Ситуационный стресс-тест.

Dec 22, 2020 00:48

За время проведение собеседований у меня выработался свой подход к стресс-интервью.
Точнее назвать его ситуационным или вариативным, когда тестовая ситуация изменяется при каждом ответе собеседуемого.
Первую половину встречи я использовал для обычного собеседования с отметкой степени развития навыков и компетенций.
Вторую - для определения практических навыков в виде ролевой игры.
Как и к обычному собеседованию, к такой игре нужно заранее подготовиться.

Полезно заготовить список исследуемых навыков и компетенций. Для его основы можно взять список компетенций для развития сотрудников компании.
Излишне обкладываться кучей формуляров, достаточно держать в голове общую картину. Делать пометки в рабочем блокноте, чтобы уже после собеседования заполнить форму сравнения кандидатов.

Как в любой ролевой игре надо чётко сформулировать границы обыгрываемых ролей и внимательно следить за соблюдением озвучиваемых правил.
Стрессовость обыгрываемой ситуации будет повышаться сама собой, так как ситуация будет развиваться по наименее привычному для кандидата сценарию.
Активность коммуникации также нужно повышать постепенно.

Обычно я заранее обговариваю тайминг и уточняю возможность задержаться подольше, если сильно увлечемся игрой.

Отдельно проговариваю возможность отказа от прохождения стресс-теста и что отказ никак не повлияет на результаты собеседования.
Но я был бы не я, если бы не получил ту же информацию без самого стресс-теста.
В случае отказа, мы мило обсуждаем в сослагательных наклонениях, какие могли бы быть варианты развития событий. Какие области компетенций можно было бы использовать в такой ситуации и какие меры предупреждения кандидат реализует на текущем месте работы.

После подтверждения согласия на стресс тест озвучиваю ролевую ситуацию.
"Представьте, что Вы успешно прошли все собеседования и сегодня у Вас первый рабочий день в нашей команде. Вам успели подключить компьютер и телефон, но доступ к системам появится только завтра.
Конец рабочего дня, коллеги потихоньку расходятся по домам. Я попросил Вас остаться на час, чтобы представить на еженедельной встрече с внутренним заказчиком.
Вдруг в open space вбегает встревоженный представитель заказчика, обводит бешеными глазами полупустое помещение и убегает со словами "Вы нам опять всё сломали на тестовом сервере!".
По этому направлению остались только Вы и аутсорсер дежурной смены, которого во время знакомства охарактеризовали как "очень неинициативный".
Я прошу Вас разобраться с этой ситуацией и даю указание аутсорсеру во всём Вам подчиняться в рамках этой проблемы и его зоны ответственности. Причём на личное общение с аутсорсером будет два раза по 5 минут с перерывом 15 минут. Результат нужен через 40 минут условного времени, когда подойдет время нашего доклада на упомянутой статусной встрече."
Две 5-минутных сессии общения с аутсорсером и самостоятельные действия разыгрываем вживую. Ответы аутсорсера изображаю я. Придерживаемся формулировок 3го лица: "я у него спросил..." и "он ответил ...". Если случайно переходим на 2е лицо "вы/ты", то считаем, что имитируется прямая речь с аутсорсером.
15-минутный перерыв между общением имитирует 5-минутная пауза, которую можно сократить по инициативе собеседуемого.
Если ожидается информация от аутсорсера к 40й минуте условного времени, то я также её озвучиваю.

Уточняю понимание постановки задачи, повторно проверяю готовность к прохождению стресс-теста, и начинаем имитационное общение.

Во время теста проставляю отметки в шаблоне компетенций. Позволяю на пару шагов углубляться в интересемую область компетенций, чтобы понять насколько уверенно собеседуемый владеет ей.
Если нужно стимулировать углубление по направлению, даю ответы в стиле "аутсорсер открывает телефонный справочник с возможностью отправки смс на личный мобильный номер сотрудника".
Если нужно перейти к другой области компетенции: "сотрудник, который исполнял заявки на этой системе, находится вне зоны действия сети" или ".. прислал смс, что будет на рабочем месте через 45 минут".

Основная цель - увидеть поведение кандидата в ситуации усиливающейся неопределённости, какие инструменты использует и не использует, сознательно или интуитивно, осознаёт ли стресса и степень его влияния. Способен ли в необычной обстановке скорректировать привычный план действий.

Идеальное завершение теста - самостоятельное выяснение отсутствия проблемы как таковой. Например, заказчик сам заказал операции, требующие длительного простоя системы. О чём был явно предупрежден заранее.
Если же выявляются зоны, требующие активного развития, то выбираю наиболее проблемную и даю заключение в стиле "через час приезжает команда штатных сотрудников и выясняет катастрофическую ситуацию, исправить которую вполне мог аутсорсер под руководством грамотного инженера".
Конечно, для этого нужно хорошо знать предметную область и уверенно ориентироваться в исследуемых компетенциях.

Если нет "залипающих компетенций", важно не передавливать и не вводить потенциального сотрудника в жёсткий ступор безысходности. Достаточно стойкого ощущения чувства постоянной неопределённости. Желательно оставлять надежду на успешное решение ситуации "подоспевшими основными силами" или внезапно поступившей информацией об отсутствии реальной проблемы. Для этого хорошо подходит "информация от аутсорсера на 40й минуте".

К завершению тестирования нужно начать совместно выходить из состояния стресса.
Полезно немного приоткрыть секрет создания стрессовой атмосферы и обозначить постановочность ситуации. В обычной работе такие проблемы случаются довольно редко.
Можно использовать гипнотическую фразу "А теперь выходим из состояния стресса".
Используем глаголы сослогательного наклонения, меняем тон на доброжелательно-рассудительный. Начинаем обсуждать сложности ситуации и как можно было бы в спокойной обстановке подготовиться к действиям в таких неожиданных ситуациях.
"Может что-то похожее происходило в Вашей практике? Что Вы применяете для снижения рисков и облегчения последствий?"
Важно, чтобы у человека осталось положительные впечатления о необычном собеседовании.

--
Александр Иванов. Декабрь 2020.

Надеюсь, Вам понравился этот текст про вариативные ситуации на собеседовании.
Задавайте вопросы в комментах и в личку.
Хотите лонг-рид на другую тему? Менеджмент и системы управления, роль в команде и опросник Белбина, принятие тяжелых жизненных ситуаций, "теория всего" и вариативная модель вселенной?.

За время проведение собеседований у меня выработался свой подход к стресс-интервью.
Точнее назвать его ситуационным или вариативным, когда тестовая ситуация изменяется при каждом ответе собеседуемого.
Первую половину встречи я использовал для обычного собеседования с отметкой степени развития навыков и компетенций.
Вторую - для определения практических навыков в виде ролевой игры.
Как и к обычному собеседованию, к такой игре нужно заранее подготовиться.

Полезно заготовить список исследуемых навыков и компетенций. Для его основы можно взять список компетенций для развития сотрудников компании.
Излишне обкладываться кучей формуляров, достаточно держать в голове общую картину. Делать пометки в рабочем блокноте, чтобы уже после собеседования заполнить форму сравнения кандидатов.

Как в любой ролевой игре надо чётко сформулировать границы обыгрываемых ролей и внимательно следить за соблюдением озвучиваемых правил.
Стрессовость обыгрываемой ситуации будет повышаться сама собой, так как ситуация будет развиваться по наименее привычному для кандидата сценарию.
Активность коммуникации также нужно повышать постепенно.

Обычно я заранее обговариваю тайминг и уточняю возможность задержаться подольше, если сильно увлечемся игрой.

Отдельно проговариваю возможность отказа от прохождения стресс-теста и что отказ никак не повлияет на результаты собеседования.
Но я был бы не я, если бы не получил ту же информацию без самого стресс-теста.
В случае отказа, мы мило обсуждаем в сослагательных наклонениях, какие могли бы быть варианты развития событий. Какие области компетенций можно было бы использовать в такой ситуации и какие меры предупреждения кандидат реализует на текущем месте работы.

После подтверждения согласия на стресс тест озвучиваю ролевую ситуацию.
"Представьте, что Вы успешно прошли все собеседования и сегодня у Вас первый рабочий день в нашей команде. Вам успели подключить компьютер и телефон, но доступ к системам появится только завтра.
Конец рабочего дня, коллеги потихоньку расходятся по домам. Я попросил Вас остаться на час, чтобы представить на еженедельной встрече с внутренним заказчиком.
Вдруг в OpenSpace вбегает встревоженный представитель заказчика, обводит бешеными глазами полупустое помещение и убегает со словами "Вы нам опять всё сломали на тестовом сервере!".
По этому направлению остались только Вы и аутсорсер дежурной смены, которого во время знакомства охарактеризовали как "очень неинициативный".
Я прошу Вас разобраться с этой ситуацией и даю указание аутсорсеру во всём Вам подчиняться в рамках этой проблемы и его зоны ответственности. Причём на личное общение с аутсорсером будет два раза по 5 минут с перерывом 15 минут. Результат нужен через 40 минут условного времени, когда подойдет время нашего доклада на упомянутой статусной встрече."
Две 5-минутных сессии общения с аутсорсером и самостоятельные действия разыгрываем вживую. Ответы аутсорсера изображаю я. Придерживаемся формулировок 3го лица: "я у него спросил..." и "он ответил ...". Если случайно переходим на 2е лицо "вы/ты", то считаем, что имитируется прямая речь с аутсорсером.
15-минутный перерыв между общением имитирует 5-минутная пауза, которую можно сократить по инициативе собеседуемого.
Если ожидается информация от аутсорсера к 40й минуте условного времени, то я также её озвучиваю.

Уточняю понимание постановки задачи, повторно проверяю готовность к прохождению стресс-теста, и начинаем имитационное общение.

Во время теста проставляю отметки в шаблоне компетенций. Позволяю на пару шагов углубляться в интересемую область компетенций, чтобы понять насколько уверенно собеседуемый владеет ей.
Если нужно стимулировать углубление по направлению, даю ответы в стиле "аутсорсер открывает телефонный справочник с возможностью отправки смс на личный мобильный номер сотрудника".
Если нужно перейти к другой области компетенции: "сотрудник, который исполнял заявки на этой системе, находится вне зоны действия сети" или ".. прислал смс, что будет на рабочем месте через 45 минут".

Основная цель - увидеть поведение кандидата в ситуации усиливающейся неопределённости, какие инструменты использует и не использует, сознательно или интуитивно, осознаёт ли стресса и степень его влияния. Способен ли в необычной обстановке скорректировать привычный план действий.

Идеальное завершение теста - самостоятельное выяснение отсутствия проблемы как таковой. Например, заказчик сам заказал операции, требующие длительного простоя системы. О чём был явно предупрежден заранее.
Если же выявляются зоны, требующие активного развития, то выбираю наиболее проблемную и даю заключение в стиле "через час приезжает команда штатных сотрудников и выясняет катастрофическую ситуацию, исправить которую вполне мог аутсорсер под руководством грамотного инженера".
Конечно, для этого нужно хорошо знать предметную область и уверенно ориентироваться в исследуемых компетенциях.

Если нет "залипающих компетенций", важно не передавливать и не вводить потенциального сотрудника в жёсткий ступор безысходности. Достаточно стойкого ощущения чувства постоянной неопределённости. Желательно оставлять надежду на успешное решение ситуации "подоспевшими основными силами" или внезапно поступившей информацией об отсутствии реальной проблемы. Для этого хорошо подходит "информация от аутсорсера на 40й минуте".

К завершению тестирования нужно начать совместно выходить из состояния стресса.
Полезно немного приоткрыть секрет создания стрессовой атмосферы и обозначить постановочность ситуации. В обычной работе такие проблемы случаются довольно редко.
Можно использовать гипнотическую фразу "А теперь выходим из состояния стресса".
Используем глаголы сослогательного наклонения, меняем тон на доброжелательно-рассудительный. Начинаем обсуждать сложности ситуации и как можно было бы в спокойной обстановке подготовиться к действиям в таких неожиданных ситуациях.
"Может что-то похожее происходило в Вашей практике? Что Вы применяете для снижения рисков и облегчения последствий?"
Важно, чтобы у человека осталось положительные впечатления о необычном собеседовании.

--
А.

Надеюсь, Вам понравился этот текст про вариативные ситуации на собеседовании.
Задавайте вопросы в комментах и в личку.
Хотите лонг-рид на другую тему? Менеджмент и системы управления, роль в команде и опросник Белбина, принятие тяжелых жизненных ситуаций, "теория всего" и вариативная модель вселенной?
Previous post Next post
Up