Нетуристическая Эстония

Aug 13, 2016 16:35

Учителя в Союзе зарабатывали не так, чтоб очень много, поэтому папа с мамой постоянно брали полторы ставки и соглашались на все замены, папа, помимо этого, давал частные уроки, и все равно жили от зарплаты до зарплаты. В 1979 отец папиной ученицы Лоры Бокшан, будучи бригадиром закарпатской строительной бригады, ездившей в Эстонию на заработки, предложил папе работу на каникулы - привезти школьный отряд в Эстонию. Там к тому времени активно действовала ЭДШ (Эстонская дружина школьников), в которой отряды старшеклассников под руководством двух учителей работали месяц-полтора в колхозах и совхозах Эстонии. Работа была низковалифицированная - прополка, укладка тюков сена в сараи, сбор камней с полей. Но за работу платили, и в сумме получалось очень неплохо по тем временам - в 1980 г. дети привозили по 120-130 рублей, а учительская ставка у нас была около 80. За работу учителям платил принимающий их совхоз или колхоз, он же предоставлял проживание, питание и автобус для поездок по стране. А ЭДШ организовывала "культурную программу", пиком которой были районные слеты - три дня в палатках с кучей всяких конкурсов, включая перетягивание каната, бой подушками, сидя на бревне, и бальные танцы. Большинство отрядов были местными, эстонскими, но было несколько московских, латышских и вот наш ужгородский - интеротрядов. Вообщем, в 1980 папа съездил с детьми из 9 класса, в котором он был классным руководителем, а в 1982-м мы поехали все вместе - папа командиром отряда, мама - комиссаром (это не я придумала, так это называлось) и мы со Светкой, комхвостиками. Работать нас отправляли как всех, с одним исключением - по мелкости лет (мне было 12, а Светке и вовсе 9), на сено нас не брали - а сено было не только самой высокоплачиваемой работой, но и самой нескучной. Уезжали обычно в 20-х числах июня, возвращались в начале августа, в промежутке помещалось 30 рабочих дней. Первую заработанную сумму - 111 рублей 84 копейки, помню, а вот досталось ли мне что-то из нее на личные траты - не помню. Но уже не важно, потому что после всех прошедших лет то, что осталось - это хорошие воспоминания. И люди.
Мама с папой дружили с совхозным начальством, и многие годы после развала Союза Аллар, сын директора совхоза Олева, встречался и переписывался с папой. После папиной смерти алларовых контактов не осталось, и пришлось их искать через интернет. Но как-то находилось не то, а я ж собралась ехать в Эстонию, время поджимало. В гоо нашлась девушка leah-tln, раздобывшая алларовы контакты в каких-то тайных источниках, мы списались и договорились встретиться. Так что в воскреченье Аллар приехал за нами в Таллинн и повез к себе на хутор, проехав по дороге через все знаковые для меня места.
Бывшая баронская усадьба, а ныне школа в Валгу и окружающий ее старый парк - здесь мы когда-то жили, прямо в школьном здании. Через парк шли в столовую и по утрам - в контору за работой. Здесь же я попробовала первый алкоголь в своей жизни - кто-то угостил пивом на Ян-день. В этом парке летом после 8-го класса впервые поцеловалась с мальчиком.










Велизе - здесь мы работали на прополке и накрывали пленкой силосные ямы. Где-то рядом у нас на глазах в 1985 дотла сгорел хутор, помочь было невозможно, хорошо, что никто не пострадал.
Кто-то очень классный построил здесь "остров качелей" - о, как мои дети тут оторвались!!! Маленькая "омега" - метров 15 - прямо над речкой, обратно самые умные ходили по мостику, а самые смелые - по бревнышку. А самый предусмотрительный Аллар сначала посоветовал раздеть Майю до трусов, а потом, увидев, что я тоже полезла на омегу, тихо скрылся в глубине острова. В итоге мы здорово набесились, только кое-кто из смелых брякнулся в воду и потом долго пытался отогреться ))






















Дома у Аллара - мало того, что нас кормили человеческой едой в нечеловеческих количествах! Нас пустили на вольный выпас в сад, где кое-кто впервые в жизни попробовал малину, смородину, крыжовник и огурцы прямо с грядки. Сфоткались на память. Маленький человечек - Эрке, младший алларов внук, сын удивительной Рийн (то, что они с Катей выглядят как родные сестры, не заметил только ленивый, а Майя так ее и называла "Рийн, которая почти Катя")



А потом Аллар повез нас к своим родителям, в Нурту, где в программу развлечений вошли домашний пирог с вишнями, сбор клубники с грядки, рыбалка, заплыв самых смелых на катамаране с поломанным рулем и сауна. Я про эту конкретную сауну 30 с лишним лет слушала мамины восторги, но попала в нее впервые. Сауна Олева стоит каждого слова и каждого вздоха сама по себе, а уж речка, в которую ты выбегаешь окунуться прямо из парилки - о, это нечто! Все чаще меня посещает мысль как -нибудь в будущем напроситься к Аллару в гостевой домик и протащиться от сельской жизни.






















Я почему-то думала, что все, кого я помнила блондинами, так ими и останутся. Оказалось, что все седые,даже Аллар, который всего-то на 7 лет меня старше (блин, в мои 16 он мне казался ну не стариком, но вот человеком другого поколения точно). Хотя очень спортивные - даже Олев в его 80 выступает на чемпионатах Эстонии по настольному теннису, я дипломы за призовые места видела. Но главное - все такие же славные и родные, как и раньше.

Майя, Ронька, радости жизни, Котик, путешествия

Previous post Next post
Up