах в моей зачетной книжке появились только хорошие и отличные оценки. Все выпускные экзамены были сданы на отлично. Я получил диплом с отличием об окончании института.

В годы учебы, в каникулы я приезжал к маме в родное село. В 1934 году наша семья вступила в колхоз "Красный пахарь". ЗА год до этого мы купили лошадь "Белоглазку". Ее, телегу с упряжкой отправили на колхозный двор. Летом мы все работали в колхозе: мама трудилась в поле и считалась лучшей пропольщицей и жницей, Степан -- возчиком разных грузов и косцом, а я записывал в ведомости и книжки колхозников трудодни. В первую осень за заработанные дни нам выдали около 60 пудов ржи, несколько мешков гречки, проса и овса, а также ведро меда (в колхозе была своя пасека).

Город Горький разбросал свои кварталы и заводы по берегам Волги и Оки. До их слияния -- Стрелки -- от института было 10-15 минут ходьбы и мы даже в перерывах занятий бегали на набережные взглянуть на многоводные реки, снующие по ним пароходы, а то и просто подышать чистым речным воздухом. Гудки пароходов манили нас в далекие путешествия... Студенческую жизнь дополняли замечательные вечера художественной самодеятельности, литературные встречи с писателями и поэтами.

Институт расположен в центре города, неподалеку от исторического Кремля. Преподаватель русской истории М.Н.Кутузов, замечательный краевед, не раз водил нас в Кремль и с увлечением рассказывал об истории Нижнего Новгорода, его памятниках и известных людях.

В 1935-1936 годах по результатам учебы нашу группу директор наградил 10-дневной поездкой в Ленинград. Подготовка к столь радостному событию шла активно, одни приобретали ручные часы, что считалось в те годы шиком, другие - брюки или модную рубашку. Наш однокашник Миша Максимов купил брюки и ботинки. И надо же случиться беде - в дороге, в поезде Горький-Ленинград, когда все пассажиры утром встали Миша не обнаружил ни брюк, ни ботинок: ночью их украли. Что делать? Не ехать же во вторую столицу России в трусах и босиком? По всему вагону мы объявили аврал. К счастью, у кого-то оказались поношенные штаны и сандалии.

Нижний Новгород -- родина писателей А.М.Горького, Н.А.Добролюбова, механика И.П.Кулибина, математика Н.И.Лобачевского, композитора М.А.Балакирева, революционера Я.М.Свердлова и многих других замечательных людей.

В 1936 году общественность города отмечала 100-летие со дня рождения Н.А.Добролюбова. Его талант раскрылся в юные годы. К сожалению, прожив 25 лет нелегкой судьбы, он скончался от чахотки (туберкулеза). Поэт Н.А.Некрасов в дни его кончины написал знаменитые слова о талантливом писателе-критике: "Какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало!"

Меня глубоко заинтересовала эта одаренная личность. Я прочел некоторые его произведения, статьи о нем в печати, не раз посетил Дом-музей и к юбилею написал статью "Самородок нижегородской земли". По дороге в институт опустил конверт в редакционный ящик на центральной улице имени Я.М.Свердлова. Нежданно-негаданно молодежная краевая газета "Ленинская смена" опубликовала статью с таинственной подписью "КАН". Моей радости не было конца! Небольшой первый гонорар я с другом Сашей Лебедевым оставили в ресторане "Эрмитаж".

По окончанию института мы решили устроит прощальный ужин на пароходе. На нем присутствовали все 19 выпускников из 42 студентов, прошедших за четыре года через нашу группу, За столом моей соседкой оказалась Марина Царенок -- красивая талантливая девушка с физическим недостатком: правая рука у нее была укорочена и она всегда писала левой. Ее дыхание и ласковый взгляд голубых глаз я ощутил с первых же минут, в перерывах застолья танцевал с ней, а потом мы долго шли пешком от Оки к общежитию. После нежных слов и страстных поцелуев на прощанье она мне сказала: "Вот такая - кому я нужна!" На работу Марину назначили в город Муром. Жалко, что о ее судьбе я ничего не знаю.

Мне, дипломнику с отличием, предоставили право выбрать место работы самому, кроме города Горького. Я решил ехать в город Павлово на Оке.

Во время учебы в институте наша семья пополнилась -- Степан Николаевич женился на крестьянке Марии Степановне Батуриной. В скором времени у них родился первый сын Валентин. К основной избе мама пристроила под одну крышу две небольшие комнатушки и перешла в них жить. Кормилица корова осталась с ней. Брат потихоньку стал обзаводиться своим хозяйством.

Несколько слов о Павлове. Этот старинный городок (основан в 1566 году) насчитывал тогда около 30 тысяч жителей. его постройки и дома в основном были деревянными и летом утопали в садах. Только в центре стояли небольшие кирпичные особняки, с торговыми лавкам и магазинами. Город был связан с краевым центром железнодорожной веткой. Павловские кустари-металлисты изготавливали на продажу замки, столовые и раскладные ножи, ножницы, ложки, вилки, сахарные щипцы... Не случайно, многие городские заборы состояли из металлических листов с выдавленными в них конфигурациями предметов домашнего обихода.

После Великой Отечественной войны город вырос. В нем расположились заводы по выпуску автобусов, медицинских инструментов, запасных частей к автомобилям, шоферских инструментов.
Образцовая средняя школа имени В.И.Ленина, где мне предстояло работать, находилась в центре города. Ее красивое трехэтажное здание было привлекательным. Весь преподавательский состав имел высшее образование и значительный опыт работы. В этот коллектив я включился быстро. Коллеги отнеслись ко мне, как к молодом учителю, с вниманием и помогали уверенно стать на ноги.
На августовской учительской конференции директор школы И.И.Большаков поручил мне прочесть для историков лекцию по теме первого занятия в 10-х классах. Подготовив тезисы, дома перед зеркалом я репетировал свое выступление. За зеркалом сидела и слушала меня учительница литературы А.П.Казанцева. Спасибо ей за помощь: мое выступление прошло удачно и получило хорошие отзывы.

В школе я вел историю в 8-10 классах. С первого занятия к урокам тщательно готовился, старался преподносить материал доходчиво, интересно. К оценке знаний учащихся подходил строго объективно.
Большой неожиданностью для меня явилась повестка военкомата о призыве на службу в армию. Первого декабря 1937 года в доме Федотовых, где я квартировал, состоялись мои проводы. На них приехала мама, были ученики и десятиклассники школы, а среди последних и Нина Красикова. Она на моих уроках при встрече наших глаз смущалась, краснела, да и я задерживал на ней свое внимание, Ее шел 18-й год, а мне -- 23-й!

Поезд доставил нас, призывников-новобранцев из Горького, в белорусский город Бобруйск, на окраине которого дислоцировалась 32-я танковая бригада, которой командовал будущий герой Великой Отечественной войны, маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков.

Борбуйск того времени -- это небольшой, чистый городок. Кроме белоруссов в нем жили евреи, русские. В его жизни чувствовалось военное дыхание. На улицах города можно было встретить и пехотинцев, и артиллеристов, и танкистов, и летчиков, и саперов, и связистов. И это не случайно -- граница с Польшей находилась от Бобруйска всего в ста километрах.

На вооружении нашей бригады были танки Т-26 и танкетки Е-38 с пушками калибра 45 мм и пулеметами. Нас, призывников с высшем образованием, зачислили в роту учебного батальона, в которой за 6 месяцев мы должны были пройти программу командиров взводов, а в последующие полгода стажироваться в частях на командные должности.

1_Репетиторство, ВоЖНС, 1_Мемуары

Previous post Next post
Up